Нетикет: как изменился сетевой этикет в 2020 году?

14 Декабря 2020, 14:54 48030

О поведении в обществе, часть 2

Декабрь – традиционный месяц подведения итогов года. 2020 войдет в историю из-за многочисленных волнений по всей Земле, катаклизмов и начала пандемии коронавируса. Кроме этого, понятие 80/20 уже ассоциируется не с законом Парето, а с тем, как большая часть рабочих коллективов уходила «на удаленку». По многочисленным прогнозам крупных компаний, как Google, Zoom, Airbnb и пр., в 2021 году многие продолжат работать и учиться в изоляции. Переход работы на онлайн изменил не только экономическую ситуацию всех стран, но и само поведение в сети. В связи с этим мы рассмотрим основные правила общения, которые стали обыденностью и изменили культурный код современности.

Этикет – это негласные стандарты поведения, которых придерживаются люди, чтобы произвести о себе приятное впечатление, для успешного общения и взаимопонимания, и чтобы быть частью определенного социума. А если вы сидите «в рамке» монитора? Пишете в мессенджерах коллегам, друзьям, незнакомцам? В таком случае на помощь приходит «нетикет» или «сетикет»: словообразование, означающее «сетевой этикет». В целом, термин начали употреблять еще в 80-ые годы прошлого века, однако именно сейчас, с беспроводным интернетом, свободным доступом гаджетов к виртуальности нетикет обретает самостоятельность.

До изобретения мессенджеров и социальных сетей существовали форумы и общение по почте, а также отправка SMS-сообщений, которые уже предполагали свои нормы. Вот некоторые из них:

Социальные медиа и мессенджеры парадоксально упростили и одновременно усложнили виртуальное общение. Например, ранее люди не могли знать, когда точно адресат получил сообщение, а статусы «видимости» и «прочитки» ввели новое негласное правило – хорошим тоном считается дать понять отправителю, что письмо получено. Намеренное игнорирование же стало нарицательным «игнором», случайное – показателем несобранности и неумением эффективно выстраивать диалоги. В 2010-х резкое и необъяснимое прерывание общения называлось «гостингом» (от англ. Ghost, призрак), чаще такое прекращение коммуникации встречалось в интернете, чем в реальной жизни. В других же случаях игнорирование или блокировка пользователей – отличный способ избежать нежелательного общения с неадекватным собеседником, скорее порицается продолжение бессмысленного диалога и разведение полемики. К разговорам «ни о чем» относятся флейминг (англ. Flame, «пламя», бурное обсуждение с переходом на личности) и флуд (англ. Flood, «наводнение», неинформативные сообщения, такие чаты называются «флудилками»).

Уже привычной функцией мессенджеров является создание чатов и каналов, они заменили сайты форумов и сообществ. В каждой такой «ячейке» формируются свои нормы, которые обычно прописывает администратор или модератор. Хорошим тоном считается грамотный ответ по делу с указанием тэгов и отметкой пользователя через «собачку», то есть значком @, что указывает на персонофицированное общение. Фактчекинг также является показателем интеллекта, чрезвычайный шеринг (англ. Sharе, «делиться», в значении пересылки) не приветствуется, это считается спамом. Некоторые онлайн «беседы» могут включать до нескольких тысяч юзеров (пользователей), поэтому в таком общении устанавливается topic, основная тема. Отход от нее, реклама стороннего контента, добавление ссылок и прочих визуальных материалов называется оффтоп, от английского off topic, то есть «вне темы». Это моветон, так как забивать чужой кэш или занимать трафик сродни нарушениям границ личного пространства. Кстати, оскорбление и моральный ущерб в некоторых странах считается настоящим преступлением и преследуется законом. За лайки и комментарии контента, содержащего экстремистские, террористические или другие угрозы сесть в тюрьму в XXI веке вполне реально.

Исходя из вышеперечисленного, вырисовывается перечень сетевых заповедей, которые определяют «культурность»:

Однако стоит отметить, что и в деловом кругу позволяется ситуативность общения: обсуждение тем профессиональными терминами, сокращениями или специальным сленгом, а также использование только строчного регистра и написание сообщений без точек в конце предложений признак менее формальной, дружеской коммуникации, чем неуважения.

Перечисленные выше правила относятся больше к письменному общению, а во время всемирной пандемии коронавируса сформировались «топы» неприемлемых вещей во время видеозвонков.

Справка: язык претерпевает изменения и значения некоторых слов обретают дополнительный смысл. Раньше английское meeting как вводное «митинг» чаще употребляли в словарном значении «массового собрания для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста». Сейчас в речи «митинг» приобрел и второе значение, прямой перевод слова – встреча, которая обычно проходит онлайн.

Итак, во время видеоколлов (англ. Videocalls) НЕ стоит:

Следует помнить, что мы рассмотрели лишь общие нормы нетикета: они могут иметь различия в зависимости от страны и менталитета. Однако придерживаться правил поведения в обществе желательно, так как они формируют личность, а имидж влияет не только на взаимоотношения, но и успешность.

Акерке Толеген
Поделитесь: