Тастамат вместо курьера

Как казахстанский стартап привлек инвестиции более чем на миллион долларов

Сооснователь проекта Тастамат – разработчик, IT-предприниматель Данияр Асанов, человек, создавший компанию, которая разработала такие масштабные государственные проекты, как система электронного Правительства Казахстана Еgov, образовательный продукт E-learning и многие другие полезные для казахстанцев ресурсы и платформы. Будучи резидентом технопарка Astana Hub, стартап Tastamat привлек рекордные для нашей страны инвестиции - 1.500 миллиона долларов.

Тастаматы – это усовершенствованные и более мобильные постаматы (аппараты, в которых можно получить почтовую посылку). Работают тастаматы ежедневно в режиме 24/7, поэтому клиент может забрать свой заказ в ближайшем аппарате в любое удобное для него время. Таким образом скорость доставки возрастает в разы, к тому же, человеку не нужно ездить по городу в поисках почтового отделения и стоять в очереди. Чтобы воспользоваться услугой, не нужны документы, удостоверяющие личность. О том, что посылка на месте, сообщит уведомление, пришедшее на номер мобильного телефона.

Об идее

Почему появилась идея создать такие терминалы, и как проходил сам процесс создания - от идеи до реализации, рассказывает Данияр Асанов.

«Стоит обратить внимание на информацию, предоставляемую Казпочтой, регуляторными органами или интернет-магазинами и сразу становится ясно, что объемы заказываемых посылок растут большими темпами. Почтовым операторам или интернет-магазинам невыгодно открывать дополнительные пункты, склады или отделения для хранения посылок. Наши терминалы позволяют интернет-магазинам оперативно распределять заказанный пользователями товар. Таким образом, и компании, и клиент получают выгоду: компании не надо открывать дополнительные отделения, а клиенту не надо терять время на походы в отделения или оплачивать услуги курьера. Кстати, в нашей команде есть бывшие сотрудники Казпочты, которые стояли у истоков запуска постаматов в Казахстане. Мы понимали необходимость развертывания терминальной сети, понимали, какие могут возникнуть сложности и риски, поэтому создали бизнес-план и пошли к инвесторам, сначала к Багдату Мусину, так как он понимает этот рынок и понимает необходимость рынка в этих терминалах», - рассказывает Данияр.

На фото: Данияр Асанов. 

Тестирование терминала проходило совместно с партнерами Flip.kz и АО "Казпочта". На протяжении полугода клиенты этих двух компаний, живущие рядом с терминалами, получали посылки из них.

О команде

Средний возраст команды стартапа Tastamat - 25 лет. Это молодые ИТ-специалисты, проектные менеджеры, маркетологи и финансисты, которые имеют профессиональный бэкграунд работы в крупнейших национальных и международных компаниях.

«Например, Азамат разработал финансово-экономическую модель, с помощью которой удалось защитить бюджет перед инвесторами и привлечь средства на развитие проекта, и в настоящий момент является проектным менеджером. Бауржан программирует, пишет коды для безотказной работы тастамата при получении или отправлении посылки на тастамат, бронирования ячеек интернет-магазинами или "Казпочтой". Тимур создал приложения для Android и IOS и ведет всю последующую за этим работу, Габиден - дизайн электросхем и печатных плат. Сборка и отладка электронных плат управления тастамата. Настройка каналов передачи данных на сервер. Алишер – привлечение клиентов. Дидар – аналитика. Айнура и Бахытгуль – прекрасная половина нашей команды - занимаются построением клиенториентированности и ведут документооборот», - перечисляет Данияр Асанов.

Как это работает

Отличие тастаматов от общеизвестных европейских аналогов заключается в том, что по массе они очень легкие – всего 100 килограммов. К примеру, вес западных аналогов может достигать до 500 килограммов, что усложняет транспортировку и установку терминала. Также, стоимость западных аналогов во много раз превышает отечественный терминал локальной сборки.

«Наши терминалы, благодаря локальной сборке и обслуживанию, по цене в разы меньше. В настоящий момент ряд терминалов расположен в жилых комплексах BI Group, что позволяет жителям этих домов получать посылки, не выходя из дома. Им не надо оплачивать доставку на дом или ехать в ближайшее отделение. Посылку забирают в тастамате, который стоит в подъезде. Это очень удобно и выгодно: не надо тратить деньги и время», - подчеркивает Данияр Асанов.

На фото: терминал тастамат.

Принцип работы тастамата - прост: совершая покупку в интернет-магазине, клиент вместо своего адреса или адреса отделения Казпочты указывает индекс тастамата (каждый тастамат имеет свой индекс). Посылку доставят в тастамат, и как только она поступит в тастамат, клиенту будет направлено sms-сообщение со специальной ссылкой. Открыв эту ссылку, клиент сможет считать QR код (на каждом терминале свой QR код) и открыть ячейку с посылкой.

«Техническое облуживание тастаматов на сегодняшний день производится силами R&D-специалистов команды, поскольку перед нами стоит задача создать отказоустойчивый сервис на 99%. Наши специалисты имеют большой опыт работы в подобных проектах, что позволяет собственными силами контролировать техническое обслуживание терминальной сети. Сейчас наша сеть сосредоточена только в двух городах и насчитывает более 200 терминалов, но к концу году мы планируем развернуть сеть и в регионах. Предположительно, к концу года казахстанцам будут доступны 1000 терминалов по всей стране. Возможно, в дальнейшем будем привлекать сторонние компании на аутсорс», - делится планами Данияр.

По словам Данияра, при работе над проектом был учтен и мировой опыт. Разработчики изучили несколько моделей развития терминальной сети.

«Аналогов на самом деле много, но наши терминалы выгоднее по цене и легче по весу, что позволяет оперативно развертывать терминальную сеть. Таким образом, за полгода мы выстроили сеть из двухсот тастаматов и продолжаем экспансию в регионы».

О привлечённых инвестициях и ближайших планах  

По словам Данияра Асанова, полмиллиона долларов – это лишь первый этап инвестирования, второй – 1 миллион долларов США.

«Это стало возможным благодаря презентации нашего анализа выгодности инвестирования в данный проект. Инвестором выступила дочерняя компания BI Group - BeInTech Ventures».

Сейчас стартап активно выходит в регионы страны. В планах - до конца 2019 года развернуть сеть в тысячу терминалов по всему Казахстану. А главной задачей для команды является построение комфортного сервиса и качества обслуживания через сеть терминалов, а также увеличение постоянной клиентской базы.

Фото предоставлены командой стартапа.

#IT #стартапы #инвестиции #Astana Hub

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры