Кенжебек Кумисбеков: душа, рожденная в музыке

20 Ноября 2020, 17:47 12885

Об авторском почерке и наследии композитора

Кенжебек Кумисбеков (1927-1997) – казахский композитор-инструменталист, мастер народной музыки в стиле оркестровой поэмы. Звания, которые были присвоены композитору еще в советское время: профессор, лауреат госпремии, «Народный артист Казахской ССР». Кумисбеков – человек, который посвятил всего себя музыке. Он является крупнейшей фигурой в истории казахского искусства. В этом материале попытаемся вкратце рассказать о творческом пути композитора и его стиле.

Кенжебек Кумисбеков создал множество произведений для оркестров казахских народных инструментов. Все отечественные коллективы, исполняющие народную музыку, имеют в своем репертуаре сочинения Кумисбекова, что еще раз подтверждает его неординарный композиторский талант. Среди самых известных сочинений композитора: «Шалқыма», «Сказания о Коркыте», «Думы аль-Фраби», «Дала сыры» и другие.

                          

Однако признание Кумисбеков получил далеко не сразу, а уже в довольно солидном возрасте. Путь к этому он проделал весьма долгий и непростой, наполненный годами работы в разных жанрах. Он был домбристом, одновременно с этим занимался композиторством, пробовал писать музыку не только казахскую инструментальную, но и песенную, камерную, симфоническую. Отдельная работа которая развила талант композитора – это переложение мировой музыкальной классики для оркестров казахских народных инструментов. В качестве материала служили сочинения, как русских, так и итальянских классиков от Пуччини и Чайковского, до Брамса и Верди. И конечно же, он адаптировал многовековое казахское наследие кюев, для современных казахских народных оркестров.

Из биографии композитора

Родился Кенжебек Аубакирович в 1927 году, в Акмолинской области, поселке Кумколь, Коргалжынского района в простой семье. Любовь к народной музыке ему была привита с раннего детства. Его родители были музыкантами-самородками, играли на домбре и хорошо пели, в своем краю были довольно известными. И сам юный Кенжебек отлично играл на домбре, любил петь народные песни. Большое влияние на раскрытие творческого потенциала юноши оказал домбрист и сказитель Ильяс Аубакиров. В 1934 году, когда Кенжебеку было всего 6 лет, он остался без отца. В последующем воспитанием будущего композитора занялся Аубакиров.

Так годы домашних занятий музыкой принесли первые результаты. В 1947 году Кумисбеков принимает участие на конкурсе талантов (Всеказахстанская олимпиада), где становится победителем, буквально покорив членов жюри. А оценивали конкурсантов такие известные личности как Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов. Именно мэтры рекомендовали юному Кенжебеку связать свою жизнь с музыкой и получить профессиональное музыкальное образование. Однако было это не сразу после конкурса, а после того как он немного послужил в армии. Конечно, родные знали о таланте юноши, однако хотели, чтобы он получил настоящую профессию, при этом занимаясь музыкой любительски, поэтому получение музыкального образования было отсрочено.

Кстати интересен еще один факт, благодаря рекомендациям композитора Ахмета Жубанова, Кумисбекову не пришлось терять время на службу, его освободили от армии, ради поступления в консерваторию.

Будущий композитор Кумисбеков обладал красивым драматическим тенором, индивидуальным стилем исполнения кюев, особым артистизмом. Поэтому основной специальностью он выбрал – пение, поступив на вокальное отделение Алма-Атинской консерватории. Это был 1949 год.

Видимо у судьбы были свои планы на Кенжебека Кумисбекова. На вокальном отделении парень успел отучиться лишь несколько месяцев, так как серьезно заболел, были проблемы с органами дыхания, а как известно для вокалиста – дыхание это основа. Доктора строго запретили ему нагружать легкие, даже предложили задуматься о том, чтобы и вовсе забыть о пении. Но Кумисбеков уже не представлял своей жизни без музыки, настолько мир нот, партитур и инструментов захватил его. На тот момент он принял единственное верное решение – остаться в музыке, но не в качестве певца, а как музыкант-домбрист.

Имея большой багаж знаний народного домбрового наследия, и виртуозно владея этим инструментом, Кенжебек переводится на другое отделение – Народных инструментов, по классу домбры. Манера исполнения кюев Кумисбековым был близка к направлению – «шертпе», которое было исторически распространено в том регионе, где родился музыкант. Шертпе в казахской домбровой культуре характеризуется чувственным и эмоциональным исполнением, древним «щипковым» способом извлечения звука из струн инструмента.

После окончания обучения Кенжебек Кумисбеков устроился музыкантом-домбристом в народный оркестр им.Курмангазы. Одновременно с исполнительской работой он начал заниматься адаптацией народных кюев и переложением их для оркестров. Именно в тот период он осознал, что хочет быть не просто музыкантом, а сочинителем, композитором. В связи с этим выбор был очевиден – вновь поступить в консерваторию, но уже по направлению композиторства.

