Не торопясь о скорости

Где научиться экстремальному вождению?

Неуемная жажда скорости может довести до трагедии, а может сделать человека профессиональным автогонщиком. Сегодня автомотоспорт в Казахстане развивается на должном уровне и для этого создаются необходимые условия. Вице-президент Федерации автомотоспорта Казахстана Владимир Бородин рассказал, как направить свою энергию и умения в нужное русло и извлечь из этого максимум удовольствия.

Владимир пришел в автоспорт в 1976 году, когда ему было 18 лет. Сначала занимался фигурным скоростным вождением. А в 1977 году он пришел в секцию ДЮСААФ к Юрию Брагину. Тогда он жил еще в Павлодаре.

- Я ездил на Жигули. Тогда я работал в таксопарке. Нас учили фигурному вождению. В застойное время на Волге гонялись. Кто выигрывал, тот ехал на республику. Я попадал в тройку. Потом познакомился с Женей Кравцовым, который меня привел в секцию и познакомил с Юрием Брагиным. Я был штурманом Брагина. Ездил на ипподромные гонки, кросс. А когда у меня появилась семья, мне пришлось переехать в Алматы из-за аллергии у сына. Там в 1998 году я открыл школу экстремального вождения.

- Кого Вы принимаете в свою школу?

- Всех желающих. Сейчас даже дети занимаются.

- С какого возраста?

- Как только начинают доставать до педалей. Так мы готовим спортсменов молодых. Потому что когда приходит ребенок и начинает заниматься, если ему это нравится, в дальнейшем он придет к нам в автомобильный спорт. А если мы его не берем, тогда он пойдет на плавание, бокс, борьбу. Талантливый человек, который любит экстрим состоится в другом виде спорта, и к нам он придет только тогда, когда там не сможет выступать. Как правило, это происходит уже после 30 лет. Поэтому мы приняли решение тренировать детей с раннего возраста. Главное, чтобы родители дали свое согласие. Все это официально. Доверенность на занятия тренировочные и автоспортом заверяется нотариусом.

- А Ваши сыновья до сих пор в автоспорте? Каких успехов они достигли?

- Валера и я – мастера спорта Республики Казахстан, Петр – мастер спорта международного класса. Он выиграл международную гонку в Москве. Дважды он становился призером и на третий раз в 2017 году он выиграл в абсолюте международные соревнования. Там даже Новиков участвовал, который чемпионат мира гонял, и о котором очень много говорили. Петр и его объехал. Это ралли-мастер, туда приглашают самых быстрых молодых спортсменов из разных стран. Обычно там собирается около 10-12 стран.

На фото семья Бородиных.

- Насколько развит и поддерживается автомотоспорт в Казахстане?

- То, что Петр выиграл международную гонку, в которой участвовали спортсмены из Германии, Израиля и других стран, уже говорит о высоком уровне подготовки наших гонщиков. В Австралии, в Арабских Эмиратах он попал в топ-3. Александр Артемьев у нас гоняется. Он тоже мой ученик. Начинал он лет с 15-16. Он гоняет кольцо. В России был в тройке сильнейших, сейчас международные гонки на Volksvagen гоняет, на кубке мира он приехал вторым, показывает наилучшие результаты.

Мы проводим чемпионат мира по спидвею. Трижды проводили в Алматы на Медео. И в этом году провели в Астане. Кроме того, в этом году мы провели пятый этап кубка мира «Ралли Казахстан 2018». Уровень растет. Чтобы провести кубок мира и спидвей, приезжает специальная комиссия, проверяет, сможем ли мы это сделать, смотрит, насколько соответствует поле ледяное, трасса для ралли, перекрытие, судейская бригада. Сначала мы проводили чемпионат Казахстана, потом кандидатские гонки. Приезжали комиссии, проверяли все, только после этого нам дали пятый этап кубка мира. Я считаю, что это огромное достижение нашей федерации в чемпионате мира и кубке мира.

Опыт огромнейший мы приобретаем, когда проводим такие соревнования. Все это благодаря руководству нашей федерации. Раньше президентом был Болат Актаев, которого, к сожалению, сегодня с нами нет. Теперь ФАМС РК возглавляет Марат Абыкаев, мечтой которого было провести ралли-рейд мирового масштаба. Его команда не подвела, и эту мечту удалось воплотить в реальность общими усилиями.

По всему Казахстану также проходят соревнования на местном уровне. В год около 80 мероприятий. Почти каждые выходные в каком-нибудь из городов Казахстана проходят гонки. Нередко это любительские соревнования по автомотоспорту, где любой желающий может принять участие на своем собственном автомобиле. Там есть ограничение скорости, они ездят без каркаса, есть определенные требования. И эти мероприятия организуются не просто так.

- После каждого кризиса мы начинаем, можно сказать, заново развивать автомобильный спорт именно благодаря любительскому. Когда был только профессиональный спорт, тогда человек покупая машину, не просчитывал бюджет. Мы сделали массовые дисциплины для пилотов, которые хотят гоняться на своей машине. Чтобы любой желающий приехал, покатался и понял, что это за машина, какой бюджет уходит на бензин, на резину и вообще какой автомобиль ему брать. И это здорово помогает. Ведь может случиться так, что человек пришел, увидел красивую машину, поехал и не справился с ней.

Благодаря любительскому спорту авогонщик начинает с малого, тренируется, ездит, набирается опыта и потом понимает, какую машину ему взять в профессиональный спорт и что ему ближе – дрифт, драгрейсинг, фигурное вождение, ралли, кросс, трековые гонки, спидвей, мотокросс. Сейчас появились разные виды и мотоциклетного спорта. И на любительском этапе водитель может определиться, что ему больше нравится, что он сможет потянуть по бюджету и какого спонсора ему можно привлечь. Без спонсора это очень сложно. Вложения в автомотоспорте достаточно большие. К примеру, «Жигулевский» мотор стоит от пяти тысяч долларов и выше. Это только двигатель. Но несмотря на это все, желающих заниматься автомотоспортом немало.

- Сколько нужно учиться в школе экстремального вождения?

- Раньше у меня была двенадцатичасовая программа. Потом я понял, что все люди разные и каждый усваивает по-своему. Я всегда рекомендую первый блок занятий от 3 до 5 часов в летний период и столько же в зимний. Это чтобы начать учиться. Многие школы говорят «Приходите к нам и после 10-12 часов Вы станете супер водителем». Никогда в это не верьте. Пройдя два-три часа обучения, Вы начнете уже ездить по-другому, начнете понимать, как рулить, куда смотреть, как управлять автомобилем. Это очень важно. Ну а чтобы хорошо гонять, надо постоянно учиться. Я, например, уже 42 года учусь. Я учусь на курсантах, на своем опыте, машины постоянно меняются, техника совершенствуется – здесь всегда есть чему учиться. Профессионализм гонщика напрямую зависит от того, как он будет развиваться и повышать свой уровень.

- Сколько стоит курс?

- От 12 тысяч в час. Вообще, чтобы быть всегда в форме, нужно хотя бы 2-3 раза в год приходить на занятия.

- Ваша дочка тоже занимается автоспортом?

- Да. Вот мы только с ней гоняли ралли-спринт, заняли второе место. Ей 13 лет. Сейчас она поедет на азиатские соревнования, а именно в Корею, чтобы выступить на Гран-При Азии по чирлидингу, которым занимается уже 4 год, а со мной ездит когда нужно подменить моего постоянного штурмана.

- Владимир, когда Вы в городе или на трассе, не хочется ли прибавить газа и погонять, показать всем как Вы умеете?

- Нет. Когда ты постоянно живешь этим экстримом и тебе есть где потренироваться, такого желания не возникает. Люди, которые приходят к нам заниматься, наоборот начинают по улицам ездить тише, потому что понимают, чем это грозит. Они, как говорится, здесь пар спускают и потом по городу ездят спокойно.

- А вообще насколько это опасный вид спорта?

- Любой спорт связан с определенным риском. Так и здесь. Известный семикратный чемпион Михаэль Шумахер разбился в горах, катаясь на лыжах и впал в кому. Я, к примеру, разбивался в простых условиях, когда просто по дороге ехал. Так сильно разбивался, что врачи даже говорили, что я не выживу. А на спортивной машине переворачивался раз 15, причем серьезно. Максимум были переломы ребер. Я верю в судьбу. Но осторожным, конечно, надо быть.

Меня много раз звали прыгнуть с парашютом. Но я всегда говорю «Рожденный ездить летать не может». Я столько раз выходил из сложных ситуаций на машине, а с парашютом прыгать не пойду.

- Что Вы можете посоветовать любителям погонять на скорости?

- Пусть приходят к нам на массовые дисциплины. Это фигурное вождение, тайм-атак. Очень интересная гонка «Самурык», которая проходит в Астане и в Павлодаре. Это очень хорошая тренировка даже для титулованного пилота. Я и мой старший сын ездили на эти гонки.

- Какие планы у Вас на ближайшее будущее в плане повышения профессионализма?

