Декларация духовности постпандемического мира: чего еще ожидать от религиозного съезда
VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий пройдет 14-15 сентября в Нур-Султане, главной темой которого станет «Роль лидеров мировых и традиционных религий в духовном и социальном развитии человечества в постпандемический период».
Прогнозируется участие 108 делегаций из 50 стран мира, в числе которых духовные лидеры мировых и традиционных религий от ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, даосизма, зороастризма, синтоизма, политические и общественные деятели, представители международных организаций. А также ожидается участие Верховного имама Аль-Азхара шейха Ахмеда ат-Тайеба, Ашкеназского раввина Израиля Давида Лау и Папы Римского Франциска.
О знаковом для Казахстана и мира религиозном событии корреспондент El.kz поговорила с директором Института современных исследований ЕНУ им.Л.Н.Гумилева доктором политологии, профессором Мухитом Сыдыкназаровым.
Стал ли Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводимый в 7 раз, символом стабильности и толерантности?
- Отличия религиозных лидеров от лидеров политических в том, что паства религиозного лидера традиционных мировых религий может насчитывать миллиарды верующих, которые верны ему и следуют за ним, невзирая на границы, политические системы, экономическое и материальное положение. Поэтому религиозный лидер, несмотря на своей скромный медийный образ, более влиятелен в современном мире, где роль религии не только не уменьшилась, несмотря на научный прогресс и достижения 4-ой Промышленной революции, а напротив – увеличилась.
Поэтому скепсис у ряда представителей нашего общества в духе «зачем нам этот Съезд?» абсолютно не состоятелен. Казахстан как ответственный субъект международных отношений должен заниматься не только решением внутриполитических и внутриэкономических вопросов, но и укреплять свою внешнеполитическую субъектность и влияние в том числе путем организации такого рода мероприятий, который прочно вошли в действенный арсенал мягкой силы суверенного Казахстана.
Тот факт, что они собираются, и самое главное – Казахстан имеет влияние и авторитет собрать их всех уже 7 раз, усадить за один стол, несмотря на порой непреодолимые концептуально-теологические противоречия – это большое достижение нашей независимости и дипломатии.
Благодатная земля Казахстана в мировой истории всегда была местом важных глобальных инициатив. Отсюда в космос впервые поднялся первый человек, на нашей земле прозвучала и была реализована инициатива «Невада-Семей» о прекращении ядерных испытаний на двух континентах, здесь же впервые стали регулярно проводиться Съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые в обычных обстоятельствах едва ли были бы возможны.
Проведенные за нашу яркую и насыщенную историю Независимости в столице Казахстана шесть Съездов лидеров убедительно подтвердили жизненность идеи взаимного уважения, конструктивного сотрудничества лидеров мировых и традиционных религий, различных культур и обществ.
Сама история Казахстана, история становления как независимого государства, политические события тому яркое подтверждение. Происходящие в мире геополитические изломы, каждый день, проведенный в мире и согласии еще раз подтверждают мудрость казахской пословицы, гласящей: «Өткен күннен алыс жоқ, келер күннен жақын жоқ» («Нет ничего дальше вчерашнего дня, и нет ничего ближе завтрашнего дня»).
Деятельность Съезда, заложенные в его основе императивы созвучны и с новым этапом развития Казахстана–поиск таких взаимных точек соприкосновения, постоянный диалог, также находящийся в русле того согласия, которым мы дорожим. Такой подход для нас незыблем.
Реализуемая в Казахстане концепция «слышащего государства» содержит важные аспекты, которые де-юре и де-факто проецируются, и реализуются повесткой работы нашего Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а именно: «разные мнения – единая нация», которая является ядром концепции «слышащего государства». Идет процесс преодоления боязни альтернативной точки зрения.
Внедряя эту концепцию, в Казахстане ориентируются на ее сфокусированность на преодолении противоречий развития в условиях плохо прогнозируемой жесткой экономии, непредсказуемых рисков глобального развития во все более усложняющихся геополитических реалиях.
Наполнение концепции «слышащего государства», ее концептуально-содержательная часть заключается в следующем: выстраивание эффективной обратной связи с населением, совершенствование выборного и партийного законодательства, укрепление общественного согласия, развитие «экономики простых вещей», поддержка института семьи и детства, нулевая толерантность к семейно-бытовому насилию, создания инклюзивного общества (вовлечение людей с ограниченными потребностями в полноценную жизнь общества – главная задача построения инклюзивного общества), обеспечение качества и доступности медицинских услуг, поддержки работников культуры, дальнейшее развития системы социальной поддержки.
Фактически, Съезды утверждают кредо «Разные религии, разные этносы – один толерантный мир», что напрямую коррелирует с этой концепцией: мы слышим происходящую какофонию различных мнений и подходов, и предоставляем такую же богатую палитру возможных консенсусных решений.
Более того, данный – VII Съезд отличается от других тем, что он проводится в Жаңа Казахстане – новом Казахстане!
В чем особенность нынешнего VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий от предыдущих?
Из медийных – это участие Папы Римского Франциска. Политический вес и влияние руководителя Ватикана – Святого Престола имеет планетарный масштаб. Это уже второй Папа, который посещает страну и Съезд, тем самым подтверждая его безусловный авторитет и влияние. Первым Папой, который посетил Казахстан и принял участие в работе Съезда была Папа Римский Иоанн Павел II.
Поэтому можно сказать, что это уже традиция.
Постоянные участники Съезда также религиозные лидеры всех без исключения традиционных мировых религий, участие которых для Казахстана проявление глубокого уважения и признания того, что диалоговая площадка Съезда эффективна и влияет на происходящее в мире.
Во многих странах религиозность была и является сердцевиной жизни ее граждан.
Военные конфликты этого года, к сожалению, не обошлись без жертв и насилия. Поэтому миссия религиозных лидеров в том числе и в призыве противоборствующих сторон к миру! Каждая война заканчивается за столом переговоров, и авторитет религиозных лидеров в этом вопросе также важен и неоспорим.
Начиная с 2020 года, эти два года все наши страны столкнулась не только с коварной пандемией коронавируса, но и с «эпидемией» неразрешенного и неподдерживаемого горя и потерь, на реабилитацию и излечение которых уйдут годы.
Новый постпандемический мир, будем также надеяться и постконфликтный мир, в конечном итоге зависит от откровенности и смелости наших разговоров с нашими лидерами, в том числе и религиозными лидерами, а также от ответственности, которой мы требуем от них. Пандемия стала не только кризисом в области здравоохранения, по проявила себя и как кризис веры во многие системы и общественные институты.
Религиозные деятели вносят как во время пандемии, так и в начавшийся постпандемический и постконфликтный периоды, незаменимый вклад. Во многих случаях религиозные общины со своими лидерами оказывают первую помощь и находятся на месте до, во время и после чрезвычайной ситуации.
Религиозные лидеры находятся в прямом контакте с более широкими международными сетями и с местной администрацией. Глубокая укорененность религиозных сообществ и сетей строит отношения, основанные на взаимном доверии, способствует использованию многомерных кооперации.
Уверен, что у религиозных лидеров есть свой четкий образ будущего. Есть он и у Казахстана. В стране наметили и планомерно реализуется образ нашего будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом, где согласие и уважение являются незыблемыми приоритетами.
Как оценивается важность проведения Съезда мировым сообществом? И есть ли у других стран желание и стремление проводить подобный межрелигиозный диалог?
В мире есть и другие площадки, где встречаются с той или иной частотой религиозные лидеры, но факт остается фактом: самым авторитетным межрелигиозным «Давосом» в современном мире является Съезд лидеров традиционных и мировых религий в Астане.
Могу с уверенностью сказать, что уже сейчас проведение Съезда одна из визитных карточек страны на международной арене, часть его внешнеполитического и культурного образа, имиджа Казахстана.
Религиозные лидеры, в том числе лидеры женщин и молодежи, играют значимую роль в повышении устойчивости и эффективном общении, оказании психосоциальной и духовной поддержки, продвижении инклюзивности и противодействии стигме, а также позволяют адаптировать традиционные практики, если это необходимо для предотвращения рисков. Равенство возможностей и старта – необходимое условие поступательного развития в любой сфере.
Можно констатировать, что в казахстанском обществе возрастает желание граждан участвовать в принятии политических решений на разных уровнях. Таким образом, внутриполитическая трансформация происходит в унисон с общественным развитием и модернизацией.
Признание того, что «государства всеобщего благосостояния» в мире, особенно на фоне глобальной пандемии, продолжают меняться, способствовало дебатам о взаимосвязи между идеями и политическими проблемами, побуждающими правительства к реформам. Не остается в стороне и наше молодое государство.
К сожалению, есть все еще примеры того, что религия в ряде регионов мира продолжает сдерживать процессы гендерного равенства, формирования позитивных знаний о роли и деятельности женщин, сознательно ограничивая их исключительно частным пространством. Это достаточно сложный и до сих пор нерешенный вопрос, несмотря на широкое медийное присутствие этой проблематики, особенно в контексте религиозного поля практически всех конфессий, в котором доминируют мужчины.
Темы женского богословия, такие как общность, расширение прав и возможностей, освобождение, экология и миссиология женщин в религии, их роль в мировых религиях все эти вопросы вместе взятые, как представляется, служат укреплению самоутверждения женщин, гендерного равноправия, солидарности и взаимной субъективной общественной и социальной поддержки.
Религиозные лидеры призваны конструктивно реагировать на разнообразные вызовы социальной ответственности в интересах ощутимого продвижения социокультурного равенства; гендерной, социальной и экологической справедливости; и безоговорочного поощрения достоинства и свободы всех на межрелигиозной основе, независимо от религиозной или культурной принадлежности и ассоциации. В этом контексте религиозные лидеры обязаны стать более социально ориентированными и экуменически сотрудничать между культурными, социальными и религиозными системами в интересах достижения этих целей.
В сфере инклюзивности и защиты религиозные лидеры и религиозные общины являются важными действующими лицами, оказывающими сильное влияние на достижение позитивных результатов.
Наука, медицина и религия не должны быть разделены в глобальной борьбе с пандемией. Религия и религиозные лидеры извлекли принесли максимальную пользу в борьбе с пандемией, став частью эффективных решений по сдерживанию распространения вируса, принимая активное участие в объяснении и поддержке рациональных научных открытий для спасения человеческих жизней.
По этому поводу – единстве медицины и веры, мусульмане мира цитировали хадис Пророка Мухаммеда (с.а.с.), чтобы продвигать карантин и запреты на поездки во время пандемии. Так, Пророк Мухаммед (с.а.с.) сказал: «Если вы услышите о вспышке чумы в стране, не входите в нее; и, если язва вспыхнет в каком-либо месте, пока ты в нем, не покидай того места».
Единство светской медицины и вклад религиозных организаций в обеспечение первичной медико-санитарной помощи во многих развивающихся странах, ярко продемонстрированный в период пандемии, должен быть продолжен в постпандемическое время.
Взгляд на социальную ответственность молодых религиозных лидеров – также остается неизученной областью, так как в целом – религиозные лидеры это в возрастном плане люди пожилого, либо преклонного возраста.
84% населения мира заявляют о своей приверженности религиозной вере — по данным Центра Пью (Pew Research Center), эта цифра будет расти. Из-за карантина и ограничений по социальному дистанцированию часто требовалось, чтобы онлайн-сервисы заменяли физическое собрание. Важно выработать позицию по тому, какое долгосрочное видение предлагают религиозные лидеры по цифровизации и виртуализации религии?
Постпандемический период создал на самом деле еще более лучшие условия для религий. Вопрос о готовности религиозных лидеров к росту своей паствы, часто не зависящей от физических, государственных границ далеко не праздный, и более того, в современных условиях цифрового мира –крайне важный. Мы также поднимаем это вопрос на площадках Съезда.
В постпандемический и постконфликтный периоды необходимо увеличить возможности по уходу за больными, раненными, умирающими и осиротевшими, включая поддержку религиозных служителей как ключевых работников общества и увеличение инвестиций в больничных капелланов для ухода как за пациентами, так и за персоналом.
Религиозные лидеры и далее должны принимать участие в консультациях с врачами, распространяя последние научные рекомендации, чтобы церкви могли безопасно оставаться открытыми и максимизировать свой вклад в выздоровление и благополучие даже в случае дальнейших волн передачи вируса.
Духовность оказывает положительное влияние на многие состояния психического здоровья. Думаю, лидеры мировых и традиционных религий на площадках Съезда смогут выработать совместную «Декларацию Духовности постпандемического мира».
Социальные преобразования в постпандемическом мире набирают новую динамику.
Мы, в светском мире, также обращаем свое внимание на эти аспекты.
Социальная устойчивость в союзе с религиозной грамотностью и открытым толерантным общением являются важными помощниками в этом. Новые тесные альянсы социальных предпринимателей по реагированию в постпандемическом мире помогут осуществить позитивные радикальные изменения, на которые в обществах есть социальный запрос и построить лучшее будущее.
Мира во всем мире не будет до тех пор, пока религиозные лидеры не соберутся за столом переговоров, чем и занимаются Съезды религиозных лидеров. Стол переговоров теперь может быть звонком в Zoom, а молитвенная группа может быть заменена группой WhatsApp, то есть общества, использующие технологии, также могут быть лучше подготовлены к сохранению и пониманию веры и всех преимуществ, которые с этим связаны.
Высокая по своей важности и значению деятельность лидеров мировых и традиционных религий, регулярная и последовательная работа Съезда направлены именно на это – твердо следовать курсом диалога, толератности и созидания!