                              

При поступлении его прослушивал сам Евгений Брусиловский (1905-1981) – композитор, Народный артист Казахской ССР, автор первых казахских опер. Для экзамена Кумисбекову нужно было представить несколько своих произведений, которые были оценены мэтром довольно высоко. Так будущий композитор поступил на подготовительные курсы консерватории в класс Брусиловского.

Творческие поиски

В годы обучения к консерватории Кумисбеков переосмыслил свои музыкальные предпочтения (при этом оставаясь верным народной музыке), если раньше ему импонировало вокальное творчество, то теперь он полностью погружен в народную инструментальную музыку. Но важно заметить композитор писал музыку, занимался адаптацией не только для народных инструментов, но и для классических: фортепиано, виолончели и других, то есть он создавал цельные симфонические произведения. При работе над партитурой Кумисбеков опирался на опыт мировых европейских классиков.

Как отмечают казахстанские музыковеды, сочинения композитора отличались особенной мелодичностью, философской составляющей, были наполнены грустью. Одно из таких произведений являются: «Поэма» для виолончели, фортепианная сюита под названием «Юность», они относятся к ранним произведениям композитора. Также он написал вальс, как для оркестра народных инструментов, так и для симфонического.

После окончания консерватории Кумисбеков устроился музыкальным редактором в Казахскую государственную филармонию, позже работает преподавателем дирижирования в родной консерватории. Но его композиторские поиски не заканчиваются. В последующем, Кенжебек Аубакирович выбирает нелегкую задачу объединить две разные музыкальные культуры: казахскую народную с мелодичными кюями и классическую европейскую с ее масштабностью и академичностью. В результате кропотливой работы родились два шедевра: произведения «Шалкыма» и «Дала сыры». Эти сочинения не имеют определенной сюжетности, и нацелены на тонкий мир слушателя, его ассоциации и образы.

В произведении «Дала сыры» перед нами предстает необъятная казахская степь во всех ее красках. Эмоциональная и возвышенная мелодика уносит нас в прошлые века, перед нами рождаются самые разнообразные образы, от сменяющихся времен года в степи, до быта кочевника. Философские размышления выходят на первый план. Местами музыка переплетается с мотивами произведения Абая Кунанбаева, что говорит о тесной связи автора с великим мыслителем.

Второе произведение Кумисбекова «Шалкыма» (не путать с произведениями других авторов). Это яркое, масштабное, патетическое музыкальное творение, которое, так же как и «Дала сыры» воспевает родную землю, народ. Этот этап в творчестве композитора Кумисбекова музыковеды называют периодом зрелости, когда в поисках новых форм автор обращается к национальным истокам. И казахский кюй становится системообразующим звеном в его работах. Именно в эти годы, будучи довольно зрелым человеком, Кенжебек Кумисбеков обретает известность как выдающийся творец казахской музыки.

Далее в 1978 году философские искания побудили Кумисбекова создать произведение посвященное аль-Фараби («Фараби сазы»). В нем он размышляет о жизни и миссии великого учителя Востока. Вдохновился композитор на создание музыкальной поэмы повестью Ануара Алимжанова, которая рассказывает о скитаниях ученого и философа. Изначально был написан кюй для домбры в традициях «шертпе», после Кумисбеков адаптировал его для оркестра. Причем в произведении он использовал и другой прием игры на домбре «төкпе» (игра кистью), органично соеденив два этих стиля. Помимо домбры в поэме используются и другие инструменты, например кобыз, виолончель и баян.

                   

Однако несмотря на приверженность инстрмументальной музыке, Кенжебек Кумисбеков не забывал и о вокальных произвдениях, которые спровождали его на протяжении всего пути. Так можно вспомнить одно из первых сочинений автора, написанное еще в юные годы, это романс «Қалқам-ай», слова к которому были взяты из произведения Абая Кунанбаева. Здесь композитор должен был по средствам музыки раскрыть глубокую лиричность стихов великого философа, и сделать это органично. Помимо «Қалқам-ай» композитор создавал и другие песни, например романсы: «Сулу көкше», «Қайдасын сен?», «Махаббат», эстрадная песня «Жүрек сыры», композиция «Любимая, только ты одна…» и многие другие. В песенном жанре Кумисбеков придерживался двух стилей: традиционного романса и казахского народного стиля, кстати, не всегда в сочетании с домбровой музыкой.

За свою творческую карьеру Кенжебек Кумисбеков написал более сорока произведений, среди них как оркестровая народная музыка, так и симфоническая, камерная. Более того он создавал музыку и для драматических спектаклей, писал песни и романсы, делал адаптации европейской классики для народных казахских оркестров. Другими словами, творческая жизнь Кенжебека Кумисбекова была насыщена профессиональными поисками и музыкальными открытиями.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: