Интеллектуальный капитал – основа развития общества знания
Формирование «интеллектуальной нации» – это путь модернизации общества в XXI веке, когда главным источником развития становится человек креативный.
Творчество – это процесс самореализации человека, что предполагает наличие собственного духовного богатства, индивидуальности и самобытности личности. Поэтому все многообразие историко-культурного наследия от далекого прошлого до недавнего настоящего – это и есть духовная основа и истоки будущего, с охраны и преумножения которых уже на самом деле начался наш путь к «интеллектуальной нации». Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное образование и поддержка подрастающего поколения.
Впервые организованная в этом году студенческая экспедиция в период с 19 июня по 2 июля в рамках акции «От народа к народу» проводила исследования в Мангыстауской, Кызылординской и Семипалатинской областях. В рамках данного мероприятия молодые ученые:
1) накопили необходимые материалы для «Атласа историко-семиотических ценностей народа Казахстана»;
2) исследовали гуманитарные технологии по социальному проектированию, направленные на формирование гражданина интеллектуального общества;
3) исследовали общественное мнение граждан Казахстана по проблемам развития интеллектуального потенциала «Казахстан после 2015 года», указанным в целях развития тысячелетия ООН. Также в период прохождения экспедиции была проведена информационная кампания «Письмо в аул», посвященная проблемам наших сел и положению сельчан. Кроме того, с целью выявления мнения о возможностях создания интеллектуальной нации среди молодежи Казахстана проводились исследования в фокус-группах. Участие в них приняли молодые люди в возрасте 18-29 лет из Кызылорды, Атырау, Алматы. Также был осуществлен гуманитарный проект – студенческая научная экспедиция «Казак елі» («Казахская страна»). Новые информационные технологии внесли масштабные изменения в экономику. Разработки, исследования и нематериальные вложения в человеческий капитал заняли ведущее место по сравнению с материальными инвестициями. Потому что теперь экономическая деятельность направлена на нематериальные компоненты. Швейцарские ученые Б. Карлсон, Г. Элиассон экономическое развитие считают реализацией идеи в качестве новых технологий. По мнению английского ученого Т. Стюарта, интеллектуальный капитал – это новый источник богатства организаций. Для того чтобы преуспеть в нематериальной экономике, организациям и каждому человеку следует освоить приемы работы, которые отличаются от их прежних навыков. Иначе говоря, «знание» стало ключевым словом новой экономики, глобальной гиперконкуренции и парадигмы глобального менеджмента. Знание, которое можно конвертировать в стоимость, – именно так рассматривает интеллектуальный капитал Л. Эдвинссон. Й. Руус, С. Пайк и JI. Фернстем отождествляют интеллектуальный капитал со всеми неденежными и нематериальными ресурсами, участвующими в создании ценности организации и ею же полностью или частично контролируемыми. С. Алберт и К. Бредли называют интеллектуальный капитал «пpoцессом превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям». Дж. Тис применяет синонимичное интеллектуальному капиталу понятие «знаниевые активы», акцентируя, таким образом, необходимость извлечения экономической выгоды из индивидуальных и организационных знаний как стратегических активов.
В условиях Казахстана создание общества знаний, его формирование и превращение в главную ценность страны является ведущей стратегической целью и перспективно выполняемой задачей государственной политики. Доказательством тому служит то, что в течение последних трех лет Казахстан находится в четверке лидеров по индексу развития образования ЮНЕСКО среди 129 стран мира. Путем соответствия требованиям вхождения в клуб конкурентоспособных стран мира является выбор интеллектуального капитала. Так как данный проект посвящен проблемам разработки гуманитарных технологий, направленных на инвестирование развития казахстанского общества знаний, за основу берутся исследования по развитию экономики страны с помощью интеллектуального инвестирования в мировой практике. В данных научных исследованиях интеллектуальный потенциал человека рассматривается в качестве инвестиции. Поэтому очень важно изучить и анализировать механизмы решения инновационных задач для повышения конкурентоспособности социального и экономического сектора республики путем привлечения инвестиций в развитие общества знания страны, разработки методов его эффективной реализации и системы оценки. Для Казахстана, как и для других развивающихся стран, стратегической сверхзадачей является проведение общей модернизации, в рамках которой будут не просто созданы институты и механизмы современного общества, а создано само современное общество. Ныне в мире складывается новое разделение труда – в сфере интеллектуального труда, в сфере научного и культурного производства и обслуживания - рождается экономика знания, формируется информационное общество. Казахстанво взаимодействии со своими партнерами может и должен предпринять все усилия, чтобы войти в общество будущего. Совокупная конкурентоспособность государства в мировой экономике, способность продолжительного развития зависит от трех стратегических ресурсов. Первым стратегическим ресурсом являются природные богатства, а именно: земля, вода, полезные ископаемые, лес, и т.д. Второй стратегический ресурс – материально-техническая база и финансовый капитал, основное здесь – существующее производственное оборудование, заводские корпуса, машины, фонды, качество и количество различных материальных компонентов жизнедеятельности государства. Третьим стратегическим ресурсом являются ресурсы рабочей силы – люди. Очевидно, что уровень развития человеческих ресурсов, уровень образования и культуры являются главными факторами для развития экономики и общества.
Образование в современный период становится отраслью хозяйства, а основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор – больше всего ценится личность, которая может открыть, создать что-то новое в производстве, науке, культуре и т.д. И потому важнейшая миссия высшего образования в Казахстане – подготовка интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов – граждан Республики Казахстан. Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи, главную из которых обозначил Президент РК Н.А. Назарбаев в инициированном им национальном проекте «Интеллектуальная нация – 2020: «воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом». Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное образование и поддержка подрастающего поколения. Сегодня самым ценным качеством становится креативно мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. Креативное мышление, умение быть полезным и служить своему обществу и всему человечеству, критическое мышление, способствующее осмыслению смысла жизни и оцениванию роли каждого человека в этом мире – это принципы, необходимые для полноценного развития личности. В этой связи исследование гуманитарных технологий, направленных на развитие интеллектуального капитала нации и формирование «гражданина интеллектуального общества» Казахстана представляется не просто научной, но политической задачей. Поэтому «на современном этапе при формировании «гражданина интеллектуального общества» должно реализоваться комплексное исследование гуманитарных технологий, влияющих на общественное сознание и результаты стратегических целей. В период оперативного развития мировых экономических, социально-политических процессов определение духовных ценностей и идеологических принципов казахстанского общества, направление их на положения цивилизации является актуальной проблемой».
Целью программы «Интеллектуальная нация-2020» является производство главного капитала и высшей ценности – человека, и не только специалиста-профессионала, а человека во всей полноте его качеств и свойств духовно-нравственной личности. Важным шагом на пути формирования креативного поколения молодых стало присоединение Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу, что открыло новые перспективы международной интеграции. В Казахстане проведен ряд реформ в рамках обновления системы образования. Знаковым событием стало принятие Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, целью которой является выход на принципиально новое качество образования, соответствующее международным стандартам. Казахстан встал на путь создания интеллектуального общества. Этим обществом, механизмами политико-экономических, производственных, социальных, инновационных сфер управляет человек с высоким интеллектом и честным трудом. Человек труда – это человек знания. Поэтому для общества человек является главным капиталом. Проект «Интеллектуальная нация» должен учитывать три потенциальных момента: рождение новых решений, технологий и инноваций; информационная революция; духовное воспитание молодежи. Казахстан сегодня имеет достаточно возможностей, чтобы занять достойное место в сфере подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировой арене.
Авторы данного научного сборника проводили работу в трех направлениях. Первое – это анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследованиям гуманитарных технологий. Это было необходимо для определения дефиниции понятия «гуманитарные технологии» и их влияния на формирование интеллектуального общества. Также были проведены системный и сравнительный анализ работ выдающихся ученых, проводивших исследования в области интеллектуальных инвестиций, нематериальных ценностей, экономической свободы, политической свободы, массовой коммуникации и общественных интересов, политического дискурса и метафорики. К ним относятся: Werner Clement, Gerhard Hammerer, Karl Schwarz, Ahmed Bounfour, Leif Edvinsson, Aurora Teixeira, lsy Núñez Guerrero, W. Ken Farr, Richard A. Lord, J. Larry Wolfenbarger, H.D. Lassswell, D. Lerner, W. Shramm, D. McQuial. Проблеме развития творческого мышления и интеллекта уделяется много внимания как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической литературе – среди исследователей такие авторы как Л.А. Баранова, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Б.А. Жетписбаева. Вклад в разработку особенностей формирования и функционирования, характеристику сущности исследуемой проблемы, ее социологического измерения внесли Р.З. Алтынбаев, В.П. Елютин, А.И. Кочетов, Л.Г. Смирнов, С.П. Трапезников, Л.А. Ширяев. В современной науке проблемы образования в разных контекстах изучались такими философами и социологами, как И.В. Бестужев-Лада, Е.Ю. Бикметов, Г.Е. Зборовский, А.Г. Здравомыслов, Н. Коган, Д.Л. Константиновский, Н.Я. Мартишина, В.Я. Нечаев, Ю.П. Петров; Л.Л. Рубина, М.Н. Руткевич, И.М. Фадеев, Ф.Р. Филиппов, Ф.Г. Хайруллин, Г.А. Чередниченко, Ф.В. Шарипов, М.Т. Шафиков, В.Н. Шубкин. Исследования интеллектуального капитала описывались в работах, опубликованных в научных журналах по базе Scopus: Gadaf Rexhepi Sadudin Ibraimib Nexhbi Veselic, факультет бизнеса и экономики Юго-Восточной Европы университета (Тетово, Македония), Majidi, AB, Haddadian, Резаи из университета Ирана, Деви Fariha Abdullaha*& Saudah Sofiana Faculty Universiti Teknologi Малайзия, и др. Анализ взаимосвязи интеллектуального потенциала, культуры и деятельности рассматривался в работах Л.П. Буевой, Е.А. Вавилина, В.К. Кантора, Н.В. Карлова, В.Ж. Келле, И.Ф. Кефели, Л.Н.Когана, И.Т. Кузнецовой, М.Н. Кузьмина, Н. Лобковица, Э.С. Маркаряна, Д. Маркуша, В.М. Межуева, Ю.А. Муравьева, А.Л. Никифорова, Ю.К. Плетникова, А. Швейцера, Б.Г. Юдина, Б. Жексенбаева, М.А., Нуриева, А.К. Сатова, М.А. Мергалиева, Ж.А. Сейсенбаевой, и др.
Вместе с тем в отечественной социологической и политологической литературе проблема интеллектуального потенциала, его сущности и содержания в широком плане ставится редко. На современном этапе отсутствуют исследования, освещающие данную тему целостно. В основном рассматриваются отдельные стороны формирования и развития интеллектуального потенциала. Одним из первых проектов, предназначенных для комплексного исследования формирования интеллектуальной нации в области общественно-политических наук Казахстана является проект «От интеллектуальной нации - к интеллектуальному потенциалу: разработка информационно-коммуникативных технологий возействия на массу». Работы, проведенные в целях определения ближайшего будущего и реализации комплексных программ, осуществляемых в рамках Национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», считаются первыми исследованиями в данном направлении. В целях анализа факторов, определяющих интеллектуально-ментальный капитал народа, были проведены контент-анализ, факторный анализ и исследован политический дискурс материалов казахстанских СМИ. Приоритетное направление уникального проекта – исследование вопросов сохранения и передачи из поколения в поколение нематериальных ценностей народа Казахстана, согласно Международной Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Участники экспедиции изучили проблемы регионов, вопросы социального развития сел и аулов «Казахстан после 2015 года» в рамках программы тысячелетия ООН, возможности вхождения Казахстана через информационное пространство в международное десятилетие сближения культур. В период экспедиции была проведена информационная кампания «Письмо в аул», посвященная проблемам казахстанских сел и положению сельчан. В общей сложности в проект были вовлечены 500 участников из регионов, в том числе: респонденты, интервьюеры, ученые, деятели культуры, студенты, учащиеся средних учебных заведений. Исследовательская группа выражает признательность и благодарность ученым, государственным служащим и общественным деятелям регионов за поддержку и помощь в работе научной экспедиции: г. Семей: Татьяне Геннадьевне Титаевой, экскурсоводу музея имени Ф.М. Достоевского; Бустекбаеву Қанату Танысбекулы, экскурсоводу областного историко-регионоведческого музея; Айдару Садырбаеву, зам. начальника отдела внутренной политики; Жанаевой Шагангул Алдамжаркызы, директору педагогического колледжа имени М.О. Әуезова; Еркебулану Балтабекову, исполнительному секретарю молодежного крыла «Жас Отан»; Малгаждарову Мирас Миратулы, председателю молодежного ОО ВКО «Салауат»; Турсыну Еркебулану Сериккалиулы; Азамату Жуматаеву; Бекжану Едулову. г. Актау: Бексеитовой Ермек Жарылгапкызы, зав. археологическо-этнографическим отделением Мангыстауского областного историко-краеведческого музея; Туякову Бауыржану Орынбайулы, начальнику управления по молодежной политике Мангыстауской области; Жеткизген Досан Жеткизгенулы, главному специалисту Управления по молодежной политике Мангыстауской области; Тайгара Кенжегулу Диканбайкызы, специалисту центра молодежной политики города Актау; Сагитжанову Аскару Оразалыулы, председателю молодежного ОО «Тагылым»; Кенжебеку Сержанову, юнкору городской газеты. г. Кызылорда: Тажмаханову Жагыпару Айтбайулы, зам начальника Управления по проблемам молодежной политики Кызылординской области; Тасабаеву Жасулану Нургелдиулы, главному инспектору отдела по молодежи и молодежной организации Управления по проблеме молодежной политики Кызылординской области; Исмагуловой Гулзираш Сауелханкызы, зав отделом истории и археологии областного музея; Бахрамовой Гулжан Ешмаханкызы, экскуроводу музея; Жузееву Серикхану, главному редактору газеты «Сыр ұланы».