"Алаш-Орда": Люди. Судьбы. Идеи.
Автор: Ұшқын Сәйдірахман
Перевод: Гулим Оразбаева
"АЛАШ": ЛИЧНОСТИ
ЛИДЕРЫ "АЛАШ"
Известно, что в истории движения "Алаш" прошли два крупных съезда, ставших всенародными. Значимость каждого из съездов, прошедших 21-26 июля и 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге, огромна по отдельности. На летнем съезде была утверждена программа партии "Алаш", а на декабрьском – создана автономия "Алаш", назначены члены алашординского Правительства. На инфографике, представленном ниже можно увидеть, кто вошел в состав кабмина.

1. Букейханов Алихан

Председатель Алашординского Правительства. Предводитель борьбы казахов за свободу. Вождь. Родился 25 марта 1866 года в волости Токырауын Каркаралинского уезда Семипалатинской области. В 1886-1890 годы учился в Омском техническом училище, в 1890- 1894 годы в Лесном институте в Санкт-Птеребурге. Избран депутатом І Думы. Расстрелян в 1937 году.


2. Акбаев Жакып

Родился 1876 году в волости Бериккара Каркаралинского уезда Семипалатинской области. В 1898-1903 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, окончил с золотой медалью. Один из организаторов петиции несогласия (Каркаралинская петиция) 1905 года. Первый казахский магистр права. Расстрелян в 1934 году.


3. Аманжолов Садык

Родился в 1885 году в волости Бакай Верненского уезда Жетысуйской области. В 1902 году окончил мужскую гимназию в Верном, в 1907 году - Казанский императорский университет. Один из руководителей движения Алаш в Жетысуйском регионе. Скончался в 1941 году.


4. Альжанов Отыншы

Родился в 1873 году в волости Нарын Зайсанского уезда Семипалатинской области. В 1887-1890 годах учился в Омской казахско-русской гимназии, в 1890-1894 годах – в Омской семинарии учителей. Руководил алашской армией, созданной в Жетысу. Убит красными в 1918 году.


5. Биримжанов Ахмет

Родился в 1871 году в Тургайском уезде Тургайской области. В 1891 году окончил Оренбургскую гимназию, в 1899 году – юридический факультет Казанского университета. Депутат І, ІІ Думы. Член казахского комитета Тургайской области, работал в различных правовых органах. Умер в 1927 году в Ленинграде.


6. Досмухаметов Халел

Родился в 1883 году в Кызылкогинском районе Атырауской области. В 1894-1902 годах учился в Уральском военно-реальном училище, в 1903-1909 годы – в Санкт-Петербургской Императорской военно-медицинской академии. Один из руководителей западной "Алаш-Орды". Расстрелян в 1939 году.


7. Досмухаметов Жанша

Родился в 1885 году в ауле Булдырты ныне Сырымского районе Западно-Казахстанской области. В 1899-1904 годы учился в Уральском военно-реальном училище, в 1904-1911 годы – на юридической факультете Санкт-Петербургского университета. Руководил западно-казахстанским отделением движения Алаш. Расстрелян в 1938 году.


8. Габбасов Халел

Родился в 1888 году в волости Шаган Семипалатинского уезда бывшей Семипалатинской области. В 1910 году поступил на юридический факультет Московского государственного университета, однако отчислен за участие в студенческой забастовке. В 1911 году поступил на физико-математический факультет Московского университета и окончил вуз в 1915 году с золотой медалью. Один из ключевых деятелей движения Алаш. Арестован в 1930 году, в 1931 году был расстрелян.


9. Алимхан Ермеков

Родился в 1891 году в Каркаралинском районе нынешней Карагандинской области. В 1921 году окончил Томский технологический университет. Внес огромный вклад в дело включения казахских земель в состав Казахской автономии. Первым среди казахской интеллигенции получил звание профессора по математике, ученый, написавший первое исследование на казахском языке «Курс по великой математике». Один из основателей и предводителей движения Алаш. Скончался в 1970 году.


10. Кулманов Бактыгерей

Родился в Тенгизском районе нынешней Атырауской области в 1859 году. В 1884-1889 годах учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета, окончил вуз с отличием. Защитил магистерскую диссертацию. Являлся депутатом І и ІІ Думы. Основатель движения Алаш в западном Казахстане, один из трех кандидатов на пост председателя правительства "Алаш-Орда".


11. Маметов Базарбай

Родился в 1888 году в Лепсинском уезде бывшей Жетысуйской области. В 1900-1911 годах учился в мужской гимназии в Верном, в 1911-1917 годах – на юридическом факультете Казанского университета. Участвовал в формировании Алашской армии, работе по оказанию помощи голодным. Избран членом Всероссийского курултая и Всероссийского совета мусульман. Скончался в 1946 году.


12. Танашев Уалитхан

Родился в 1887 году в бывшей Букейской орде, округ 2-Морское побережье, Третьей волости. В 1908 году окончил Астраханскую гимназию, в 1912 году Казанский университет, юридический факультет. Один из видных деятелей алашского движения, организовавшего его отделение в западном Казахстане. Выжил, несмотря на то, что несколько раз был арестован и отправлен в ссылку в 1937, 1949 годы, и даже приговорен к смерти, но смог дожить до 1968 года, умер в Алматы.


13. Турлыбаев Айдархан

Родился в 1887 году в Кокчетавском уезде Акмолинской области. В 1897 году окончил Омскую гимназию, в 1902 году – юридический факультет Санкт-Петербургского университета.Он в гимназии и в университете обучался вместе с одним из лидеров «Алаш» Раимжан Марсековым. Организатор Акмолинского областного съезда казахов. Был одним из кандидатов на пост председателя Алашординского правительства вместе с А. Букейхановым и Б. Кулмановым. В годы революции активно участвовал в общественно-политической жизни народа. Внес вклад в организации І Алашского полка. Расстрелян в 1937 году.


14. Тынышбаев Мухаметжан

Родился в 1879 году в бывшей Жетысуйской области, в волости Маканчи-Садыр Лепсинского уезда. В 1889-1900 годы учился в мужской гимназии в Верном, окончил с золотой медалью. В 1900-1906 годы учился в Санкт-Петербургском государственном институте путей сообщения Императора Александра І. После февральской революции 1917 года в апреле по решению Временного правительства для решения на местах вопросов управления Туркестанским краем в Ташкенте был создан Туркестанский комитет, куда был включен и Мухамеджан Тынышпаев. Один из основателей Туркестанской автономии. Внес огромный вклад в дело спасения казахов-киргизов от голода. Первый казахский инженер железнодорожной сферы, ученый историк. Расстрелян в 1938 году.


15. Шокаев Мустафа

Родился в 1889 году в Шиелинском районе нынешней Кызылординской области. В 1902-1910 годы учился в Ташкентской гимназии, в 1910-1917 годы – на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Являлся членом мусульманской фракции Государственной Думы. Председатель правительства Туркестанской автономии. Он продолжил борьбу за конечную цель движения Алаш – идею создания объединенной Туркестанской автономии уже в эмиграции. Скончался в 1941 году.

Письмо Мустафы Шокая

31 января в 2 часа дня, пока мы сидели и обсуждали ультиматум, который был поставлен нам Кокандскими большевиками, послышались громкие выстрелы ружей. Оказалось, что это солдаты большевиков, начавшие стрельбу. Эта проделка большевиков противоречила условиям их же ультиматума. Они дали 3 часа чтобы обсудить условия соглашения. А до конца этого срока оставалось еще 20 минут.

Люди правительства и все другие люди, собравшиеся в доме «Шура и исламия» разошлись, услышав что, солдаты большевиков приближаются. Таким образом, людям правительства больше не представилось возможности собраться для совета еще раз...

Скрываясь от пуль Большевиков, я провел 5-10 дней среди братьев сартов в городках близлежащих к Коканду...

***

В среду 20 (7) февраля вместе с сыном ишана (ученого) Мусажана кажы, Гумарханом, от кишлака Гаухана, и через кишлак Илеш, мы прибыли в кишлак Комбасты. Мой спутник верхом на лошади, я пешком. Сартыне дали нанять лошадь. На мне была одеждасартов: на ногах кебиси надетые на ичиги, пестрый чапан, на голове огромная белая чалма.

Так как было неизвестно куда я пойду, мысль о том, что среди сартов я буду вдали от опасностей и угроз, пока война в Коканде не утихнет, заставила меня скитаться от одного кишлака в другой.

По прибытию в Комбасты, 20 вооруженных сартов схватили меня.

– Ты кто?

– Мусульманин.

– Какой мусульманин?

– Я – казах.

– С каких пор казахи – мусульмане?

– Испокон веков.

– Сомневаемся, что казахи – мусульмане...

– Раз вы сомневаетесь, у нас есть свидетель нашего мусульманства.

– Что за свидетель? Рассказывай!

– Свидетель - шаһадат калима.

Он заставил меня рассказать всю шаһадат калиму от начала и до конца. Благо что я не забыл выученное в детстве.

После такого допроса, хоть и казалось, что они поверили, что я мусульманин, они начали искать другие видимые «признаки» мусульманства, обыскивая меня с ног до головы. В это время мой спутник Гумархан, с кем я знаком уже неделю, не оказал никакой помощи, напротив он сидел верхом и наблюдал с большим интересом за происходящим. Так как он был сыном ишана, знаменитого на всю Фергану, одного его слова было бы достаточно. В конце концов, осознав что, сарты не намерены отпускать меня в скором времени, стегнув плетью лошадь, он умчался вдаль.

Сарты, не нашедшие ни одного упрека в моем мусульманстве, спросили:

– Откуда ты здесь, казах?

Я рассказал всю правду о своем положении, без прикрас и лжи. Рассказал о том, что я гостил несколько дней в доме ишана Мусахан кажы.

– Если это правда, что ты был гостем в доме Мусахана кажы, почему его сын оставил тебя? - спросили сарты. Я не знал, что ответить.

Сарты поймали меня на этом. «Не имеет никакого значения кто он и откуда он; правда в том, что он не сарт. Он и сам не отрицает этого. Надо его убить. Сейчас – время сартов. Для нас казах одно и то же, что большевик». С этими словами, они схватили меня и с криками «казаха поймали», собирая людей, прошлись до другого конца кишлака.

Количество людей, собравшихся чтобы меня убить, достигло 70-80. Все были вооружены: топором, кинжалом, ножом, дубинами... У меня не осталось никакой надежды. На разветвлении двух улиц, сарты усадили меня под большим деревом. Сами начали готовиться.

Обе руки связаны за спиной, глаза закрыты. На шее петля из кожи. Сарты хотят повесить меня на дереве головой вниз и застрелить. В момент их готовности повесить меня, приходит один сарт и со словами: «Вы говорите, что, он – казах, но ведь казахи бывают разные. Посмотрим, что он за казах», развязывает мне глаза. Открыв мне глаза, взглянувший мне в лицо сарт: «Ассаламуалейкум, господин Мустафа». Он быстро начал развязывать мне руки, со слезами на глазах, освободил меня от петли на шее, помог мне встать, и поведал другим сартам об о мне. Сарты, решив отправить меня прямиком в Коканд к разбойнику Ергешу, усадили меня к одному человеку, ехавшему туда.

О теперь, о сарте что спас меня от смерти. Он был нанят в прошлом году, и был одним из многих сартов , отправившихся на войну. В прошлом году он подвергся притеснениям, и по пути в Фергану, встретил меня в Петербурге и взял деньги на дорогу. Он был наслышан о моей деятельности в Петербурге и Туркестане за этот и прошлые годы.

***

Мы выехали из Комбасты, возвратились назад, и через вышеупомянутый кишлак Илеш, отправились в Гаухана. Между кишлаками Илеш и Гаухана есть овраг. У этого оврага стояли 3 вооруженных сарта, допрашивающие всех, кроме сартов. Узнав, что я – чужак, и еду в город не по своей воле, они мгновенно решают меня убить.

Они сняли меня с лошади. Усадили у оврага. Спасший меня от смерти сарт, остался в Комбасты. Кто теперь спасет меня? Я сидел с закрытыми глазами, желая быстрой смерти.

Не знаю, целился ли уверенный в своих снайперских способностях сарт, но он выстрелил. Бог спас. Пуля не попала. Затем они, сказав: «счастливчик», снова усадили меня на лошадь.

Как только мы прибыли в Гаухана, появился волость этих кишлаков – Хазымкул Мухаммедкулулы. Оказалось, что он знает меня. Узнав, как я себя чувствую, он пригрозил доставившим меня сартам убить их самих, и отправил их назад.

... Проходив пешком два дня, пройдя через столько трудностей, я прибыл в кишлак Дагестан. Наняв там спутника за девятьсот девяносто сом, я уехал за снежные горы в поисках казах-киргизов. С сартами я распрощался...

Алашординцы, обучавшиеся зарубежом
1.Ахмет Беремжанов (в 1899 г. окончил юридический факультет Казанского университета).

2. Алихан Букейханов (в 1890-1894 гг. Санкт-Петербургский лесной институт).

3. Халел Досмухамедов (в 1903-1909 гг. учился в Санкт-Петербургской Императорской военно-медицинской академии).

4. Мустафа Шокай (в 1910-1917 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета).

5. Садык Аманжолов (в 1902-1907 гг. учился на юридическом факультете Казанского императорского университета).

6. Жакып Акбаев (в 1898-1903 годах на юридическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета).

7. Райымжан Марсеков (в 1899-1902 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета).

8. Базарбай Маметов (в 1911-1917 гг. на юридическом факультете Казанского университета).

9. Мухамеджан Тынышпаев (в 1900-1906 годах учился в Санкт-Петербургском государственном институте путей сообщения Императора Александра І).

10. Уалитхан Танашев (в 1908-1912 гг. учился на юридическом факультете Казанского университета).

11. Барлыбек Сырттанов (в 1866-1891 гг. учился на факультете востоковедения Санкт-Петербургского университета).

12. Салимгерей Жантурин (окончил физико-математический факультет Московского государственного университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета).

13. Жаханша Досмухамедов (в 1904-1911 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета).

14. Алимхан Ермеков (в 1921 году окончил Томский технологический университ).

15. Габдулгазиз Мусагалиев (в 1909 году окончил юридический факультет университета аль-Кахира в Каире, Египет).

16. Нургали Ипмагамбетов (в 1904-1911 гг. учился в Санкт-Петербургской Императорской военно-медицинской академии).

17. Сеильбек Жанайдаров (в 1913 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета).

18. Газымбек Беремжанов (в 1922-1928 гг. учился в Берлинской сельскохозяйственной академии).

19. Халиль Габбасов (1911-1915 гг. учился на физико-математическом факультете Московского государственного университета, окончил с золотой медалью).

20. Бактыгерей Кулманов (в 1884-1889 гг. учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского унверситета, окончил с отличием).

21. Айдархан Турлыбаев (в 1897-1902 годах на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета).

22. Абдурахман Мунайтпасов (в 1920 годы учился в Германии).

23. Дамолла Битлеуов (в 1920 годы учился в Германии).

24. Казыбеков (в 1920 годы учился в Германии).

Женщины деятели "Алаш-Орды"
Газета «Қазақ», №15 (23 мая) 1913 год.

Первая школа первой казахской учительницы

В Семипалатинско-Заречной слободке прошли экзамены в женской школе госпожи Газизы – супруги учителя Мустахима Малдыбаева, на котором собрались множество местных женщин. Среди экзаменующих была госпожа Рахима – супруга Марсекова, госпожа Назипа – супруга учителя Ню Кулжанова. Ученицы не только осваивали знания, но и обучались ремеслу. Родственницы и матери девушек выражали огромную благодарность госпоже Газизе, которая обучила 35 девушек.

Приятно видеть, что девушки не только повсеместно получают образование, но и доказывают знания, проходя экзамены перед матерями.

Григорий Потанин. Газета «Уақыт» 1913 год.

«Уже неделя, как я нахожусь среди казахов. Нахожусь в местности Былкылдак, где казахи сохранили свой прежний быт. Степи казахи изменились неимоверно. Еще несколько лет назад здесь не было образования, школ и в помине. А сейчас фелдьшеров, учителей из казахов тут много. Часто можно встретить в аулах юных казахских гимназистов и гимназисток, реалисток.

В 90 километрах к югу от Каркаралинска есть забытый Богом аул, где я повстречал красиво одетую казахскую женщину, в очках в золотой оправе. Оказалось, что это жена местного казахского учителя. Они приехали из Кустаная чтобы учить аульных детей.

Образованная, обученная хорошим манерам сударыня посвятила себя служению обществу, обучая в ауле детей, они с супругом получают удовольствие от дела своего.

Казахи в любой части степи встречают меня с огромным уважением и почтением».

Инспектор Букейской Орды Вознесенский:

«... Хуснижамал – дочь казахского султана... Образование получила дома от своих братьев. Хуснижамал примерно 25 лет, обаятельна и мила... весьма хорошо говорит по-русски. Ее отличает невероятная сдержанность. Сейчас она всерьез задумывается посвятить себя учительскому делу в русской школе...»

Первые женщины-деятели

Конец ХІХ века и начало ХХ века ознаменовались кардинальными изменениями в жизни казахов. Переселенные из Внутренней России крестьяне обосновывались на казахской земле, чем ухудшали быт и состояние местного населения в экономическом плане. Казахи постепенно лишались самого основного – скота и земель, отсюда возрастало их недовольство, которое перерастало в политический протест. В степи начали работать новые правила и это постегнуло местное население отказаться от беззаботного существования, обособленного быта, и начать развиваться, повышая качество жизни. Наряду с политическим осознанием пришло и понимание необхоимости переоценки мировоззрения. Если раньше казахи отказывались отдавать детей в школы и училища, опасаясь, что они испортятся и собьются с пути истинного, то теперь они добровольно и охотно отправляют чада получать образование. Становится больше учащихся казахов в таких культурно-политических центрах, как Пертербург, Москва. И что примечательно: большинство казахской молодежи в десятилетии на стыке веков учились юриспруденции, нежели на другие специальности. Это, с одной стороны, повышение политико-правовой грамотности, с другой – «плод» деяний царской власти, чинившей вред казахскому народу.

Качественные изменения в казахском обществе можно было наблюдать и по тому, как стремиться к образованию и активно вовлекаться в общественную жизнь стали казашки. Ниже мы расскажем о некоторых представительницах интеллигенции.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЬНИЦЫ...

Хуснижамал Нуралыханова

Хуснижамал Нуралыханова – дочь известного султана Зулкырнайына Шокеулы Нуралыханова. Окончившая Земскую школу в Казани девушка с юных лет проявляла любовь к науке под благотворным влиянием просвещенного отца. Зулкырнайын Шокеулы был практически собственным корреспондентом «Дала уалаяты газеті», писавшим новости Внутренней орды, за его авторством в издании опубликованы статьи «Очень важное дело», «Письмо из Внутренней орды», «Новости из жизни казахов младшего жуза», и многих других. После окончания обучения в Казани, Хуснижамал начала преподавательскую работу в женском училище в Орде в 1894 году. Хотя и училище существовало с 1883 года, до этого момента там учились только русские девушки. Ее старший брат Сеиткерей был образованным человеком. Он помогал Хуснижамал наладить связи с библиотекой Астрахани и другими культурными центрами этого города. В конце XIX века Хуснижамал удается открыть первую школу для казахских девочек. Книжки, учебнии и другие необходимые для занятий предметы передавал инспектор А. Вознесенский. Амина Маметова считала Хуснижамал своей первой учительницей и вспоминала о ней: «Я научилась доводить начатое дело до конца у Хуснижамал апай. Она была умной и одновременно красивой. Прекрасно слажена. Ее одежда, ее походка, ее длинные красивые пальцы, ее бархатистый голос, когда учила читать с ударением все это до сих пор перед глазами. Она учила нас как писать, держать себя перед обществом, ходить, ухаживать за собой петь, танцевать. Каждая из вас должна по мере сил служить народу: знание, которое не помогает народу, ни к чему".

Газиза Малдыбаева

Газиза Малдыбаева и ее муж Мустахим Малдыбаев – особо почитаемые личности в истории казахов. Супружеская пара открыла школы и внесли огромный вклад в просвещение казахского общества, которое было еще в состоянии инертности и отсталости. Мустахим Малдыбаев написал два учебника – «Оқулық» в 1911 году и «Қазақша ең жаңа әліппе» в 1912-м, внеся вклад в пополнение литературы для школьников. Газиза же открыла первую женскую школу в казахской степи. С обеспечением материально-технической базы – партами, досками и прочим помогли Хусейн хаджи Бектемиров, его мать и другие единомышленники, которым Газиза выразила искреннюю благодарность через страницы газеты «Қазақ» в 1913 году.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЖУРНАЛИСТКИ

Первые женщины-работники в периодических изданиях – это корректор журнала «Айқап» Мариям Сейдалина и основатель женской печати в Казахстане Назипа Кулжанова.

Назипа Сегизбаевна родилась в Тургае в 1887 году. Достигла успехов в педагогике, журналистике, этнографии, переводческой деле. Написала ряд учебников. Н. Кулжанова – одна из первых казахских журналисток. Работала в первых национально-демократических изданиях «Айқап», «Қазақ», «Бірлік туы», «Алаш», «Сарыарқа», затем и в советской прессе. Являлась членом редакционной коллегии газеты «Еңбекшіл қазақ». В 1923-1929 годах занимала ответственные должности в журналах «Қызыл Қазақстан» и «Әйел теңдігі».

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ВРАЧИ

Аккагаз Досжанова родилась в 1893 году в волости Борте Актюбинского уезда Тургайской области (ныне село Борте Мартукского района Актюбинской области). Аккагаз раньше своих сверстников обучилась грамоте благодаря родному брату – Сагындыку Досжанову. Окончив русско-казахское училище в Оренбурге, затем учительскую школу, Сагындык Досжанов открыл и руководил школами в волостях Томароткель, Бурты, расположенных неподалеку от Оренбурга. Таким образом он активно занимался просвещением масс. Вовлечение в просветительскую работу родной сестры послужило показательным примером для населения. Несмотря на то, что рано осталась без родителей, Аккагаз Досжанова не потеряла энтузиазма и мотивации к жизни, и в 1914 году с отличием окончила Оренбургскую женскую гимназию, затем отправилась в Москву. Здесь Аккагаз сосредоточилась на изучении медицины. Упорство и успехи девушки не остались незамеченными со стороны народа, так она стала депутатом Курултая мусульман, прошедшего 1-8 мая 1917 года в Москве, где она выступила с докладом о положении дел мусульманских женщин. К сожалению, она не окончила учебу, и в 1918 году вернулась на родину.

В 1922 жылы году Аккагаз Досжанова окончила медицинский факультет Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и стала первой женщиной-доктором среди казахов. Не чуждо было ей и творчество: ее писательский талант очевиден из публикаций в изданиях «Абай», «Жас азамат». В 1925 году Аккагаз Досжанова вышла замуж за Алимгерея Ершина, с которым она училась вместе в университете, воспитателем Ташкентского детского интерната. А в 1926 году родился их сын Шарбаз.

Однако жизнь первого доктора-казашки, к сожалению, оказалась слишком короткой. В 1930 году она с семьей переехала в Алматы, начала работать врачом №1 городской больницы. Но несмотря на это, из-за осложения болезни, скончалась в 1932 году в Шымкенте.

Асфендиярова Гульсум. Родная сестра известного ученого Санжара Асфендиярова Гульсум – одна из первых казашек, получившей медицинское образование. Окончила в 1899 году Ташкентскую женскую гимназию, в 1908 году – Санкт-Петербургский женский медицинский институт. В дальнейшем работала в сфере медицины в Шымкенте, Фергане, Ташкенте. В 1920 году Асфендиярова Гульсум открыла первую школу акушеров для местного женского населения.

Алаш: Судьбы
ИЗГНАННЫЕ ЖЕНЫ ДЕЯТЕЛЕЙ ПАРТИИ «АЛАШ»
После установления Советсткой власти, до середины 1950-х годов более 100 тысяч человек в Казахстане были отправлены в изгнания, четверть из них были расстреляны по разным обвинениям. Порой карательная номенклатура обвиняла в немыслимом.

Один из тех, кому пришлось пережить сложную судьбу Даир Абикеев, передавший Ахмету Байтурсынову свои переживания через супругу Гайнижамал: «Если кто-то и понимает что-то в этой жизни – то только он. Как мне избавиться от ярлыка японского шпиона, есть ли шанс оправдаться? Откуда же идет такая молва и как это прекратить?», изнывая от безысходности и уповая на помощь товарища.

Вместе с «врагом народа» сталинская тоталитарная система отправляла в изгнание и членов его семей как предателей родины, подвергая пыткам в лагерях. Особенно тяжела была судьба невинных матерей, которых не только разлучали с супругами, но и лишали детей...
Бадрисафа: Судьба, исполненная трагедии

Алашские деятели больше всех пострадали при советском тоталитаризме, который начался с голощекинского геноцида, затем продолжился сталинскими репрессиями. Тяжелым испытаниям подвергались и супруги общественных и политических деятелей. Верные жены не оставляли надежд и попыток найти ссыльных мужей хоть на самом краю необъятной России, чтобы разделить с ними их муки и страдания. Одной из таких безутешных спутниц жизни была Александра – супруга Ахмета Байтурсынова.

Александра Ивановна делила с ним все радости и горести не только в пору наступления советсткой власти, но и во времена царя. Сам Ахмет называл ее Бадрисафа. Историю об ее имени в своей книге «Истина об Ахмете» написал Самырат Какишев со слов самого Ахмета Байтурсынова: «когда мы пошли регистрировать наш брак, царское правительство не разрешило мне жениться на Александре, мол, невеста другой национальности. Александра тогда сменила имя на башкирское Падриса. И только после этого дали согласие на наш брак. А так ее настоящее имя – Александра».

Сведений о супруге Ахмета Бадрисафе очень мало. Жизнь в постоянных изгнаниях, тяжелая судьба сказались на ее здоровье – в последние годы жизни у нее появилась эпилепсия на фоне моральной истощенности.

Сейчас в музее Ахмета Байтурсынова в Алматы хранится сундук – безмолвный свидетель гонений и лишений. Когда-то Бадрисафе пришлось продать этот сундук, чтобы последовать за арестованным мужем. Через годы семья, когда-то купившая его, передала эту памятную вещь в музей, понимая бесценность реликвии.

Есть разные предположения о том, когда, где и как ушла из жизни Бадрисафа. По одним сведениям женщина, потеряв детей, похоронив мужа, умерла в одиночестве. Также говорят, что в 40-е года она пришла в дом престарелых и прожила там остатки дней. А другую версию можно найти в статье Назиры Жаримбетовой. В 2009 году в материале, опубликованном в газете «Егемен Қазақстан» она приводит воспоминания Есимхана Турлыбекова, рассказанные им самим:

«Это был конец 1945 года или начало 1946-го, помню, что одним зимним поздним вечером к нам домой пришел наш дядя – акын, переводчик Касым Тогузаков, которого мы, родные, звали Кәшу, рядом с ним была женщина, русская, исхудавшая. Попросил мою мать оставить ее у нас дома. «Капиза, это не женщина с улицы, она в опасности и в бегах, она жена нашего родственника, важного человека. Дайте ей жилья. Мне больше некому доверить ее судьбу, Капиза, я знаю, ты не дашь ей пропасть. Проследи, чтобы никто не видел ее и не забрал, сейчас никакой пощады к таким. Или изгонят, или расстрелят. Нужно потерпеть пока не станет легче. А там, поглядим как быть. Никому ни слова. Верю только тебе», сказал дядя и ушел в ночь...

... Так Александра прозимовала, а потом дождалась теплой весны рядом с моей матерью. Как только дома появлялись гости или намечалось мероприятие, мама прятала ее в подвалах нашей бани. Несчастная женщина, она проночевала в этом погребе не одну ночь. Пришла весна, потеплело, оттаяли реки, и Александра смастерила себе три удочки из волос хвоста коня. С утра до вечера она пропадала на берегу реки, ловя рыбу посреди деревьев...

Одним осенним днем 1947 года Александра не вернулась домой. Я не помню, уходила ли она рыбачить в тот день. Ночью она не пришла домой. Мы ее искали на берегу, вокруг аула, не смогли найти. На завтра мы с другими детьми игрались в 400-500 шагах от дома, и наткнулись на мертвое тело Александры в старом заброшенном доме деда Молдагали. Быстро же позвали мою мать. То ли мышка, то ли птица исклевала глаз Александры. Мать накрыла ее тело своей курткой. Никому о случившемся не рассказала, мы ждали моего отчима Толеубая с работы. На завтра он привел совхозского коня с повозкой, мы забрали тело Александры и похоронили ее чуть поодаль от могилы рода Науша-Кыпшак. Земля была замерзшая, поэтому отчим смог накопать могилу только глубиной по колено. И лопатка была слишком маленькая, да и руки его были слабы – он провел шестнадцать лет в ссылке на Колыме. Тело бедной женщины пролежало в заброшенном и разрушенном здании два дня».

Несмотря на тяжелую судьбу, полную лишений и страданий, Александра Ивановна (Бадрисафа Мухамедсадыккызы) осталась верна своему возлюбленному и супругу, духовному учителю целой нации Ахмету. Она осталась символом храбрости матерей.
Женщины, «намеревавшиеся отделить Казахстан от СССР»

Три женщины в Казахстане были расстреляны по такому обвинению. Это Шахзода Шонанова, погибшая в 35 лет, Торгай Сулейменова, которой было на тот момент 33 года и 30-летняя Мамила Танатова. В чем же была вина этих женщин? Правда ли, что они хотели отделить Казахстан от империи? Ответов на эти вопросы не было и тогда, когда был вынесен обвинительный приговор, нет и сейчас. Потому что расстреляны они были безвинно. Через 20 лет после расстрела их имена были оправданы за доказательством «отсутствия какой-либо вины перед родиной и партией». В тот период судьба человека в руках власти превратилась практически в игрушку. Что же послужило предпосылкой для обвинения этих женщин?

Торгай Кикымовна, родившаяся в 1904 году в Нуринском районе, и ее супруг Мажен Сулейменов были обвинены в том, что в момент, когда Караганда стала отдельной областью, председатель областного исполнительного комитета Абдулла Асылбеков гостил у них дома. Когда Асылбекова объявили врагом народа, молодые супруги так же попали в жернова карательной машины как опасные элементы – сообщники врага народа. В момент, когда арестовали супругов, их сыну Сайдалы Сулейменову было шесть лет. Он делится воспоминаниями о своей тяжелой судьбе:

«Это была, кажется, середина марта 1937 года. Посреди ночи громко начали стучать в дверь. Только отец открыл дверь, в дом вошла целая группа людей в черном. Они начали громко кричать на мать, что-то указывать и торопить. Сами принялись обыскивать дом, перевернули все вверх дном. Мы с младшей сестрой забились в объятия бабушки, от страха дрожали как детеныши животных, попавшие в сеть. Бабушка начала громко причитать и плакать. Не помню, в каком состоянии были родители. Только когда грозные люди в черном начали выволакивать их из дома, мама подбежала к нам с сестрой и сильно обнимая нас, плакала и прощалась: «Родненькие мои! Что же это такое!? Бедные мои!». Этот момент я запомнил навсегда».

Так, член партии, награжденная медалью партии Торгай Сулейменова вместе с мужем Маженом Сулейменовым были арестованы по официальному обвинению: «включена в деятельность контрреволюционной националистической организации Альсенева в октябре 1935 года и по приказу Альсенева готовила революционные кадры в колхозах, привлекла к деятельности контрреволюционной националистической организации председателя Шахаманского сельского совета, члена партии Сулейменова Мажена...», а также по дополнительным обвинительным решениям приговорена к расстрелу по вердикту «троих». Среди расстрелянных был и отец Торгай – Кикым Тынымов.

Супруга известного казахского языковеда Тельжана Шонанулы, а также дочь знаменитого аристократа Арона Каратаева – Шахзода Шонанова тоже была приговорена к расстрелу. Делопроизводитель исполнительного комитета Уральской губернии, инструктор комитета партии Сырдарьинской губернии, инструктор воспитания детей дошкольного возраста Народного комиссариата просвещения, ответственный секретарь Педагогического научно-исследовательского института, младший научный сотрудник Национального научно-исследовательского института культуры, научный сотрудник Народного комиссариата просвещения, научный секретарь отдела начальной и средней школы, инструктор-советник – Шахзода была истинным представителем казахской интеллигенции. Однако, из-за ее происхождения – потомок бая, феодала, «дочь горного врага» она была вынуждена проводить большую часть жизнь в изгнаниях и преследованиях. Она была принята в два вуза, и из обоих ее исключили. В третий вуз – Казахский государственный университет она поступила, но была арестована, будучи студентом третьего курса биологического факультета.

Предъявленное обвинение звучало так:

«С 1926 года состояла в буржуазно-националистической организации с идеями переворота, преследовала цель совершить переворот в Советской власти и добиться отделения Казахстана от Советсткого Союза, состояла в связи с главарями террористической, диверсионно-вредительской организации под японским управлением, преследующей цель создания казахского буржуазного государства – Садвакасовым и Жургеновым. В 1936 году организовала пожар в Казахском государственном университете в городе Алматы. Была знакома с планами организации по перевороту и терроризму, занималась вредительством, оказывала негативное влияние в деле воспитания детей дошкольного возраста...».

Еще одна приговоренная к расстрелу – Мамила Танатова, 1907 года рождения, уроженка Кувского района Карагандинской области. Из семьи бедных крестьян, всю себя посвятившая работе колхоза, добросовестно выполнявшая заветы партии скромная женщина была обвинена в том, что «в 1935 году являлась членом диверсионно-вредительской организации националистического толка, организованного Шамсутдиновым в Кувском районе, вела диверсионно-вредительскую деятельность по разрушению колхоза, приведшей к массовой гибели скота в районе. Разъясняла Сталинскую конституцию в клеветническом толке, организовала волнения среди тружеников Советской власти, добивалась отделения Казахстана от СССР...». По этим обвинениями и была приговорена к расстрелу.
"АЛАШ": ИДЕЯ
УСТАВ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА
І. О суверенитете Республики Казахского народа

1. Казахское государство – государство, управляемое народом и имеющее признаки национальности.

2. Казахское государство имеет свой флаг. Флаг имеет горизонтальные полосы зеленого, красного и желтого цвета. В верхнем углу расположен полумесяц со звездой. Зеленый цвет означает приверженность народа исламу, красный – пролитая кровь, защищая страну, желтый – просторные казахские степи, символ свободы.

3. Отныне Казахское государство будет в дружественных отношениях с Россией, то есть в доминионе.

4. Высший орган управления Казахского государства – Мажилис нации. Вошедшие в мажилис через голосование избирают главу Казахского государства – Президента на четыре года.

5. Один Президент не имеет права управлять государством более двух раз.

6. Президент Казахского государства управляет страной через министров. Президент сам назначает министров, но через голосование Мажилиса нации.

7. Министры отчитываются о проделанных работах перед Президентом и Мажилисом.

8. Заместитель Президента Казахского государства – Вице-президент. Он замещает Президента в его отсутствие, а в присутствии работает в рамках поручений Президента.

9. В Казахском государстве имеется законотворческий орган (парламент), исполнительный орган (правительство) и суд. Три ветви власти не подчиняются друг другу, следят за недопущением незаконных действий.

ІІ. О правах человека

10. Все люди в Казахском государстве имеют равные права. Не допускается унижение по признакам религиозной, кровной, родовой, расовой принадлежности. Человек отвечает только перед законом и богом.

11. Каждый гражданин Казахского государства имеет право на свободу, равноправие и счастливую жизнь.

12. Мужчины и женщины в Казахском государстве имеют равные права. Казахские традиции не унижают женщину, а осуществляются в согласии с женщинами.

13. Гражданам Казахского государства разрешается свобода слова, создавать организации и вступать в партии.

14. Запрещается деятельность организаций, партий и граждан, разжигающих родовую (национальную) рознь. Виновные привлекаются к ответу по закону.

15. В Казахском государстве граждане не задерживаются и не заключаются в тюрьму без разрешения суда. Задержанным должны вынести приговор в течение 24 часов, в ином случае он освобождается из заключения. Заключенные по нарушению закона ответят перед законом по всей строгости.

16. В Казахском государстве не разрешается разглашать личную переписку граждан. Разрешение на это может дать только суд.

17. Граждане имеют право владеть имуществом любого виде. Владение имуществом, его использование и распоряжение не должно нести вреда гражданам. Лишение имущества осуществляется по закону и в целях возмещения (принесенного ущерба).

ІІІ. О земле казахов

18. Казахская земля находится в собственности народа Казахского государства.

19. Земля в Казахском государстве не может быть объектом торговли, бог создал ее для пользования народом.

20. Ископаемые, леса, воды, озера и горы находятся в собственности Казахского государства. Право на выпас скота, земледелие, строительство жилья, обработку и передача земель в казну для полезных нужд предоставляется правительством.

IV. О суде

21. Судебная власть осуществляется самостоятельно.

22. Судебный приговор опирается на закон и судебные правила.

23. Судьи при отправлении правосудия обязаны руководствоваться законом и судебными правилами, не допускать вмешательства правительства или же граждан. Вмешавшиеся в работу судьи будут наказаны по приговору суда.

24. Все судьи Казахского государства пожизненно избраны в Мажилис нации. Судьи, нарушившие и не исполнившие закон, освобождаются от должности.

25. Освобождение судьи от должности осуществляется после решения большинства Мажилиса нации, на рассмотрение которого Председатель суда Казахского государства выносит вопрос на основе жалобы гражданина. При недостаточности голосов судья восстанавливается в должности.

26. Судьи обязаны владеть казахским языком. Представители других национальностей могут выступать в суде на своем языке.

27. Суд присяжных в праве рассматривать тяжкие преступления. Количество присяжных – 7 человек.

28. В суде не должны находиться партии. Судьи лишаются права вступать в партии. Выявленные скрытые члены освобождаются от должности.

13 июня, 1911 год, С.Петербург, С.Б.Алашинский