Лента новостей

Что мешает развитию бизнеса в Казахстане

Часть требований отменят с 2023 года.
Что мешает развитию бизнеса в Казахстане
Фото: atameken.kz 04.10.2022 12:30 3051

В рамках внедрения регулирования «с чистого листа», идея которого была озвучена Президентом в Послании народу Казахстана, начался пересмотр требований сразу по нескольким сферам бизнеса. Эти изменения коснуться предпринимателей всех уровней, поэтому многие представители Казахстанского бизнеса активно участвуют в этой масштабной работе. Для чего это делается и каковы предварительные результаты, рассказали в НПП «Атамекен».

Эксперт первой категории Департамента бизнес регулирования и развития конкуренции НПП "Атамекен" Айша Смагулова сообщила, что уже на протяжении полутора лет НПП «Атамекен» совместного с Министерством проекта национальной экономики и офисом бизнес-омбудсмена проводит совместную работа по пересмотру требований к бизнесу. Были выработаны базовые подходы, которые закреплены в Законе по новой регуляторной политике от 30 декабря 2021 года.

Основным посылом закона является то, что регулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей. Основной новеллой нового подхода к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение реестра обязательных требований. Как заверили в НПП, в этом реестре будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политики. То есть если требование не будет включено в данный реестр с 2023 года, то госорган не сможет по нему проверять или наказывать участника бизнеса.

«В рамках данной работы был разработан план-график по пересмотру требований. Он был утвержден правительством. В этом графике предусмотрены 44 направления с закреплением соответственных государственных органов, различных отраслей, в частности торговля, общепит, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли. Согласно данному графику необходимо в течении 2022-2023 годов пересмотреть весь массив регуляторного предпринимательского поля», - рассказала Айша Смагулова.

На сегодня уже есть промежуточные итоги анализа девяти сфер - это торговая деятельность, общепит, услуги проживания, транспорт, операция с недвижимым имуществом, информация и связь, компьютерное программирование, горнодобывающая промышленность и защита прав потребителей.

«Многие требования пошли на отмену. По линии цифровизации выявили 33 требования, которые не соответствуют базовым условиям. Например, в Законе о информатизации есть требование о том, что участник технологического парка с 1 января 2024 года должен находиться по месту регистрации международного технологического парка Astana Hub. Данное требование бизнес предложил отменить и государственные орган это поддержал, потому что на сегодняшний день не все участники бизнеса могут находиться в Астане на момент регистрации», - сообщила эксперт.

В рамках работы по пересмотру требований к бизнесу были проведены обучающие семинары в марте текущего года. Также на постоянной основе с мая ведутся дополнительные обучающие семинары с разъяснением и обучением новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности. Также по словам Айши Смагуловой для осуществления этой деятельности в помощь госорганам было вовлечено более 100 отраслевых экспертов.

«Мы обучаем представителей госорганов в их отрасли, представителей бизнеса, НПП «Атамекен». Каждый регулирующий орган в своей отрасли создаёт рабочую группу с участием представителя бизнеса. Далее, когда формируется группа с качественным составом, НПП «Атамекен» совместно с Министерствома нацэкономики и офисом бизнес-омбудсмена проводит обучающие семинары. То есть мы показываем прям на практике как проводить анализ, как считать требования, как выявлять, что данное требование не соответствует базовым условиям», - пояснила Смагулова.

Она отмечает, что для бизнеса это действительно уникальная возможность – принимать участие в этой работе. Так как предприниматели сами будучи участниками рабочей группы смотрят нормативно-правовые акты, требования, которые, возможно, являются неисполнимыми, абсурдными или дублирующими по мнению представителя бизнеса. Предприниматели вносят свои рекомендации и предложения. При пересмотре требований все эти рекомендации и предложения непременно учитываются.

«Если взять требования по линии информатизации и связи, было выявлено 821 требование и 207 из них ушло на отмену. Основная часть предложений была внесена бизнесом и государственный орган поддержал их», - приводит пример эксперт НПП «Атамекен».

