Павлодарское Прииртышье имеет богатую историю. На этих землях много веков назад проживали племена, которые оставили после себя большое культурное наследие в виде останков жилищ, культовых сооружений, и других важных для истории Казахстана артефактов. Сегодня перед учеными стоит задача изучить и правильно интерпретировать все данные собранные во время археологических раскопок на этой территории. Этой интересной и одновременно непростой работой в Павлодарской области занимается специально созданный научный центр по изучению древности. «Margulan Centre» ведет свою работу на базе Павлодарского государственного педагогического университета. О том какие сакральные объекты находятся на территории области порталу El.kz рассказали учены центра.
В рамках спецпроекта «Сакральная география Казахстана» ученые «Margulan Centre» выявляют и систематизируют всю информацию о сакральных объектах области, организуют историко-этнографические, археологические экспедиции. Также при их научной поддержке в регионе создается вся необходимая инфраструктура, прокладываются новые туристические маршруты.
Перечень сакральных объектов области
На сегодняшний день объекты, которые вошли в сакральную карту региона можно раздлеить на двве группы. В первую группу вошли семь наиболее значимых объектов республиканского, общенационального значения, это: пещера Коныр-Аулие, Могила Жасыбай батыра, Мавзолей Машхур Жусуп Копеева, Историко-мемориальный комплекс Аккелин: усадьба и мавзолей М. Шорманова – Баянаульский район, Археологический комплекс Аулиеколь, Мавзолей Исабек ишан хазрета – Экибастузский регион, усадьба Султанбет султана, которая находится в черте города Павлодар. Во вторую группу попали сакральные объекты регионального уровня, сейчас учные обозначили 36 памятников истории. Однако по словам павлодарских историков, это не окончательный список, каждый год на карте Павлодарского Прииртышья появляются новые сакральные памятники.
Ученые отмечают, что больше всего сакральных объектов сконцентрированно в Баянаульском районе Павлодарской области. Это связано с благоприятными природными условиями для жизнедеятельности людей древнего периода.
«Сосредоточение значительного количества населения на этой территории определяло ее роль в крупных военно-политических мероприятиях, осуществлении культово-ритуальных действий согласно традициям и верованиям, это во многом способствовало появлению большого количества сакральных объектов местного значения и формированию их сакральных ландшафтов. И сегодня данный регион имеет большие перспективы для развития историко-культурного туризма», - отмечает Енлик Абеуова, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Рухани жаңғыру» «Margulan Centre» Павлодарского государственного педагогического университета.
Как известно история возникновения сакральных объектов уходит глубоко в древность и связана с развитием мировоззрения древних обществ. В Павлодарском Прииртышье одним из ярких свидетельств сакральных представлений древних племен являются наскальные рисунки и петроглифы. Самые известные из них находятся в Баянаульском, Майском и Экибастузском районах.
На фото: наскальные рисунки р. Оленты.
На каменных гравюрах у реки Оленты, урочища Акбидайык и озера Кемертуз можно увидеть изображения людей, быка, оленя, лошади и других животных, которые, по мнению ученых, олицетворяют собой тотемизм, культ солнца, плодородия и охоты. В рисунках «Грота Драверта» сохранились нанесенные охрой антропоморфные изображения, отражающие шаманистские представления свойственные архаичным обществам еще до появления религий.
На фото: наскальные гравюры у оз. Кемертуз.
Среди недавно открытых объектов области, в долине Иртыша есть уникальный памятник степного мусульманского зодчества, известный в научной литературе под названием «Кабал-Гасун – Калбасунская башня», это усыпальница степных правителей. Помимо «Калбасунской башни» павлодарскими археологами на берегу озера Аулиеколь в 60 километрах северо-западнее города Экибастуза, был найден крупный сакральный центр средневековых кочевников Сарыарки. По мнению ученых «Margulan Centre» на протяжении многолетних раскопок здесь был исследован некрополь, датируемый XIV-XV веками. Археологи отмечают, что он был построен в период расцвета Золотой Орды и функционировал вплоть до времени сложения Казахского ханства.
На фото: археологический комплекс Аулиеколь.
Такие сложные по своей структуре мавзолеи или кумбезы, носящие сакральную, культовую функцию говорят о том, что для кочевников, живших в средние века, ислам имел особую значимость. Кроме того, религия была двигателем образования в этом регионе, ведь благодаря священным текстам в степи активно распространялась письменность и знания о географии края, - считают ученые «Margulan Centre».
