5 сакральных мест Костанайской области
Земля Костанайской области богата памятниками истории и культуры. Мавзолеи, древние городища, поселения, по сей день хранят в себе тайны ушедших веков. Прикоснуться к подобным сакральным объектам - все ровно что пообщаться с прямым свидетелем тех времен и событий.
По данным костанайского областного историко-краеведческого музея в регионе находятся десять сакральных объектов общенационального значения. Портал El.kz предлагает вам познакомиться с пятью из них.
Торгайские геоглифы.
Торгайские геоглифы представлены Уштогайским квадратом и Торгайским трикветром (древний сакральный орнаментальный символ). Эти объекты расположены в Амангельдинском районе.
Геоглифы – рельефные геометрические узоры на земле, которые хорошо можно рассмотреть лишь с довольно большой высоты. На территории Торгайского прогиба их впервые обнаружил в 2007 году Дмитрий Дей, когда изучал снимки, сделанные из космоса, которые были в открытом доступе программы Google Earth.
Пока известно несколько типов геоглифов, обнаруженных на территории области: квадрат, свастика, кресты, кольцо и линии.
«Уштогайский квадрат» находится недалеко от села Уштогай. Это геометрическая фигура с обозначенными диагоналями. Длина стороны квадрата около трехсот метров, длина диагонали более четырехсот метров.
На одной из насыпей проводились археологические раскопки, однако находок там обнаружено не было. Нечетное количество насыпей, как полагают ученые, носит символический смысл, ведь у многих народов нечетное и четное означало противопоставление мужского и женского, небесного и земного. Предварительно археологи отнести квадрат к ритуально-сакральным объектам, периода между эпохой финальной бронзы и первыми веками нашей эры.
«Торгайский трикветр» или Торгайская трехлучевая свастика, представляет собой земляную насыпь, в форме трех лучей, каждый из которых заканчивается зигзагообразной фигурой, концы которой загнуты против часовой стрелки. Свастика вписывается в окружность диаметром 90 метров. Ученые датируют это сооружение в диапазоне от эпохи бронзы до средневековья. Археологи предполагают, что Торгайская свастика определяла принадлежность к какому-либо клану или общине.
Укрепленное поселение Камысты.
Укрепленное поселение Камысты, единственный известный памятник протогородской культуры древних индоевропейских племен на территории Казахстана, возраст которого более четырех тысяч лет.
Памятник был обнаружен еще 1990 году археологической экспедицией Логвина, который дал ему название «поселение Комаровка-12». Оно состояло из впадин от шести жилищ, где была найдена керамика и костяной наконечник, находки датировали эпохой бронзы.
Спустя несколько лет здесь же были обнаружены фрагменты керамики, каменных и костяных изделий, а также кости животных. Тогда Геннадием Здановичем памятник был отнесен к знаменитой «Стране городов», и вошел в состав двадцати укрепленных поселений ариев.
«Страна городов» расположена на территориях Челябинской, Оренбургской областей, а также Башкортостана и Костанайской области. Городища разбросаны по территории диаметром 350 километров, самым известным из которых является сакральный древний город «Аркаим», считающийся ровесником египетских пирамид и Вавилона. Ученые полагают, что эти города были духовными центрами, где проводились различные обряды.
Культовый памятник Екидын.
Памятник Екидын датируется 8-9 веками. Он расположен возле села Екидин, на берегу реки Кара-Тургай и представляет собой два «дына» – культовых архитектурных сооружения сферической формы из дикого камня, которые и дали название аулу. Расстояние между памятниками 4 километра. «Екидын 1» расположен на левом берегу реки, «Екидын 2» – на правом, на возвышенности, которую очень хорошо видно с большого расстояния.
По мнению академика Алькея Маргулана эти, редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название «үйтас» построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы», возможно, имели сакральное, обрядовое значение.
Согласно местным легендам, в 17-18 веках в долине между холмами, на которых стоят памятники, произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов.
Мавзолей Барака Жанузакулы (Карабалуанулы).
Батыр Барак Жанузакулы родился в 1696 году, в ныне Джангильдинском районе Костанайской области. Его отец Жанузак Алдиярулы был борцом.
Уже в юном возрасте Барак батыра нарекли статусом «аулие», так называли только выдающихся целителей, пророков и ясновидцев. Дар целительства он унаследовал от матери Жасканы, которая была родной племянницей Толе би.
Барак батыр участвовал в собрании битвах Буланты и Аныракай. Бухар жырау в своих трудах вспоминает Барак батыра как очень смелого воина. Своей верной службой батыр удостоился доверия самого Абылай хана. Также в народе Барак был известен как человек обладающий большой физической силой.
Барак батыр дожил до глубокой старости и перед смертью завещал отвезти его тело в мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи и похоронить рядом со своим отцом.
Уже более двух веков мусульмане не только Казахстана, но и приграничных регионов России посещают могилу Барак батыра, чтобы помолиться, а также провести обряды жертвоприношения.
За годы существования мавзолей Барак батыра был несколько раз реконструирован, старый мазар был обновлен в 1996 году.
Мавзолей Кейки батыра.
В 2017 году в селе Тасты Амангельдинского района был возведен мавзолей Кейки батыра. Именно здесь захоронены его останки. Мавзолей представляет собой сооружение высотой пятнадцать метров с куполом, на котором установлен полумесяц. Внутри мазара находится надгробный памятник и две мемориальные доски с портретами батыра и текстом на трех языках.
Нурмагамбет Кокембаев в народе известен как Кейки батыр родился в 1871 году в урочище Байтума Костанайской области. Батыр происходил из рода Кулан Кыпшак Среднего жуза.
«Кейкі» - означает отшельник, его прозвали так за особенный образ жизни охотника. Он мастерски владел разными видами оружия и был очень метким стрелком. В период национально-освободительного движения Амангельды Иманова и Абдыгаппар хана, батыр руководил лучшим отрядом стрелков.
После смерти Амангельды Иманова, Кейки батыр со своими ближайшими соратниками скрывался в горах Улытау и Кызылкумах, ведя антисоветскую борьбу вплоть до 1923 года. В этом же году он попал в окружение красноармейцев, и в результате долгого сражения был убит.
Отрубленную голову батыра как доказательство его смерти, сперва отправили в Оренбург, после в Санкт-Петербург, далее ее передали в музей Антропологии и этнографии больше известный как Кунсткамера.
Лишь в 2016 году останки Кейки батыра были возвращены в Казахстан. Восстановлением облика легендарного батыра занималась венгерские антропологи.