Почему в казахстанских водоемах умирает рыба

29 Июня 2023, 19:00 2607

Сенатор Амангельды Толамисов недавно поднял проблему загрязнения водоемов в Казахстане. И призвал к жесткому контролю за водопользованию в стране, сообщает ИА El.kz 

Как отмечает сенатор проблемы с нехваткой питьевой вода сегодня становится глобальной проблемой.

«Вода – источник жизни» и «У воды тоже есть спрос» гласят казахские пословицы. Ценность черной воды важна для всех.
В последние годы много говорят о массовой гибели рыбы в водоемах и низком качестве питьевой воды. Это связано с тем, что вода многих водоемов страны признана непригодной для питья или производства. Специалисты «Казгидромета» недавно обследовали 130 водоемов страны, в том числе 84 реки, 9 озер, 13 водохранилищ, 3 каналов, а также Каспий. В ходе исследования качество 40 рек и водохранилищ из 107 водных объектов было отнесено к низшей категории, в том числе 33 из них оказались с высоким уровнем загрязнения. То есть это означает, что реки и водохранилища совершенно непригодны для водопользования. Специалисты связывают основную причину загрязнения с природно-климатическими и антропогенными факторами. Основными причинами загрязнения водоемов являются сбросы неочищенных вод в реки и озера. Те, кто это позволяет: объекты промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, химизация сельского хозяйства и других направлений народного хозяйства. То есть она вызвана бессистемным сбросом сточных вод различных хозяйственных предприятий в водоемы. (Например, пробы, взятые из реки Элек в Актюбинской области, показали, что речная вода каждый месяц сильно загрязнена шестивалентным хромом), - отмечает сенатор. 


Как отмечает сенатор в ходе проверки на территории рынка «Алтын Орда» г. Алматы в прошлом году был обнаружен водозаборное устройство, используемое для хозяйственных нужд. И не было оформлено соответствующего разрешения. Отсутствовали даже водомерные приборы. И тогда же специалисты санитарно-эпидемиологического надзора обнаружили, что грязная вода попадала в реку Аксай с территории рынка.

Кто гарантирует, что таких объектов в стране нет? - отмечает сенатор. - В целом, до сегодняшнего дня поднимается ряд проблем, связанных с питьевой водой. В частности, это отсутствие точной информации о запасах водных ресурсов, непроизводственном потреблении воды, карт подземных вод, отсутствие специализированных эксплуатирующих организаций на водных объектах, нехватка кадров и т.д. Нельзя отрицать, что по поднятым вопросам проводится ряд работ. Нас волнует другой вопрос. Недостаточность систематического контроля и надзора за промышленными учреждениями и объектами предприятий, которые наносят вред окружающей среде, являются безответственными, а по логике вещей незаконными, безвозмездными. Они безжалостно сбрасывают сточные воды в реки и озера, и заботятся только о наживе и собственном кармане.

По данным Комитета водного хозяйства, с 2015 года количество крупных водопользователей сократилось с 3866 до 2861 в 2021 году. Тем не менее объем водопотребления снизился с 25,1 куб.км до 23,1 куб.км.

То есть либо остальные водопользователи тратят этот ресурс впустую, либо, как было сказано выше, существуют объекты, использующие водные ресурсы самовольно и без приборов учета. Поэтому для эффективного использования водных ресурсов необходимо законодательно регламентировать работу надзорных органов, не устанавливать ограничения, а выявлять указанные пробелы и нарушения путем регулярных проверок, организовывать профилактические мероприятия. Поэтому совершенствование работы в направлении организации системы управления водными ресурсами, включая планирование и контроль, является требованием сегодняшнего дня. - отмечает сенатор. 
В связи с этим укрепление уполномоченного органа, ответственного за управление водными ресурсами, становится одной из важнейших задач в системе государственного управления.
В своем нынешнем виде орган не может эффективно решать вопросы водной безопасности. Из-за малочисленности сотрудников в штате не реализованы такие функции, как учет водных ресурсов, анализ ситуации и прогноз развития, стратегическое планирование управления водными ресурсами. Государственный контроль за использованием водных ресурсов на местных территориях практически не осуществляется.


Сенатор предложил принять следующие меры. Во-первых увеличить штатную численность Комитета водного хозяйства и его бассейновых инспекций по регулированию и охране использования водных ресурсов. Новая структура уполномоченного органа должна позволить перейти от решения многих текущих организационных задач к схеме с логически выдержанной системой анализа, принятия решений и исполнения.
Во-вторых в целях повышения уровня ответственности физических и юридических лиц при использовании водных ресурсов целесообразно рассмотреть новые нормы контроля в области использования и охраны водных ресурсов. Стандартная процедура государственного контроля не позволяет оперативно реагировать на нарушения водного законодательства. На практике это приводит к утрате доказательств нарушений со стороны водопользователей, а также бесконтрольного водозабора и водозабора приводит к загрязнениям. 

Как ответил премьер-министр Алихан Смаилов вопрос увеличения кадров в водном хозяйстве действительно стоит. По итогам заседания Водного совета Казахстана 29 сентября 2022 года Министерствам национальной экономики, экологии и природных ресурсов поручено провести функциональную проверку.
Предварительный функциональный анализ показал, что необходимо увеличить штат уполномоченного органа в области использования и охраны водных ресурсов на 162 человека, в том числе: Комитет по водным ресурсам - на 18 человек, бассейновые инспекции по регулированию и охране использования водных ресурсов - на 144 человека.
Увеличение штата Комитета водного хозяйства предполагает анализ ситуации по водным ресурсам, планирование и организация необходимых научных исследований. Также новые кадры будут выполнять такие функции, как подготовка прогнозов, оценка рисков, предложений по перспективному развитию системы управления водными ресурсами.
Помимо реализации указанных функций на уровне водохозяйственных бассейнов, увеличение штатов бассейновых инспекций направлено на открытие территориальных отделений в Туркестанской, Актюбинской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областях, а также в Жетысуйской области.
Также премьер-министр отметил, что с 1 января 2023 года Кодексом делового администрирования вступила в силу новая форма государственного контроля - проверка соблюдения квалификационных требований, которые также распространяются на сферу использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан.
По результатам проверки соблюдения квалификационных требований контролирующие органы могут принять меры к субъекту контроля, допустившему нарушения, в виде приостановления действия выданных разрешений и договоров.
В настоящее время Министерство экологии и природных ресурсов утвердило критерии оценки рисков и контрольные списки в этой сфере контроля для внедрения новой формы проверки.


Кроме того, для полной реализации целей проверки соответствия квалификационным требованиям в проекте нового Водного кодекса будут пересмотрены и усилены квалификационные требования в области охраны и использования водных ресурсов.
Таким образом, в результате принимаемых и осуществляемых мер данная форма проверки обеспечивает баланс интересов государства и субъектов хозяйствования, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, защиту их имущества и безопасность для окружающей среды, - отметил премьер-министр. 

Жанна Сагидолла
Поделитесь: