В прошлом выпуске мы уже писали об инфотуре, организованного национальной компанией «Казах туризм», для представителей СМИ и туроператоров из регионов Казахстана с целью ознакомления с возможностями отечественного экологического туризма на примере гостевых домов Алматинской области, где успешно апробируется вот уже несколько лет подряд туризм, основанный на местных сообществах (community based tourism - СВТ).
Сегодня же хотелось бы более подробно остановиться на проблемах казахстанского сегмента агротуризма и сравнить его с зарубежным опытом. Чего нам не хватает, какие сильные стороны у нас имеются для успешного развития сельского туризма? Кстати, этой животрепещущей теме мы уже посвящали в сентябре месяце обширный материал «Село – наше все». Сейчас же мы постараемся разобраться более детально в вопросах экотуризма.
Неоспоримый факт, что за рубежом данный вид туризма хорошо развит. Более того, сложились свои определенные устойчивые традиции, успешные опыты которых с удовольствием перенимаются другими странами. Достаточно вспомнить Италию, Францию, Англию и Германию, где каждый четвертый житель страны и по несколько миллионов зарубежных туристов проводят свои отпуска именно в селах. В это дело активно вложились и сами фермеры.
Учитывая, что на огромной территории Казахстана встречается абсолютно все разнообразие природных ландшафтов, аутентичных сел и деревень, сохранивших свой уникальный колорит и первозданную красоту, способные завлечь к себе любого притязательного иностранца, можно смело констатировать, что мы ничем не уступаем нашим соседям. У Казахстана мощный потенциал развития агротуризма. Вопрос лишь в том, как все это дело раскачать как следует и потянуть за собой целую армию сельских жителей и завлечь в это вполне себе прибыльное дело.
Ведь настоящая прелесть и душа казахского народа как раз таки скрывается далеко в сельской глубинке. Разгадать все тайны, секреты загадочной казахской души возможно лишь пообщавшись за чашкой горячего чая со старожилами аулов и деревень, которые находятся в сотнях километров от большой дороги.
Чем именно может Казахстан к себе завлечь иностранных туристов? А как именно сделать так, чтобы иностранные гости, путешественники специально заехали в ту или иную деревушку. Что может предложить каждое из 7,5 тыс сел казахстанцам и иностранным гостям? Вечный вопрос...
Мы уже писали, как многие страны превратили в прибыльное дело элементарный вид деятельности. Тот же сбор винограда, трюфелей, грибов, апельсинов, гранат в самых разных странах своим хозяевам приносят баснословные доходы. А что именно мы можем предложить в этой связи свое, самобытное, что могло бы зацепить иностранца? Многие в один голос начнут перечислять юрту, кумыс, курт, баурсаки, тазы, беркут, алтыбакан, асык, домбыра и так далее. Бесспорно, все это есть. Но есть ли массовость? Где готовый на выходе турпакет, который реально может предложить каждое село своему гостью.
Например, юг Казахстана, а точнее Алматинская область, туристам предложить и похвастаться всему миру может своими природными красотами Алтын Эмеля, Чарына, плато Ассы, Колсьая и Кайынды. Огромная территория Алматинской области запросто может вместить в себя одну республику Беларусь или две Болгарии, три Ирландии или же четыре Швейцарии. Такая огромная территория последние два-три года особенно интенсивно продвигает сельский туризм, в частности местные сообщества развивают такой вид деятельности как гостевые дома.
Очень впечатлили участников инфотура самобытные народные таланты и ансамбли, которые, невзирая на отсутствие каких-либо излишних удобств, развивают свое мастерство и творчество, поют, играют на самых разных инструментах, танцуют.
Жителям села Саты было что предложить на суд зрителей. Местные до сих пор не утратили старую казахскую традицию запекать «таба нан» на угле кизяка. Хлеб получает отменный вкус благодаря чугунной сковороде, куда помещается готовое тесто.
Натуральный продукт, приготовленный на муке, воде и соли и ничего больше. По вкусу если не превосходит, то явно ничем не уступает узбекской тандырной лепешке. Если так разобраться, во всех традициях и обычаях казахского народа заключена глубокая мудрость и философия наших предков, которые, увы, очень быстро забываются и теряются.
А ведь всего-то требуется от хозяев деревенских усадеб или гостевых домов совсем немногое. Просто необходимо соблюсти определенные требования, которые предъявляются туристами. Должны быть элементарные или самые необходимые условия размещения, это касается и питания, а также дополнительных услуг и развлечении. Но также хозяин гостевого дома должен позаботиться именно о той самой изюминке или фишке, по причине которой заставило бы туриста ехать именно сюда каждый раз из года в год.
Одним разнообразием природного и географического ресурса сыт не будешь. Надо до мелочей продумать выигрышные моменты культурно-исторического наследия народа. Необходимо в дело вовлечь местный фольклор, ремесленническое искусство и народных мастеров.
В идеале, в Казахстане в перспективе есть все предпосылки, что агротуризм может стать локомотивом экономики регионов, став отличным источником доходов для местной казны, например как это выгодно использовали ОАЭ, Египет, Греция, Таиланд, Индонезия и другие страны.
Отрадно, что за общее дело на местах взялись серьезно местные власти. От слов и обещании постепенно переходят к делу.
Строятся новые и улучшаются имеющиеся дороги, разрабатываются дополнительно отдельные транспортные маршруты «город-село» для удобства горожан и жителей сел, строятся новые магазины, кафе в отдаленных населенных пунктах, восстанавливаются по крупицам памятники культуры и истории, разрабатываются новые туристические маршруты, а для удобства туристов и жителей обеспечиваются безопасное пребывание на зонах отдыха. Пусть не сразу, но делается и это уже хорошо. Лед тронулся.
Конечно, в Казахстане количество гостевых домов пусть и не насчитываются тысячами, как в России, Белоруси и странах старой Европы. Но, то малое количество (порядка 200 сертифицированных гостевых домов), которое у нас сейчас имеется в наличии, дает большую надежду, что это дело в самое ближайшее время получит мощное развитие. Пионеры в этом деле уже дают первые успешные плоды.
Просто надо понимать, что для казахстанского общества, который пребывал до 1990-ых годов в составе великого и могучего Советского союза, не существовало заграницы и другие страны мира оставались за большой стеной, куда дорога была открыта не каждому желающему. И поэтому, думается, последние 30 лет казахстанцы насыщали вкус туриста, массово выезжая в зарубежные страны. После распада СССР открылось окно в мир, это стало возможностью для наших сограждан познакомиться как можно больше с культурой, историей и бытом народов стран мира. И сегодня, по истечению трех десятков лет, многие казахстанцы, подуставшие и насытившиеся за бугорной жизнью, постепенно возвращаются к своим истокам. Иначе это нельзя назвать. Особенно период пандемии коронавируса четко показал, что среди казахстанцев есть огромный спрос на отечественный турпродукт. Но, увы, нет самого турпродукта, который могли бы предложить наши туроператоры.
Увы, у нас многие казахстанцы едут отдыхать за город дикарями, нет определенных маршрутов, за исключением Алматы. Для сравнения, в Голландии каждый второй житель проводит свой отпуск в сельской местности, и до 40 процентов граждан Евросоюза. У нас же этот показатель ничтожно мал. Это лишь подчеркивает то обстоятельство, как много нам придется поработать, чтобы удовлетворить возможный спрос на отдых на селе. Постепенно к относительно свободной нише как сельский туризм постепенно начинают подтягиваться предприниматели, агроусадьбы, фермерские хозяйства, мини-отели, гостевые дома.
Как мы уже рассказывали, все это является предпосылкой для создания новых и постоянных рабочих мест среди сельских жителей, что в свою очередь является тормозящим процессом для миграции населения в города. Значит есть все предпосылки, что в будущем количество депрессивных населенных пунктов будет сокращаться, возможно, даже появятся, новые села. Казахстанские села должны распахнуть свои двери как можно шире не только своим согражданам, но и международным туристам. Ведь желающих разгадать загадочную душу казахского народа найдется немало по всему миру, особенно в свете последних событий, когда нашу страну бесплатно вот уже несколько лет пиарит сам Борат.
А нам остается лишь умело воспользоваться этой удачной ситуацией и построить успешный бизнес на селе и дать хорошую рекламу на мировых социальных платформах, как это, кстати удачно сделала хозяйка гостевого дома Карлыгаш. Она уже на протяжении последних 6 лет успешно принимает лишь иностранных туристов. Только в прошлом году одна Карлыгаш приняла 500 иностранцев.
Учитывая, что у нее нет ни одной помощницы по дому, и что она разом может разместить у себя до 20 человек, это очень хлопотное дело и не легкое. Но не смотря на все это, наша героиня довольная жизнью и благодарна судьбе, что ей посчастливилось найти себя и свое дело в далекой сельской глубинке. Бесспорно, потоку иностранных туристов благоволит расположение села, где живет Карлыгаш, очень близко к Кольсайским озерам и Кайынды.
Еще одна проблема, что в развитии сельского туризма все же отсутствует какая-то системность. Нет общереспубликанского каталога по сельскому туризму, который бы воедино объединил всех участников рынка как сельского, так и аграрного, эко, этно туризма, кому не безразлична казахстанская глубинка и ее богатое культурное наследие.
Многие согласятся, что необходимо поработать над тем, чтобы поднять престиж села не только в плане развития агротуризма, но и как места постоянного проживания сограждан, который бы привел к сокращению оттока жителей из села в города. И самое главное, отдых на селе можно вполне сделать прибыльным делом, но не сдирающим три шкуры туриста. Если сельского жителя не привлекает фермерство, то явно перспективный сельский туризм точно сможет завлечь. Лишь надо сельчанина обучить грамотно этому делу, понять, в каком именно сегменте он видит себя и желает приносить не только пользу, но и доход.
А успешное развитие агротуризма стало бы отличной альтернативой горожанам отдыху на заморских курортах, а также уникальная возможность знакомиться с самобытной культурой и историей той или иной местности. Определенным государственным структурам и органам необходимо провести ревизию и обзорную аналитическую работу по выявлению потенциальных агротуристских объектов на местах, изучить социально-экономические возможности областей, состояния инфраструктуры на селе, исследовав культурно-историческую значимость регионов, памятников природы, сельских традиций, промыслов.
Каждый, кто приедет в село, должен получить возможность не только отдохнуть от шумной городской жизни в тишине, но принимать участие в зеленых экопоходах, в сельских культурно-развлекательных мероприятиях путем приобщения к секретам местной аутентичной кухни, обрядам, традициям и обычаям местных жителей, ремеслам.
Проблема отечественного агротуризма в том, что отечественные ассоциации не получают существенной помощи и поддержки со стороны государства в части льготного налогооблажения.
Если учесть, что агротуризм в мире приносит от 10 до 20 процентов общего дохода туриндустрии, то у нас есть все предпосылки качественного развития данной сферы. Представьте только, что в одной только Швейцарии доходы от туризма превышают 15 млрд. долларов США в год, из которых 10 млрд дают фермеры в горах. Эффективно развивается агротуризм и в Турции. Но лидером в Европе в сфере аграрного туризма признана Италия, которая ежегодно получает до 500 млн долларов чистой прибыли.
Мы не должны упускать тот момент, что развитие сельского туризма абсолютно соответствует основным утвержденным приоритетным задачам по переходу к зеленой экономике. Среди них можно отметить повышение эффективности использования ресурсов и управление ими, модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры, повышение благополучия населения и качества окружающей среды, путем смягчения давления на окружающую среду.
Также вспоминается и тот факт, что специфика развития сельского хозяйства в нашей стране долгие годы сводилась к узкоотраслевому аграрному подходу со свойственным сохранением функциональной чистоты деревни и недопущение развития иных производств, кроме как сельскохозяйственного. То есть, отсутствие многие десятилетия дефференцированного подхода к развитию сельских территории Казахстана привело в конечном итоге к тому, что сформировался преимущественно аграрный сектор сельской экономики, что в итоге привело к нерациональному размещению производственных сил и не развитости социально-бытовой инфраструктуры и другим не менее важным серьезным проблемам.
А потому в самое ближайшее время требуется в Казахстане создать как можно большее количество туробъектов, не обязательно крупных, но с хорошо организованным сельским хозяйством и личным подсобным хозяйством владельцев гостевых домов. И самое главное, требуется гостевые дома обустроить соответствующей инфраструктурой при строгом соблюдении международных санитарно-гигиенических стандартов и мер безопасности туристов на отдыхе. Все это - кропотливая работа, требующая времени, терпения. Ведь у нас в стране как, почти половина населения страны живет в сельской местности, а уровень бедности сельчан превышает городской уровень более чем в 3 и более раз. А все это, надо признать, создает определенную социальную напряженность. А развитие сельских территории непременно даст импульс торможению оттока сельчан в города, а создание дополнительных рабочих мест за счет открытия гостевых домов повысит уровень доходов местных жителей, что непременно приведет к снижению социального неравенства.
А для того, чтобы принимать какие-то государственные программы или меры в данной сфере необходимо дать четкое юридического определение агротуризму. Ведь надо признать, что в правовом поле это направление никак не закреплено, что не может затруднить и его поддержку и развитие. Если система сертификации у нас уже есть, но нет пока системы стандартов оказания услуг в сельском туризме.
Уже на примере некоторых регионов можно выделить самые различные виды сельского туризма. Это и охотничий, гастрономический (казы, карта), лечебный (кумыс, кобылье молоко) виды сельского туризма, а также катание на лошадях, походы в лес за ягодами и грибами и так далее.
Если все будет хорошо и все сложится удачно, то уже к 2025 году ежегодный оборот в агротуризме может составить не менее 10 млрд тенге, из которых 1 млрд тенге за счет иностранных туристов. Но для этого первоначально потребуются ежегодные инвестиции в эту отрасль. В 2021-2025 годах общая потребность составит 1,5-2 млрд тенге. Но, это не учитывая строительства всей необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Только для раскрытия всего потенциала только одного региона потребуется как минимум 100-150 млн тенге. А конкретный объем инвестиции напрямую будет зависеть от уровня предпринимательской активности самого населения, крестьянских и фермерских хозяйств и соответствующих комплексных планов развития определенных территории.
Потребуется обучение для сельских жителей, предоставить мин-гранты до 500 тыс тенге для приобретения сельчанами всего минимального набора основных средств. Необходимо до 2025 года завершить все экспедиционно-инвентаризационные работы для составления маршрутов и формирования первоначального реестра объектов агро и сельского туризма и продуктов, составить турпродукты и комплексные планы развития агропотенциала регионов.
И самое последнее, у нас в стране агротуризм находится лишь на самом начальном этапе своего развития. Нет как сформировавшихся устойчивых турпродуктов, так и туристических брендов. И еще. Не налажена самостоятельная координация работы местных сообществ по приему туристов и проведению событийных мероприятий, не развиты коммуникации и каналы продвижения. Все это требует определенных хлопот и усердии, терпения и капиталовложении.