Онлайн-магазины приравняют к торговым объектам: как в Казахстане усиливают меры по защите прав потребителей
В Казахстане планируют усилить меры по защите прав потребителей. В действующее законодательство внесены поправки, которые предусматривают введение института омбудсмена, повышение роли общественного контроля и регулирование онлайн торговли. О предлагаемых изменениях на заседании областного общественного совета рассказали представители Департамента торговли и защиты прав потребителей по СКО. Подробности в материале ИА El.kz.
Довольно часто казахстанские потребители сталкиваются с нарушениями их прав. В одной только Северо-Казахстанской области с начала года в профильный Департамент поступило свыше трёхсот устных и письменных обращений со стороны населения. Анализ показал, что больше всего нарушения допускают в следующих сферах деятельности: розничная торговля – 44,6%, электронная торговля – 42,9%, бытовые услуги – 3,0%.
По итогам рассмотрения обращений оказана помощь в возврате потребителям денежных средств в размере более 9 миллионов тенге. Вынесено 17 постановлений о наложении административных взысканий. Субъектами предпринимательства в доход государства оплачено около полумиллиона тенге штрафов.
Как сообщили в Департаменте торговли и защиты прав потребителей по СКО, в настоящее время в стране начато реформирование системы защиты прав потребителей. Задача - найти баланс между интересами граждан и бизнеса. С этой целью вносятся изменения в действующее законодательство. Предусмотрен ряд нововведений.
Первое - это введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Основная задача – повышение роли общественного контроля.
"Институт омбудсмена уже стал неотъемлемой частью эффективного регулирования в различных сферах жизни общества. Омбудсмен будет выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей, являться глазами и голосом потребительского сообщества. В его функции будут также входить: координация общественных институтов защиты прав потребителей, соблюдение баланса интересов сторон рынка и совместная партнерская работа с созданным более семи лет назад институтом Бизнес-омбудсмена" - сообщила и.о. руководителя областного Департамента торговли и защиты прав потребителей Лазьм Мияшева.
Второе нововведение связано с упрощением четырехступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей до двухступенчатого. Тут основная цель заключается в снижении бюрократических барьеров в сфере защиты прав в пользу потребителей.
Как пояснили специалисты, ныне существующий механизм защиты потребителем своих прав выглядит следующим образом: 1 ступень – предприниматель (10 дней); 2 ступень – медиатор (15-30 дней); 3 ступень – госорган (20 дней); только после этих трех ступеней потребитель заслуживает внимания суда по рассмотрению гражданских дел при наличии спора с предпринимателем.
Предлагается дебюрократизировать эту процедуру. Потребитель будет обязан обратиться к предпринимателю с жалобой и, если его требования игнорируются, он уже может выбрать способ реализации своей защиты между медиатором, госорганом или судом.
Третье новшество подразумевает введение гражданско-правовой ответственности в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя в целях мотивации субъектов предпринимательства на качественное выполнение законных требований потребителя.
"Следует отметить, что статьей 54 проекта Закона предусмотрено введение штрафа в пользу исключительно потребителя, чьи законные требования не были удовлетворены предпринимателем на досудебном этапе. Уникальная особенность данного штрафа заключается в том, что его сумма, взысканная судом на основе состязательности сторон, перечисляется в пользу потребителя, защищающего свои законные права. Аналогичный штраф в пользу потребителя действует в Российской Федерации и Республике Беларусь. Статья 61 Договора о Евразийском экономическом союзе гласит о том, что государства-члены проводят согласованную политику в сфере защиты прав потребителей, направленную на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому реституция этой нормы, имевшейся в отечественном законодательстве в сфере защиты прав потребителей до 2010 года, направлена на реализацию нашей страной требований статьи 61 Договора о ЕАЭС" - пояснила Лазьм Мияшева.
Эксперты отмечают положительные стороны введения этой нормы: во-первых, это мотивация предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе, во-вторых - стимулирование развития общественного мониторинга и построения цивилизованного рынка в стране, в-третьих, это приведет к развитию гражданской рыночной экономики без вмешательства административных органов.
Еще одно изменение касается восполнения законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли и в целом на рынке электронной коммерции.
Планируется усилить роль общественных институтов, дебюрократизировать систему защиты прав потребителей, ввести гражданскую правовую ответственность бизнеса с целью мотивации к добровольному разрешению спора между субъектами рынка, включая сегмент онлайн торговли.
В частности, предлагается приравнять интернет-ресурсы, используемые в целях реализации товаров, к «торговым объектам». В свою очередь это позволит исключить правовые неточности в сегменте онлайн торговли.
Помимо этого, есть предложение расширить определение термину «электронная коммерция», что позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей услуг и работ при заказе в различных мобильных приложениях, - отметили в Департаменте торговли и защиты прав потребителей.
Читайте также: