Chingiz Mayseit
Формула вокала
Солисты ГАТОБ им. Абая о своем пути в мир оперы
«Голос - словно ревнивая женщина. Ты должен очень бережно с ней обращаться, баловать её, должен быть с ней очень нежным», - легендарный испанский тенор Пласидо Доминго.

Наверное, с этим высказыванием согласится каждый оперный певец, ведь найти свое истинное и правильное звучание для каждого вокалиста является своего рода «золотой жилой», благодаря которой можно прожить насыщенную, яркую творческую жизнь, полную премьер, контрактов и любви публики. Портал El.kz задался вопросом: «Как происходит становление вокалиста, оперного певца, и что нужно знать молодому человеку, решившему строить карьеру солиста?». Герои нашей статьи – четыре перспективных певца, солиста «Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая», их знает публика, они исполняют ведущие партии, а главное - у каждого из них свой путь в мир оперного искусства и им есть чем поделиться с читателями.

Тахауи Рахметов, тенор: «Пение - процесс индивидуальный».
«Я пою с детства, с пяти лет примерно. У меня папа и мама музыканты, окончили музыкальный колледж», - начинает свой рассказ певец.

Тахауи обладает высоким лирическим тенором. Его способности к музыке начали проявляться в детском возрасте. В 1992 году он стал лауреатом популярного тогда детского песенного конкурса «Әнші балапан», участвовал в различных республиканских фестивалях, ездил на конкурсы в Болгарию, Турцию. Профессионально заниматься музыкой начал после школы, сперва в музыкальном колледже г. Кызылорды, потом в Алматинском музыкальном колледже имени Чайковского. В 2004 году Тахауи Рахметов поступил в Алматинскую консерваторию на вокальное отделение в класс Кенжебекова Улана Мырзакасымовича – заслуженного деятеля Республики Казахстан. Выпустившись из консерватории, он был принят в ГАТОБ в стажерскую группу и с тех пор работает в этом театре. Сегодня он исполняет ведущие теноровые партии.

«Я исполнял главные партии в опере «Абай» - Айдар, в «Кыз Жибек» - Толеген. Сейчас готовлюсь исполнить партию Альфреда в «Травиате». Пел и второстепенные партии, в таких операх как «Травиата», «Риголетто», «Турандот» и других. В опере «Евгений Онегин» пел партию Трике», - перечисляет Тахауи.

Артист признается, что изначально у него не было большого желания посвятить себя оперному искусству. Во время учебы в музыкальном колледже он планировал и вовсе уйти в эстраду. Но его педагог, известная оперная певица Сауле Курмангалиева настояла на том, чтобы перспективный вокалист поступил в консерваторию в Алматы.

«Первое время после окончания консерватории я по-прежнему пел эстрадные песни, но потом через какое-то время у меня проснулся интерес к опере. После я попал в театр, сам даже не ожидал этого. Также в 2009 году поступил в магистратуру. Сейчас я твердо могу сказать, что оперу никогда уже не оставлю. И если сравнивать с эстрадой, то опера мне намного интереснее. Ведь в опере певец не только поет, он играет, к тому же в спектакле участвует очень большой коллектив, хор, оркестр, другие солисты, и мне очень интересно взаимодействовать на сцене с партнерами. Еще во время работы над ролью ты перевоплощаешься в своего героя, входишь в образ, порой из которого сложно бывает выйти. Опера мне дарит особенные чувства на уровне наслаждения. Да, конечно, после спектакля очень сильно устаешь, некоторые постановки длятся по три часа и более, но все равно я получаю от этой работы удовольствие», - признается Тахауи.

Тахауи отмечает: несмотря на то, что у него лирический тенор, со временем он окрепнет и приобретёт более мощное драматическое звучание. Так происходит со всеми тенорами, говорит певец.

«С годами голос меняется, потому что разные партии исполняешь, характерные, лирические партии, с возрастом работаешь уже над крепкими ариями. В данный период времени у меня не чисто лирический голос, а уже окрепший лирический голос, более драматический, можно сказать. Но сейчас я не пою драматические партии, потому что нужно подождать, я к ним с возрастом приду».

Из всех ролей Тахауи интересен герой Айдар из оперы «Абай» Ахмета Жубанова, особенно певцу нравится сама партия «Айттым сәлем, Қаламқас».

«Это партия будто создана для меня. Это лирическая партия, когда я ее исполняю, получаю необыкновенное наслаждение. Ну, конечно, в «Евгении Онегине» Ленского готовлю, и мне эта партия тоже нравится. В опере «Абай» исполнял Азима во второй партии. Она считается главной партией. И эта партия мне нравится, но партия Айдара все-таки по характеру ближе мне. Кстати, в прошлом году на гастролях в Грузии, в Тбилиси, я исполнял эту партию».

«Голосообразование и звукоизвлечение – процессы сугубо индивидуальные», - считает Тахауи. «Дыхание, аппаратная техника, открывание рта – все индивидуально, каждый поет так, как ему удобно. Но все певцы ощущают это по-разному, и по-своему описывают свои ощущения. Над голосом нужно работать на протяжении всей карьеры и заниматься необходимо каждый день. А если вокалист не выходит на сцену хотя бы 1-2 недели, общий результат и качество пения падет. Иногда после длительного перерыва певец на сцене выглядит даже растерянным».

У Тахауи как у каждого классического исполнителя есть мечта выступать на мировых оперных сценах, таких как «Teatro alla Scala» или «Grand Opеra». «В первую очередь я бы хотел исполнить наши казахские партии, например, Айдара из оперы «Абай». А из известных европейских я бы выступил с партией Альфреда из «Травиаты» Верди», - говорит Тахауи.
На фото: Тахауи Рахметов.

Болат Канагатов, тенор: «Главный страх певца – плохо подготовленная партия».
Болат Канагатов солирует в ГАТОБ на протяжении десяти лет. Певец родом из Усть-Каменогорска. Первое музыкальное образование он получил в родном городе в колледже искусств. После переехал в Алматы и поступил в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы в класс Ермека Бекмухамедовича Серкебаева, известного баритона, мэтра казахской оперы.

«После окончания консерватории я пришел в труппу ГАТОБ как стажер-вокалист и проработал так два года. Еще в юности я поставил себе цель – закончить колледж, поступить в консерваторию и стать оперным певцом. В театре я исполняю как большие партии, так и незначительные», - рассказывает Болат.

Репертуар Болата Канагатова очень широк. На протяжении нескольких лет он поет главные партии в таких операх, как «Биржан и Сара» - роль Биржана, «Енлик-Кебек» - партия Кебека, также в его арсенале партия Толегена из оперы «Кыз Жибек».

«Есть еще французская опера «Искатели жемчуга» Бизе, в ней я пою главную партию Надира. В общем я задействован в каждой опере, которая есть в репертуаре театра, а это 40 постановок. Сейчас готовлюсь к опере «Риголетто», в которой буду исполнять главную роль герцога», - говорит певец.

Болат вспоминает, что любовь к музыке у него была привита дома, в семье. Его отец отлично играл на музыкальных инструментах, хотя не имел специального образования, родной брат увлекался игрой на баяне и окончил консерваторию по классу баяна. Несмотря на то, что оперный певец - профессия творческая, Болат отмечает: чтобы достичь в ней успеха, нужна строгая самодисциплина.

«В работе солиста главное относиться с большой ответственностью к каждой партии. Так как руководство театра тебе доверяет ее исполнять, нужно быть очень ответственным. После ты работаешь с дирижёром, с режиссером спектакля, а это уже совместный труд. Ведь на меня возлагает надежды весь коллектив, и я должен подготовить свою роль на самом высоком уровне. Самое неприятное для солиста, когда он не выучил свою партию как следует, и в его исполнении она и звучит, и смотрится «сырой». Если неподготовленный артист вышел на сцену, тогда у него возникают большие проблемы, в первую очередь это сильное волнение, которое видит зритель. Дальше это волнение порождает еще большую неуверенность. Поэтому для певца самый большой страх – стоять на сцене, не владея в должной мере ролью и партией», - отмечает Болат.

Сегодня Болат исполняет не только лирические партии, но и драматические, среди которых роль Биржана из оперы «Биржан и Сара», партия Кебека из «Енлик - Кебек». Из лирических партий он поет Айдара из оперы «Абай» и не только.

«Но больше всего мне нравится исполнять Надира из оперы «Искатели жемчуга», в будущем хочу спеть Марио Каварадосси из оперы «Тоска», партию Калафа из оперы «Турандот» - очень интересная роль, партия Рудольфа из «Богемы» тоже мне импонирует. В общем отмечу, что репертуар у нашего театра очень широкий и всегда найдется интересный материал для работы».

Болат говорит, что в любой партии или роли есть свои прелести, неважно сложна она технически или нет. Поэтому специфика профессии оперного певца заключается в поиске этих прелестей и донесении их до публики.

«Начинающим оперным певцам я дам такой совет: не торопитесь петь сложные арии, нужно начинать с небольших второстепенных ролей. Также молодому тенору нельзя сразу петь крепкие драматические партии, так как для неокрепшего голоса это может быть губительно, и есть риск его и вовсе потерять. Карьера певца будет долгой и успешной, если он подбирает тот репертуар, который подходит ему по природе его голоса. То есть лирический тенор должен петь лирические партии, даже молодой драматический тенор также должен свой путь начинать с лирических арий», - подчёркивает Болат Канагатов.

Балуан Беркенов, тенор: «Достичь успеха можно даже не имея большого голоса, главное - работоспособность».
Его кумир Лучано Паваротти, Балуан признается, что тембр этого знаменитого тенора он узнает среди множества других голосов. А еще он очень любит жанр оперетты. Балуан Беркенов - самый молодой солирующий тенор в ГАТОБ. Но несмотря на возраст, он уже исполнил несколько главных партий на сцене театра. Интерес к опере у Балуана появился в восьмом классе средней школы. Как вспоминает певец, все началось с исполнения военных и ретро песен.

«Если мои сверстники интересовались больше популярной музыкой, меня же почему-то тянуло к старым добрым песням. В 9 классе я узнал, что такое «консерватория», и с чем ее едят, - загорелся и захотел поступить туда. Далее я начал обучаться музыкальной грамоте, так получилось, что в музыкальную школу пошел в довольно позднем возрасте. Я помню, как сидел за партой с учениками, которые были младше меня на 6-7 лет, поэтому мне приходилось очень быстро все усваивать, каждый урок, каждую ноту. Потом был колледж, но не музыкальный, а педагогический с небольшим уклоном на музыку, и после его окончания решил поступать в консерваторию в Алматы», - рассказывает Балуан.

Балуан, как и все герои нашей статьи, был воспитан в музыкальной семье. Его отец обладает хорошим голосом, а родная тетя - народный акын Казахстана Асия Беркенова.

«В свое время она была очень популярным человеком в стране, и сейчас она остается известной. У казахов есть такое понятие как «ырым», поэтому я верю, что мне передались музыкальные способности и от нее», - говорит он.

Первое музыкальное образование певец получил в родном городе - Костанае. Однако жажда знаний и нового опыта подтолкнули молодого вокалиста перебраться в мегаполис.

«По приезде в Алматы я просто влюбился в горы, причем сразу, как только вышел из поезда. Потом мне понравилась атмосфера консерватории, я почувствовал этот соревновательный дух», - рассказывает певец.

Тогда в Костанае, еще во время обучения в колледже, несмотря на свой юный возраст, Балуан был довольно известным исполнителем: лауреат конкурса «Золотая книга молодежи», победитель всевозможных международных и республиканских вокальных конкурсов.

«Но мне захотелось какого-то чувства соревнования, желания быть первым, и я решил переехать в большой город. Здесь я понял, что мне есть куда расти. Я почувствовал дух конкуренции между сокурсниками, да и на вокальных конкурсах был уже другой уровень. Я начал постигать азы классики, от простых упражнений - вокализов до более сложных арий», - вспоминает Балуан.

В Костанае первым педагогом Балуана был заслуженный артист Казахской ССР и Заслуженный артист Украинской ССР Александр Калугин. В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы он учился у Заслуженного артиста Казахстана, кавалера ордена «Курмет» баритона Шахимардана Абилова.

«Это два человека, профессора, благодаря которым я сейчас представляю оперное искусство Казахстана не только в стране, но и за рубежом», - подчеркивает Балуан.

Самым интересным в профессии Балуан считает перевоплощение. Певец признается, что этот процесс его захватывает и затягивает, что называется «с головой».

«Театр дает возможность перевоплотиться в определенного персонажа, то есть совсем другого человека, с другими понятиями, с другим мировоззрением. И за эти 2 -3 часа, на протяжении которых длится спектакль, я проживаю чужую жизнь. Перед Новым годом у нас в театре состоялась премьера оперы «Паяцы» итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, и я просто «кайфанул» от своей партии. Мой персонаж – Паяц - очень интересный. Ведь обычно я играю доброго героя-любовника, который по традиции жанра погибает из-за несчастной любви. Но я всегда мечтал сыграть какого-нибудь злостного человека. И мне это удалось сделать. В конце оперы мой персонаж Паяцы убивает свою жену, ее любовника и сходит с ума. Эта партия пришлась мне по душе, я смог передать чувства героя, его страсть, при этом я показал, что он все-таки сожалеет о содеянном, что он романтик, который очень сильно любил супругу», - говорит Балуан.

Балуан Беркенов признается, что является самым молодым исполнителем партии Биржана за всю историю оперы «Биржан и Сара». Когда он ее спел впервые, ему было всего 23 года.

«Биржана называют «кровавой» партией. Он поет и лежа, и стоя, во время спектакля его постоянно толкают, бросают, в общем всю оперу он находится в напряжении. Также эта партия сложна и по тесситуре. Могу даже пошутить, что после Биржана мне не страшна ни одна партия. Но я думаю, самая сложная партия в моей жизни – еще впереди, главное не останавливаться и расти. Какую бы партию я хотел спеть, пока я не могу сказать. Сейчас я готовлюсь к роли Каварадосси в опере «Тоска», - говорит Балуан.

Самая первая партия, которую исполнил Балуан на большой сцене, был Трике из оперы «Евгений Онегин». Певец шутит, что эта роль за ним закрепилась так прочно, что он себя может смело называть «народным» Трике.

«У меня часто спрашивают: почему я не пою Ленского. Просто эта роль не по моей фигуре, ну какой я Ленский? (смеется) Хотя думаю когда-нибудь я спою и эту партию», - рассказывает Балуан.

Тенор отмечает, что академическое пение требует от человека постоянного поиска и самосовершенствования. А то, что выглядит легким на сцене, имеет под собой годы тренировок и репетиций, как с педагогом, так и без него.

«Оперное искусство, - очень большой труд, если врач учится этому несколько лет в колледже, академии, интернатуре, то оперный певец учится не меньше. Я до сих пору учусь и нахожусь в поисках своего звука. Тем более голос это такая вещь, когда-то он звучит, когда-то нет. Особенно проблемы со звучанием бывают после длительного отпуска, когда вновь нужно набирать форму».

Молодым оперным певцам Балуан Беркенов дает следующий совет.

«Если человек чувствует, что из него не получится оперный певец, лучше ему этим не заниматься. Одного желания мало. Есть примеры из жизни, когда, не имея уникального, большого голоса, но имея стопроцентную работоспособность и страсть к познанию, люди достигали больших высот. В Казахстане очень много талантливой молодежи, и она должна приходить и заявлять о себе. Многие из них себя просто недооценивают, как и я когда-то себя недооценивал. Поэтому молодым оперным певцам я советую, чтобы не боялись и поступали в консерваторию», - резюмирует певец.

Айдос Жабагин, баритон (тенор): «Вокал не нужно усложнять, все должно происходить естественно».
Айдос Жабагин в ГАТОБ им. Абая работает с 2008 года, а солирует с 2010-го. Творческий путь Айдоса весьма оригинальный, хотя для профессиональных вокалистов не редкий. Молодой певец долгое время в прямом смысле слова искал свой настоящий голос. Так получилось, что обладая по природе сильным баритоном, несколько лет он учился как тенор и исполнял высокие теноровые партии.

«Сейчас у меня баритон, и я начинал свой путь как баритон. Но потом стал петь тенором, перестраивал голос, два года исполнял высокие партии, теперь снова вернулся к своему природному голосу. В этом плане у меня очень интересная вокальная судьба. Тенором стал случайно, потому что раньше, когда коллеги слышали мое пение, все время спрашивали: «Айдос, а ты случайно не тенор? В твоем голосе слышны теноровые обертоны, и ты легко берешь верхние ноты».

Петь тенором Айдос учился целый год у итальянского педагога Франко Пальяцци. После учебы он вернулся в Алматы и начал петь в театре как тенор. Певец отмечает, что учеба у Пальяцци, ему давалась очень легко, и он подготовил сразу три главных партии.

