Благосостояние народа и прогрессивное развитие государства напрямую зависят от уровня образованности его населения. Базовой основой общей образовательной системы является школа. Именно там закладывается фундамент дальнейшего интеллектуального и профессионального роста каждого человека. Одним из примеров таких школ является школа–комплекс национального возрождения №17 города Петропавловск. Директор учреждения Лаззат Жумаканова рассказала о жизни школы, деятельности педагогов и сотрудничестве с Ассамблеей народа Казахстана.
— Расскажите об истории создания школы. В чем ее уникальность?
— Коммунальное государственное учреждение введено в эксплуатацию в 1991 году. Как «Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17» учреждение образовано по ходатайству ассамблеи народа Казахстана Северо-Казахстанской области решением акима нашего региона на базе общеобразовательной школы №17. Создание подобного комплекса стало возможным благодаря тому, что в школе обучаются представители 22 национальностей. Уникальность ей придало то, что представители разных этносов получили возможность изучать свой родной язык, обычаи, культуру, историю своей исторической Родины.
К тому же, модель образовательной деятельности школы национального возрождения определяется концепцией, в которой обозначены базовые ценности и содержание этнокультурного образования. Она направлена на реализацию двух взаимосвязанных задач: воспитание поликультурной, полиязычной личности и формирование казахстанского патриотизма.
— Как организован учебно-воспитательный процесс?
— На сегодня в школе работает 9 национальных отделений: немецкое, армянское, польское, татарское, чечено-ингушское, азербайджанское, корейское, украинское, казахское. Родной язык изучают более двухсот учащихся. Занятия проводятся в течение всей рабочей недели – в удобное для ребенка время, включая воскресенье. Касательно режима работы, время определяется индивидуально на каждом отделении по группам с учетом санитарно-гигиенических норм. Как руководитель школы национального возрождения хочу отметить, что основной целью деятельности всех педагогов является достижение их выпускниками свободного овладения родным языком, и на этой основе — формирование личности, гражданственности и межнациональной культуры.
— Как Вы решаете вопрос с кадрами, в частности, обеспеченность педагогов разных национальностей, владеющих родным языком?
— Безусловно, главная фигура в школе – учитель, а залог успешной деятельности школы – кадровый потенциал педагогов. Коллектив педагогов и учеников школы — это коллектив единомышленников, стремящийся к поиску решения основных задач, стоящих перед ними. Коллектив национальных отделений состоит из 25 педагогов, из них 70% имеют высшее педагогическое и профессиональное образование, 40% — высшую и первую категорию. Помимо этого, педагоги национальных отделений имеют возможность повышать свою квалификацию в странах ближнего и дальнего зарубежья: в Польше, Германии, Армении, Азербайджане, Татарстане.
— В чем особенности используемых педагогами образовательных программ по обучению родному языку?
— Школа работает по индивидуальному учебному плану, составленному с учетом базисного учебного плана, согласованного с секретариатом Ассамблеи народа Казахстана СКО. Именно в учебных планах национальных отделений представлено 4 образовательные области: филология, обществоведение, искусство и технология. Значительное число часов отводится на изучение языковых дисциплин, то есть от 7 до 9 часов, казахского, родного языков, литературы, развития речи, обучения грамоте.
Ведутся и интегрированные курсы, как страноведение (история и география), искусство и культура интегрируются посредством изобразительного искусства, музыки, хореографии. Специально для создания поделок, шитья деталей костюмов, развития народного промысла на втором этапе обучения предусмотрены часы трудовых занятий.
В целом, максимальный объем недельной учебной нагрузки не превышает 12 часов. Обучение в национальных отделениях рассчитано на 2 этапа в каждом по две ступени. Первый этап – это первый и второй год обучения в национальном отделении, второй – третий и четвертый год соответственно. В группах обучение разновозрастное, каждая группа занимается три раза в неделю по 4 часа, включая выходные.
— Сотрудничает ли школа с общественными организациями?
— Мы активно сотрудничаем с этнокультурными объединениями и кафедрой АНК государственного университета имени Манаша Козыбаева.
Сотрудничество школы с управлением по развитию языков способствует актуализации вопросов расширения коммуникативной функции государственного языка. К тому же, проведение фестиваля «Менің елім-Қазақстан» по итогам учебного года, издательство в печати опыта работы педагогов школы — одна из форм их творческого взаимодействия.
— Как часто учащиеся школы принимают участие в культурных мероприятиях Ассамблеи?
— Наши учащиеся активно вносят вклад во все мероприятия города и области. Реализуя программу Президента РК Нурсултана Назарбаева «Рухани жаңғыру», учащиеся под руководством педагогов национальных отделений в рамках спецпроекта «Туған жер» приняли участие в открытии музейного движения в школах города Петропавловск, оформили экспозицию по направлениям программы «Рухани жаңғыру» в школьном этномузее, посетили сакральные места в районе М. Жумабаева. В сентябре прошлого года в школе открыт «Бизнес-офис» для школьников в рамках реализации «Рухани жаңғыру». По инициативе Ассамблеи организована встреча учащихся школы с победителями проекта «100 новых лиц Казахстана» 2017 года и некоторыми кандидатами проекта 2018 года.
По переходу на латинский алфавит педагоги и учащиеся школы приняли участие в общенациональном диктанте по латинской графике, посетили областной семинар-тренинг «Переход на латинский алфавит».
— Расскажите о достижениях школы?
— Наши ученики являются призерами областных, республиканских, международных конкурсов. Это - международный конкурс имени Адама Мицкевича по знанию польского языка, международный конкурс «Дети рисуют Мир Казахстана» под эгидой ЮНЕСКО. Учащийся азербайджанского отделения стал победителем республиканского просветительского проекта «Мың бала».
В школе идет активное развитие трехъязычия, ведётся краеведческая работа, прививаются культурные ценности на основе многообразия культур народа Казахстана.
— Что изменилось за годы существования школы?
— За период развития школы в ее деятельности произошли количественные и качественные изменения. Например, возросло количество национальных отделений от 4 до 9, творческих мастерских. Учебно-методический потенциал школы пополнился печатными изданиями педагогов школы.
М. Тябус, Л. Пытьева, Г. Гандалиева, С. Асланян, Г. Джафаров и Н. Кавун печатались в республиканских и областных издательствах печати.
Сегодня школа в системе непрерывного образования области занимает свою нишу, осуществляя преемственность воспитания подрастающего поколения через общекультурные ценности этносов.
Ежегодно ученики нашей школы становятся студентами высших учебных заведений стран ближнего и дальнего зарубежья. 18 выпускников школы поступили в вузы Польши, Германии, Кореи, России, Татарстана, Азербайджана, Армении. Один из наших учеников польского отделения Сергей Климушин, являясь студентом Краковского университета, организовал телемост между учителями школы и вуза. Во время телемоста польские коллеги поблагодарили педагогический коллектив школы за качественную подготовку студентов.
— Какова Ваша роль в работе школы, расскажите о своих личных достижениях?
— Руководить школой-комплексом национального возрождения не просто. Необходимо быть и руководителем, и педагогом, и политиком, и практиком, чтобы в одном лице вести за собой многонациональный коллектив. Думаю, мне в моей работе помогает многолетний жизненный опыт.
В 1985 году я закончила Петропавловский педагогический институт по специальности «учитель математики». В системе образования я работаю более 30 лет. За это время прошла путь от учителя математики до директора школы, дальше и до депутата маслихата города. С 1993 по 1998 годы возглавляла педагогический коллектив петровской восьмилетней школы. С 1999 года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №8 в Петропавловске, а с 2005 года руководила педагогическим коллективом школы №10. На каждом этапе своего трудового пути мне удавалось достигать высоких результатов работы. Мои учащиеся занимали и занимают призовые места на городских, областных олимпиадах по математике. С 2012 года занимала выборную должность секретаря городского маслихата. Я активно сотрудничаю с различными общественными организациями города, области: областной филиал партии «НұрОтан», НЦПК «Өрлеу», областной филиал Ассамблеи народа Казахстана, кафедра «Ассамблея народа Казахстана» СКГУ имени М. Козыбаева, Ассоциация деловых женщин СКО, общественный совет при прокуратуре региона.
В 2007 году была награждена нагрудным знаком «имени Ыбрая Алтынсарина». С 2016 года возглавляю коллектив КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения №17», которое целенаправленно осуществляет свою деятельность, отвечая запросам родителей, общественности, утверждая политику мира и согласия.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.