Любой участник бизнеса, как утверждает она, может вступить в рабочую группу и участвовать в пересмотре требований. Для этого необходимо написать или позвонить в НПП «Атамекен». И желающего добавят в чат по обсуждению тех или иных требований. Айша Смагулова отмечает, что в чатах рабочих групп идет очень бурное обсуждение.

Это очень большая работа и проводится она по поручению Главы государства, которое прозвучало еще в сентябре 2020 года, прежде всего, чтобы поддержать бизнес путем снижения неэффективных барьеров, которые мешают его развитию, а соответственно и развитию экономики в целом.

Вовлечение в эту работу представителей бизнеса обусловлено тем, что они непосредственно сталкиваются с этими требованиями каждый день и понимают насколько они актуальны сегодня в отличии от госорганов, которые осуществляют только контролирующую функцию.

«В каждой отрасли очень много требований. Допустим, в сфере транспорта около 11 тысяч требований, торговли – около 1000 требований, общепит – около 2000 требований. Бизнесу очень тяжело исполнять эти требования», - говорит Айша Смагулова.

Примечательно, что многие участники бизнеса также изъявляют желание участвовать в рассмотрении требований в других сферах. Некоторые предприниматели состоят сразу в нескольких рабочих группах и это вполне допустимо по словам Смагуловой.

«По итогам пересмотра требований по всем обозначенным сферам будет создан единый реестр обязательных требований. Он будет находиться на информационной базе "Әділет" и начнет работать в январе 2023 года. Каждый желающий сможет зайти на эту базу и посмотреть, какие требования предъявляются к тому или иному бизнесу. Это значительно упростит ведение бизнеса особенно на его начальных стадиях», - подчеркивает эксперт.

Директор Департамента базовых отраслей Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Динмухаммед Кудайбергенов согласен со своей коллегой и отмечает, что все это направлено в первую очередь на то, чтобы предпринимателям все было максимально понятно и доступно.

«Например, вы решили открыть бизнес. Скажем, добычу полезных ископаемых, или пекарню. И перед открытием Вы можете увидеть все требования, которые предъявляются к этому виду бизнеса на сайте, где будет размещена информация в более доступной форме, что на начальном этапе сможет дать представление и избежать в дальнейшем каких-либо сюрпризов», - отмечает директор Департамента базовых отраслей.

Его ведомство ведет вопросы предприятий базовых отраслей, в рамках работ по регулированию «с чистого листа» занимается вопросами пересмотра требований к регуляторным актам по основным кодам экономической деятельности карьерной добыче, добыче нефти и газа, горно-металлургической отрасли.

Как пояснил Кудайбергенов, все существующие требования начинают рассматриваться от законополагающих документов - например, Кодекс о недрах, Экологический кодекс. Только в одном кодексе может содержаться до 400 статей и количество определённых требований, там их может быть 200-300. Эксперты оценивают требования по специальным формам, дают рекомендации исключить, изменить либо оставить в той же форме.

«Конечно, не все изменения принимаются. Госорганы особо заостряют внимание на вопросах безопасности, промбезопасности, охраны труда, экологии. По данным требованиям также проводится работа по пересмотру, с вовлечением экспертов, с оценкой потенциальных последствий и влияния на деятельность с учетом общих приоритетов как госорганов, так и предприятий в данной области. Что касается исключения и пересмотра избыточных требований, то здесь можем привести в пример сокращения по бумажной работы, дублирующей отчетности», - отмечает Динмухаммед Кудайбергенов.

По его словам уже внесены изменения в плане предоставления документов. Ранее необходимо было дублировать, предоставлять документы и в бумажной версии, и в электронной. Сейчас подача документов будет уже только в электронной версии.

Очень много дискуссий было относительно требований по безопасности, по промышленной безопасности, по исполнению обязательств местного содержания, поддержке отечественных товаропроизводителей, где не всегда может быть единое мнение, но, по крайней мере, оно должно быть взвешенное. По мнению эксперта это должно быть решение, которое в той или иной степени поддерживают все стороны. Ведь есть те нормы, которые могут быть выгодны для отдельного субъекта, но в целом для экономики они могут быть не совсем устойчивыми в долгосрочной перспективе.

 


Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!