Лента новостей

От Казахского ханства до независимости: как развивалась наша Конституция

Самые существенные изменения в Конституцию были внесены в 2007 и 2022 годах
От Казахского ханства до независимости: как развивалась наша Конституция
Фото: El.kz 30.08.2022 08:45 4778

Главный документ страны за свою историю прошел несколько этапов трансформаций. Это и советский период, когда были приняты документы Казахской АССР (1926 год), Казахской ССР (1937 и 1978 годы), и, конечно же, первая Конституция независимого Казахстана 1993 года, и новый документ 1995 года, по нормам которого страна живет, по сей день. О том, как развивался главный закон страны, порталу El.kz рассказал историк Еркин Абиль.

В новейшей истории изменения и дополнения в Конституцию вносились шесть раз: в 1998 году, 2007-м, в 2011-м и 2017-м, в 2019. Последние поправки в главный закон страны были внесены в июне 2022 года, по итогам всенародного референдума. Изменения коснулись 33 статей посвященных полномочиям и статусу Президента страны, Парламента, политических партий, местных исполнительных органов, природных ресурсов и не только.

Прообразы Конституции

Доктор исторических наук, профессор, директор Института истории государства Еркин Абиль придерживается мнения, что истоки Конституции Казахстана начали зарождаться в эпоху формирования казахской государственности.

От Казахского ханства до независимости: как развивалась наша Конституция

«Историю развития нашей Конституции, следует рассматривать со свода законов «Жеті Жарғы». Да, текст этого документа, не сохранился в полной мере и он больше известен в пересказе, но нет сомнений, что такой нормативный документ существовал. Следуя определенным традициям, право казахского общества мы называем обычным правом, то есть правом, основанным на обычае. Но в то же время ряд ученых, считает, что оно было позитивным правом (государственным), это право, которое было легитимизировано государством», - отмечает историк.

Право, по которому жили в период Казахского ханства, было довольно функциональным и отвечало всем требованиям, как правителей, так и народа. Оно регулировало не только общественные отношения (например, нормы уголовного, гражданского, семейного права), но и описывало функции государственного устройства. Однако некоторые историки полагают, что прообраз Конституции существовал еще раньше, указывая на нормы закона - Ясы Чингисхана, а это уже начало XIII века.

Конституции Казахстана в период советской власти

В современном понимании, история Конституции Казахстана берет начало со времен Казахской АССР. Почти сто лет назад, в 1926 году была принята первая Конституция республики в составе РСФСР, в которой было прописано, что Казахстан является равноправной республикой. В этом документе законодательно были закреплены такие нормы как избирательное право, государственное устройство республики, его форма правления, структура власти.

Следующая Конституция, которая была принята в составе СССР, это документ от 1937 года. Помимо государственного устройства, органов власти и всего прочего в Конституции Казахской ССР, были приписаны ключевые права и обязанности граждан. Так по закону людям были гарантированы такие права как: неприкосновенность личности и жилища, свобода слова и печати, право на труд, на собрания и демонстрации.

По словам историка, все Конституции принятые в период советской власти были номинальными и прямой силы не имели, они носили больше декларативный характер.

«Многие нормы, которые в них были заложены, в принципе, не соблюдались. Например, в Конституции Казахской ССР 1937 года было очень много пунктов о правах человека, и внешне это был очень демократический документ. Просто абсолютно не работали механизмы реализации всех этих норм. Существует даже версия, объясняющая причины большого террора 1937 года, что возможно он связан именно с принятием новой Конституции. Дело в том, что в тот год на выборах местных советов коммунисты терпели поражение. Народ поверил в новую Конституцию, поверил, что будут проводиться выборы, и соблюдаться все права и свободы. Получается, что реализация Конституции активизировала политические массы, это напугало Сталина и его окружение. Как результат власть решила сразу же пресечь эту активность, начав репрессии», - говорит Еркин Абиль.

Завершал советский период развития Конституции Казахстана, документ от 1978 года. По нему власть находилась в руках народа, а главный руководящий орган был компартия КазССР. В законе было прописано административно-территориальное устройство, полномочия всех органов власти, статус народных депутатов, основные государственные институты и другое.

«Конституция 1978 года тоже была декларативной, но преуменьшать роль всех этих документов нельзя. Потому что именно они заложили юридические основы, того чтобы Казахстан в последующем мог провозгласить свою независимость, причем сделать это относительно безболезненно. Юридически во всех этих документах, такая единица как Казахстан уже была прописана. Были определены его границы, основные институты, прокуратора, органы власти и т.д. То, что эти документы существовали, для Казахстана было плюсом. И кстати, первые годы независимости мы прожили по Конституции 1978 года с небольшими изменениями», - отмечает историк.

Документы периода независимости

Первая Конституция в независимом Казахстане была принята 28 января 1993 года. Документ включал 131 статью и в нем уже были прописаны основные нормы суверенной республики: суверенитет народа и государства, полномочия Президента как главы государства, признание казахского языка как государственного, разделение властей, введение Верховного суда и не только. Однако как в экспертном сообществе, так и во власти начали возникать дискуссии по некоторым ее положениям.

«Первая Конституция независимого Казахстана 1993 года, с самого начала вызывала споры. В ней вроде бы все правильно было прописано, были устранены многие советские нормы. Но вместе с тем, недостатков в этом документе было очень много. Да, говорят, что по ней Казахстан являлся парламентской республикой. Но на самом деле в ней не было четко определено, какая у нас республика. По этому документу было непонятно: президентская мы республика или парламентская. Не было прописано четкого разделения полномочий между органами власти. Как результат спикер парламента по-своему трактовал эти нормы, президент по-своему. Например, по этому документу, Президент считался главой исполнительной власти», - объясняет Еркин Абиль.

По словам историка еще одной недоработкой первой Конституции было, то, что в ней не было специального раздела о правах человека.

«Были определены права гражданина, но именно приоритет прав человека не был прописан. Видимо просто забыли. Зато в этом документе были детально пописаны все процедуры назначений на должности во власть. Безусловно, эта Конституция была большим шагом вперед. Но в то же время в ней уже были заложены все будущие юридические проблемы, с которыми Парламент и страна столкнулись через два года», - говорит историк.

Историк отмечает, что, из-за недочетов в Конституции, начали тормозиться все экономические реформы. Например, для того чтобы появился частный бизнес необходимо было менять гражданское законодательство, то есть все кодексы. Нужно было законодательно вводить понятия «малый» и «средний» бизнес, нужна была либерализация.

«Парламент был против приватизации, среди депутатов были сторонники госрегулирования, они были против привлечения иностранных инвестиций, и создания рыночных отношений. Как результат реформы затянулись. И в 1995 году в стране грянул политический кризис, распускается парламент и принимается новая Конституция. Большая часть законов, которые действительно подтолкнули экономические реформы вперед, были приняты Президентом единолично, в виде конституционных законов, в промежутке, когда не было Парламента. Глава государства воспользовался моментом, когда старый парламент был распущен, а новый еще не создан. Конечно, реформы 1995 года нельзя назвать социально ориентированными, но по сравнению с социальным кризисом 1989 - 1993 годов, это был прогресс. По сути, все экономические реформы начали работать только с 1995-го, 1996-го годов», - рассказывает Еркин Абиль.

Конституция 1995 года кардинально отличалась от документа 1993 года, и практически концентрировала всю власть в руках Президента. В законе было четко пописано, что Казахстан является страной с президентской формой правления и все споры по этому поводу прекратились. Еще одно важное отличие новой Конституции от старой, то, что в ней в приоритет были поставлены права и свободы человека.

Основную часть документа 1995 года подготовил известный казахстанский ученый-юрист Нагашибай Шайкенов. Также в разработке участвовал Еркеш Нурпеисов, и другие эксперты, были среди них и иностранцы. Так в числе разработчиков был председатель Конституционного Совета Франции.

За основу Конституции Казахстана была взята французская модель главного документа страны. Особенно схожи положения о президентской власти, ведь, как известно во Франции очень сильны позиции главы государства.

О поправках в главный закон страны

Самые существенные изменения в Конституцию были внесены в 2007 и 2022 годах. В 2007 году произошла консолидация власти, а именно усиление роли президента.

«Насколько это было правильно сказать сложно. Но видимо для этого были свои основания, шел быстрый рост экономики. Тактически на тот момент какую-то позитивную роль это сыграло. Проблема между централизованной политической системой и потребностью в либерализации экономики пока не замечалась. Под государственный контроль начали уходить сферы, которые были всегда рыночными. Но оказалось, что из-за негибкого госаппарата экономика больше не может расти. В период с 2007 по 2015 год госаппарат все свои положительные качества утратил, выросла бюрократия», - поясняет историк Еркин Абиль.

Если говорить о поправках 2022 года, то сейчас для их реализации необходимы работающие законы. Поэтому Мажилису страны в этом году придется проделать колоссальную работу. Историк Еркин Абиль предполагает, что при обсуждении законопроектов будет немало дискуссий и полемики. Также он отмечает, что Конституция как юридический документ должна быть гибкой, ведь с изменением общественных отношений часто возникает необходимость изменить нормы права, которыми эти отношения регулируются.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!