- Хотелось бы свозить Петю на чемпионат мира по ралли. Сам я уже не поеду. Отгонял, как говорится.

Тем не менее, не смотря на то, что Владимиру уже 60 лет, он старается не пропускать соревнований. Только теперь он участвует в них для поддержания формы. Чтобы вести курс экстемального вождения, по словам автогонщика, нужно обязательно участвовать в гонках. Техника меняется, скорость растет, даже резина меняется. Супруга поддерживает и даже разделяет интересы Владимира. Она также состоит в федерации и даже гонялась с Владимиром, но потом повредила позвоночник и не стала ездить. Как выяснилось, травму она получила вовсе не во время гонок, а просто подкользнувшись на ступеньке выходя из дома.

- В гонках мы пристегнуты, у нас каркас безопасности, несгораемые комбинезоны, защитные шлемы. Мы сидим в таком коконе, который предохраняет от всего.

- У Вас наверняка было много интересных случаев за столько лет. Расскажите самые запоминающиеся.

- Однажды мы ехали с Виталием Лемихом. Заблудились, сбились с дороги, решили немного срезать. Ехали быстро, решили, что дорога вот она, рядом, а там обрыв метров шесть глубиной. Мы на всей скорости улетели в этот обрыв. Машина перевернулась и полетела вниз. А там была насыпь, и мы за нее зацепились, дали газу и выехали. Получили хорошую дозу адреналина, - смеется Владимир. – Ощущения в полете были незабываемые.

В Ленинграде тоже был случай. Ехали в сторону Выборга через поселок. Это было в апреле, стоял мороз еще. На ночь зрители взяли и залили вираж водой. Стартовало 120 машин и больше половины улетело в обрыв из-за того, что там наледь образовалась. Улетели и мы. Чтобы выбраться из этого обрыва, мы со штурманом Игорем Шепиковым раскачали машину и выбрались.

Я очень благодарен Юрию Брагину. Всегда привожу в пример его. Он очень хороший тренер. И еще я очень благодарен Валерию Крыжановскому, который живет в Экибастузе. Он научил всей бухгалтерии, как гонять, как рассчитать гонку. Именно благодаря этим двум людям я достиг всего, - подытожил Владимир.

В Экибастузе 5 августа по улице Энергетиков впервые состоялось открытое первенство города по автогонке «SHIFT UP». В нем участвовали 13 человек. Это спортсмены из Семея, Караганды, Павлодара, Астаны и Экибастуза.

Организатор соревнований по драгрейсиннгу Станислав Аверин рассказал, что гонки проводились в Экибастузе и раньше, только это было нелегально. На протяжении пяти лет любители скоростной езды организовывали по 2-3 гонки в год. Это нужно было для того, чтобы наработать авторитет и выйти на необходимый уровень. По словам Станислава, автоспорт в Казахстане развивается и в крупных городах, и в таких небольших, как Экибастуз.

- Проводятся джимхана, дрифт, фигурки, автослалом, ралли профи. Для проведения мероприятия мы специально нанимаем независимых судей, чтобы среди них не было родственников, друзей и знакомых участников, чтобы все было честно.

Чтобы провести эти соревнования, автолюбители подают заявку в Федерацию автомотоспорта Казахстана, производят членские взносы и оплачивают проведение соревнований. Федерация выдает разрешение и тогда после согласования с местным акиматом начинается подготовка к мероприятию. Участвовать в гонках могут только те, у кого есть сертификат ФАМС РК.

Машинное масло, домкрат, термохолодильник и натуральные соки – такие призы получили победители соревнований. Тут уж явно не возникает сомнений, что спортсменами движет искренняя любовь к скорости, а никак не жажда наживы.

Станислав рассказывает, что для участия в любительских соревнованиях нужно вложить в машину как минимум 2 миллиона тенге.

- Это чтобы зимнюю, летнюю резину купить на нее, каркас безопасности поставить на нее, двигатель подготовить, четырехточечные ремни безопасности, - объясняет Станислав. - Участники соревнований привозят свои машины на прицепах, потому что ездить на них по городу нельзя. Их делают специально для участия в гонках.

Победителем в классе «Cіty Pro» стал Виктор Сальников из Астаны. Экибастузец Максим Хорищенко занял первое место в классе «Street». В «Pro Street» победу одержал Евгений Ковылин из Семея. Василий Берестов из Павлодара выиграл гонку в классе «Unlimited 2», в «4WD» победил Жандос Жунусов из Семея. В свободном классе лучше всех оказался Борис Бояркин, который представлял Караганду.

#автоспорт #экстремальный спорт

Похожие материалы