«Но после возвращения в Казахстан, видимо, повлияла смена климата, я практически потерял голос. Я просто не знал, как петь и снова началась перестройка голоса в баритон. Видимо, для того чтобы стать полноценным тенором, одного года было недостаточно. Ведь с 16 до 27 лет я пел как баритон. Но я не жалею, что пел тенором, во время этих поисков, работая с разными педагогами, я прошёл очень хорошую школу», - говорит Айдос.

До этих трансформаций с голосом Айдос пел главные партии в театре. В его репертуаре была роль Дон Жуана (баритон) в одноименной опере Вольфганга Амадея Моцарта, также он исполнял партию баритона в кантате «Кармина Бурана».

«Сейчас, конечно, хочется спеть очень много различных партий, думаю, это вопрос времени. Главное - я нахожусь в отличной певческой форме. Недавно дал свой первый сольный концерт в Казахской национальной консерватории. Сейчас полным ходом идет подготовка к конкурсу вокалистов имени Глинки в Казани. Недавно подготовил партию Энрико из оперы «Лючия ди Ламмермур». Вообще за последний год выучил несколько партий. Все благодаря моему концертмейстеру Асель Давлетьяровой. Мы с ней провели очень важную интенсивную работу. Теперь жду своего счастливого билета, когда мне дадут возможность спеть эти партии».

Любовь к оперному искусству у певца появилась в годы учебы в музыкальном колледже, когда он начал выигрывать на вокальных конкурсах, когда его стали приглашать на большие концерты.

«После концерта – аплодисменты, цветы, слова благодарности. Все это дорогого стоит. И потом, опера – это не просто искусство, это работа, которая напрямую связана с организмом артиста, требующая от него полной отдачи, поэтому признание публики – награда за этот труд», - отмечает Айдос.

Благодаря поддержке друзей и педагога по имени Кармине Айдос получил возможность пройти бесплатные курсы итальянского языка на родине оперы. По приезде в Италию, он попал на прослушивание к опытному профессору из консерватории, который в то время давал и частные уроки.

«Он заинтересовался моим голосом и начал со мной заниматься. Первые два урока были платными, но потом я сказал, что для меня это будет слишком дорого. На что педагог ответил, что будет учить меня бесплатно, что очень редко для Европы. Так на протяжении месяца я брал у него уроки».

Пожилой профессор написал для молодого певца рекомендательное письмо, которое было адресовано знаменитой итальянской оперной певице Мирелле Френи. Госпожа Френи жила в городе Модена, на родине легендарного Лучано Паваротти, к тому же она была лично с ним знакома. Во время прослушивания голос Айдоса покорил педагога, и она зачислила его в свою академию. Так на протяжении двух лет с 2010 по 2012 годы Айдос обучался у Миреллы Френи.

«Моей радости не было предела, а родители, когда я им сообщил эту новость, они просто заплакали, настолько сильными были их эмоции. Ведь я был тогда единственным казахстанцем, который был зачислен в эту престижную академию. На курсе нас было 15 человек из разных стран. Госпожа Френи - очень строгий педагог, но мной она всегда была довольна, всем однокурсникам она часто ставила меня в пример.

После обучения в академии Айдос вернулся в Алматы, где началась довольно активная концертная деятельность: гастроли по стране и за границу. Его приглашали на различные концерты, также он посещал вокальные мастер-классы за рубежом, даже прошел обучение у самой Монсеррат Кабалье в Мадриде.

При этом официального диплома консерватории на тот момент Айдос не имел, но для того чтобы дальше работать в театре, он был необходим. После руководство театра «Астана Опера», куда Айдос отправил документы на трудоустройство, посоветовало ему поехать на обучение в Германию. В последствии он поступил в Высшую школу музыки имени Ференца Листа в городе Веймар.

«Поступить туда мне помог заслуженный деятель Республики Казахстан, очень уважаемый певец, тенор Каиржан Жолдыбаев. Он работает и живет в Германии, именно по его совету я поехал обучаться туда», - рассказывает Айдос.
В беседе с Айдосом мы задали вопрос: "Вы работали с разными европейскими педагогами, многие из которых уже являются легендами при жизни, нашли ли вы формулу идеального вокала?"

«В чем формула правильного пения? Педагог Франко Пальяцци говорил: «Красота вокала в том, что ее не надо искать. Она уже есть в нас». Оказалось, действительно, все просто. Я нашел свою формулу пения, суть в том, что вокал не нужно усложнять, все должно происходить естественно. И то, что говорили мне педагоги, например, Мирелла Френи, я понял только спустя годы», - признается Айдос.