Абылайтас
Еще одно место на территории области имеет особое значение. И связано оно с именем Абылай хана. К нему относится целый ряд сакральных объектов. Одно из таких мест весьма символично и имеет важное историческое значение.
На фото: Абылайтас.
Рядом с Баянаулом на берегу озера Сабындыколь находится красивейшее урочище, которое носит имя великого правителя и называется оно «Абылайтас». По приданиям именно в этом месте в 1734 году Абылай был поднят на белой кошме и провозглашён султаном Среднего жуза. Поэтому место и назвали скалой Абылая.
Резиденция Султанбет султана
Еще одно знаковое место для региона – усадьба Султанбет султана. Резиденция выдающегося политического деятеля была реконструирована в 2017 году. Инициаторами воссоздания нового облика исторического объекта было руководство Павлодарского государственного педагогического университета. Сотрудники университета совместно с потомками Султанбет султана, опираясь на архивные данные и чертежи восстанавливали усадьбу. Усадьба находится в исторической части Павлодара и открыта для туристов и всех, кто интересуется истерией региона.
На фото: усадьба Султанбет султана после реконструкции.
Султанбет султан - известный казахский государственный деятель, правящий в XVIII веке. Он был двоюродным братом Абылай хана и одним из его верных сподвижников. На протяжении многих лет в его владения входили территории улуса Среднего Жуза, основная часть которого находится в административных границах Павлодарской области. Султанбет имел очень важную политическую роль в укреплении казахской государственности в восточных и северо-восточных районах Казахского ханства.
Аулиетас
В живописных местах Баянаула находится, наверное, самый популярный сакральный объект области, который относится к природным, то есть не рукотворным памятникам. Пещера Коныр-Аулие или как ее еще называют Аулиетас носит общереспубликанский статус. В летнее время здесь можно встретить много паломников и простых туристов. Строение пещеры очень интересно, внутри нее есть весьма вместительный зал длинной примерено тридцать метров. Далее он сужается и превращается в коридор. Если подняться выше по этому коридору, то можно увидеть углубление, в котором копится вода, стекавшая по трещинам пещеры. Дальше к пещере Коныр-Аулие ведет лестница длинной более ста метров.
На фото: пещера Коныр-Аулие.
Вокруг пещеры хорошо развита инфраструктура, для удобства туристов и паломников установлены информационные щиты и дорожные указатели. Прилегающая к пещере территория благоустроена.
По словам ученой центра Енлик Абеуовой, сакральные объекты Павлодарской области сохранились очень хорошо. Кроме того, здесь по-прежнему активно ведется работа по реконструкции и восстановлению культовых памятников, благоустройству прилегающих территорий к сакральным объектам.
На фото: мавзолей Естая Беркимбаева.
«Например, в начале 2018 года была начата работа по ограждению сакральных объектов области. За это время были установлены ограждения на следующих сакральных объектах нашего региона: наскальные рисунки Акбидайык - городская администрация Экибастуза, наскальные рисунки Кемертуз – Майский район, могильник Сабындыколь – Баянаульский район. Кроме того, были проведены работы по благоустройству мавзолея Естая Беркимбаева в Актогайском районе, возведено три новых мавзолея - мавзолей Мусы Шорманова в Баянаульском районе, мавзолей Акбалык хазирета в Майском районе и мавзолей Темиргали Нурекенова в Щербактинском районе. Помимо вышеуказанных работ, более чем на десяти объектах установлены информационные щиты», - рассказывает Енлик Абеуова.
На фото: мавзолей Темиргали Нуркенова.
О музеях под открытым небом
Чтобы привлечь в регион как можно больше туристов, на территории Баянаула создается целый туристический кластер. Эта работа включает в себя: создание археологических музеев по открытым небом на таких сакральных объектах как «Долина каменных гробниц» и «Сакских курганах Торайгыр». Также ученые и студенты Павлодарского государственного педагогического университета каждый год проводят археологические раскопки на памятниках эпохи бронзы и раннего железного века. Исследователей особенно интересует культура и быт древних металлургов и скотоводов. Кроме того, с их помощью в научный оборот вводятся новые материалы по истории родного края.
На фото: Долина каменных гробниц.
«Постоянно возрастающий поток отдыхающих и развитие туристической инфраструктуры этого региона актуализируют потребность создания условий для современного туризма, в том числе благоустройства наиболее интересных исторических достопримечательностей, создания музеев и экспозиций под открытым небом, разработке комплексных туристических маршрутов с учетом всего спектра разнообразия природных и культурных богатств расположенных на территории Баянаульского государственного национального природного парка», - говорит Енлик Абеова.
Стоит отметить, что в Павлодарском Прииртышье, очень высокая концентрация культурных и исторических учреждений, в которых хранятся ценная информация о происхождении региона.
На фото: раскопки сакских курганов Торайгыр.
В области функционируют мемориальные музеи академика Каныша Сатпаева, Султанмахмута Торайгырова, увековечена память видных уроженцев Баянаула: Жасыбай и Сары батыров, государственных и общественных деятелей М. Шорманова, М. Байжанова, академиков Ш. Шокина, А. Маргулана, режиссера и драматурга Ш. Айманова и многих других выдающихся личностей внесших большой вклад в становление и развитие Казахстана.
Туристические маршруты по сакральным местам
Историко-культурная часть Баянаульского национального природного парка представлена всевозможными видами памятников, к которым относятся объекты природы, археологии, культуры и истории. В Баянаульском районе археологи обнаружили уникальные находки: стоянки и наскальные рисунки первобытных людей, поселения древних рудокопов, культовые объекты скифо-сакского периода, различные гробницы и захоронения.
Исходя из этих данных, сотрудники «Margulan Centre» разработали туристический маршрут «Древности Баянаула», который пролегает через уникальные сакральные объекты древней истории, археологии и включает автобусные, пешие, конные экскурсии. На маршруте расставлены информационные стенды, действуют сувенирные лавки и работает экскурсовод. Кроме того, подготовлены буклеты, путеводители, паспорта памятников, ориентированные на основную целевую аудиторию к которой относятся учащиеся школ, студенты и отдыхающие туристы. Есть, например, маршрут «Сакральный Баянауыл» протяженностью более пятисот километров, он состоит как из сакральных объектов, так и религиозных памятников, объектов, связанных с историческими личностями и важнейшим событиями.
О деятельности «Margulan Сentre»
Ученые «Margulan Сentre» ведут активную работу по изучению культурно-исторического наследия Прииртышья. Часто сотрудники центра выезжают на раскопки и проводят различные экспертизы найденных артефактов. По уникальным данным собранным за годы работы центра, с легкостью можно проследить все исторические этапы жизни людей на этой территории, начиная с древнейших времен и до средневековья. Для того чтобы путешественники могли еще лучше ориентироваться в сакральной географии области, центром была создана отдельная карта, на которой расположены все сакральные места и объекты. При этом на ней можно найти детальную информацию о таких объектах как археологический комплекс Аулиеколь или памятники периода Кимакского каганата.
Помимо этого, ученые центра провели археологические раскопки на могильнике «Золотая грива». Результатом проведенных работ стали выпуск научного издания «Карта сакральных объектов Павлодарской области» и научно-популярного фильма «Рухани жаңғыру: Время великой степи». На базе Павлодарского государственного педагогического университета был запущен сайт «Карта сакральных мест Павлодарского Прииртышья».
На сегодняшний день в рамках реализации статьи «Семь граней Великой степи» на базе Margulan Centre действует Международная исследовательская лаборатория по изучению древних технологий «YMAI», работа которого направлена на проведение комплексных исследований по изучению древних ремесел и архитектуры.
На фото: реконструкция доспехов.
Также при центре работает региональный Клуб военно-исторической реконструкции «AKINAK», участники которого создают научные полномасштабные реконструкции вооружения воинов от эпохи каменного века до Казахского ханства, опираясь на материалы археологических памятников Павлодарской области. Также они проводят международные фестивали реконструкторов в туристической зоне Баянаула.
Стоит отметить, что на базе центра в летний период планируется создание детского регионального историко-археологического центра «MARGULAN STUDY», который могут посещать учащиеся школ и студенты колледжей Павлодарской области.
На фото: останки Кимакской колесницы.
Из недавних открытий «Margulan Centre» можно назвать уникальную археологическую находку, которая называется «Кимакская колесница». Она была найдена во время раскопок курганов Байдала, расположенных рядом с областным центром. На сегодняшний день «Кимакская колесница» - это единственный хорошо сохранившийся экземпляр передвижного жилища кочевников Великой степи образца Х-ХІІ веков, - отмечают ученые «Margulan Сentre».