Алибек Альмадиев: за границей интересна именно наша самобытность
Алибек Альмадиев – молодой певец, один из победителей общенационального проекта «100 новых лиц Казахстана - 2018». Сейчас Алибек учится в Москве, активно занимается творчеством, участвует в масштабных концертах и строит сольную карьеру. В плотном графике между учебой и выступлениями музыкант нашел время и дал большое интервью порталу El.kz. Он поделился своим видением современной музыкальной культуры и процитировал стихи собственного сочинения.
- Алибек, хотел бы с вами поговорить о творчестве. Из каких композиций, какого жанра состоит ваш репертуар?
- В моем репертуаре песни на казахском, русском, английском, французском, итальянском и других языках. Стараюсь исполнять произведения, отличающиеся высоким качеством музыки, текстов и их гармоничного сочетания. Среди них народные и патриотические песни, джазовые стандарты, выдающиеся песни XX века, современные хиты, а так же авторские произведения. Я приверженец эстрадно-джазовой вокальной школы.
- Когда вы почувствовали сильное желание петь и выступать перед публикой? Это было в далеком детстве?
- Есть видео, где мне всего годик, а я с важным видом пытался петь у родителей на руках. Сколько себя помню, всегда пел. В 6 лет родители отдали меня в детскую музыкальную школу, там я учился игре на домбре. В первом классе впервые выступил перед одноклассниками и их родителями, играл на домбре и пел. Это видео тоже есть у меня на канале в YouTube. Помню, что у меня было сильное желание научиться играть на домбре. А уже в музыкальной школе вдобавок были занятия вокалом, фортепиано, хореографией. В общем, как это обычно бывает.
- Вы получили джазовую школу вокала, но, когда вас слушаешь, иногда замечаешь нотки академического пения. Это получается случайно, интуитивно или вы всегда придерживаетесь полуклассического звуковедения?
- Скорее, это дополнительная возможность и показатель фундаментальной школы, техники, которая позволяет осилить любой репертуар. Не могу сказать, что придерживаюсь классического звуковедения. Это зависит от исполняемого произведения. Там, где это уместно, спою и арию из мюзикла, и песни поп-рок, фанк, джаз, соул, ритм&блюз. Академическим вокалом я не занимался. Но мой педагог, Народный артист и основоположник эстрадного образования в Казахстане Лаки Кесоглу - выпускник Консерватории им. Курмангазы. Педагогами Лаки Константиновича были солист Большого театра Виталий Арленин, а так же легендарная Надия Шарипова.
На фото: Алибек Альмадиев.
Арленин же - воспитанник Христо Брымбарова, болгарского певца-баритона, у которого учились знаменитые бас Николай Гяуров, тенор Димитр Узунов. Мне посчастливилось примкнуть к такой основательной школе вокала, пройдя отбор в класс Лаки Кесоглу, в КазНАИ им. Жургенова. Для того чтобы стать выпускником Лаки Константиновича, я когда-то ушёл из КИМЭПа. Горжусь всеми моими педагогами и очень надеюсь, что и они всегда могут гордиться своим благодарным учеником.
- С вашей яркой внешностью и харизмой можно быть успешным и на оперной сцене, вы никогда не думали о такой перспективе? Возможно еще в начале учебы?
- Конечно, я очень уважаю оперную сцену, но себя там не вижу. По характеру, могу быть весьма строгим, консервативным и даже занудой, а джаз и поп-музыка дарят мне лёгкость и свободу, которая помогает жить. Когда-то с удовольствием занимался и игрой на саксофоне. Поп-музыка, которая берет свои истоки из джаза, также дарит людям радость и лёгкость. Думаю, главным является внутренняя гармония личности. Для себя считаю подходящим музыкальное направление «кроссовер» (прим.ред – «crossover» - музыкальный стиль, сочетающий в себе классическую музыку, поп, рок, и другие современные направления). Это направление как раз может гармонично сочетать разные стили. Люблю работать с оркестрами, биг-бэндами. Обо всём этом я всегда мечтал.
- Что для вас самое главное в артисте - певце? Голос, внешность, харизма или все в комплексе? И считаете ли вы, что у вас получается все это совмещать?
- Считаю, что в первую очередь артист должен быть отличным профессионалом, интересной личностью, содержательным, человеком с богатой внутренней культурой, строгой самодисциплиной, несгибаемой верой, с наполненным любовью сердцем. Естественно, голос, внешность, харизма отражают внутренний мир человека. Очень надеюсь, что смогу всё это в себе воспитывать и гармонично сочетать. Когда люди готовы тебя слушать - это огромная ответственность и счастье. Строго следить за собой это цена публичности.
- Весьма продолжительный период вы находитесь в России, учились в США, можно сказать, что повидали разные сцены, слышали разных исполнителей, но при этом вы хорошо знакомы с казахстанской эстрадой. Как считаете, в каком направлении нужно двигаться нашим исполнителям, чтобы быть успешными на мировой сцене? И стоит ли нам перенимать общемировой тренд в развитии музыки?
- Я обращал внимание на эти вопросы, когда защищал диссертации на соискание степеней магистра искусств в КазНАИ им. Жургенова и в РАМ им. Гнесиных. Отмечу, что в Казахстане динамично развиваются разные музыкальные направления. Можно с уверенностью говорить об отличной конкурентоспособности казахстанских музыкантов в мире. Если говорить о казахстанской эстраде, шоу-бизнесе, то это свободный рынок, который откликается на потребности общества. Общемировые тренды моментально перенимаются и адаптируются на местном рынке. Если те или иные артисты находят свою аудиторию, значит, они нужны. В Казахстане можно легко найти достойных профессионалов, которые удовлетворят культурные потребности любой аудитории.
Могу сказать, что за границей интересна именно наша самобытность. Будучи в США, слышал фразу «не кормите нас гамбургерами». То есть, иностранцы хотят увидеть самобытную казахскую культуру. Им не интересно подражательство, тем более, если оно не лучшего качества, чем оригинал. Их интересует уникальность. Поэтому, думаю, что нам нужно талантливо сочетать общемировые тренды и собственную богатую культуру.
Кроме того, считаю, что Министерством культуры и спорта Казахстана, а также Министерством информации и общественного развития, успешно проводятся мероприятия и предпринимаются меры по сохранению самобытной казахской культуры в глобальном мире.
- Продолжая уже озвученный выше вопрос, хотел бы узнать, как вы относитесь к общемировым популярным жанрам и тенденциям в музыке, таким как K-pop, альтернативный хип-хоп (популярные рэп-баттлы), рок и другим?
- Так сказать, по долгу службы прослушиваю релизы, стараюсь мониторить рынок, даже если лично мне тот или иной жанр нравится в меньшей степени. Как я сказал, это рынок, со своими законами спроса и предложения. Но мое мнение таково: есть рынок, а есть искусство, и не всегда эти понятия тождественны. Часто, в названых вами жанрах преобладают протестные настроения, либо призывы к праздному образу жизни. Ни то, ни другое не полезно, ни для души, ни для тела. Такое творчество, может, как снимать определённое напряжение, так и нагнетать его. Лично для меня было бы дискомфортным осознавать что под влиянием моей музыки, люди могли бы навредить себе или ближнему. С другой стороны, у каждого есть своя голова на плечах, и брать ответственность за аудиторию нужно в меру. В общем, цензурой в данном случае мало что можно решить. Как сказал ученый культуролог Юрий Лотман: «Культура начинается с запрета. Но не с запрета исходящего из высших инстанций, а с внутренних табуированных вещей, из внутренних "можно" и "нельзя"...» Поэтому очень важна поддержка института семьи, где воспитываются основополагающие принципы культуры личности.
- Есть ли у вас желание заняться написанием своей музыки и текстов, и в каком жанре? Пишите ли вы стихи, если да, то можете озвучить несколько строк?
- Да, пишу музыку и тексты, в популярных современных жанрах. Есть много черновиков. Часто делаю примерные аранжировки, для последующей доработки в студии. Но для качественных записей нужно финансирование. Хорошо было бы иметь свою студию звукозаписи... Или хотя бы просто иметь мощный компьютер, с нужными программами и необходимым профессиональным музыкальным оборудованием.
Стихи есть. В основном, любовная лирика. Да, могу их прочитать:
Дела мои теряют важность,
Когда вдруг рядом нет тебя.
Я стал тревожен не на радость.
Что же готовит нам судьба?
Ты все мои приоритеты
Собою гордо заслонив,
Предстала в образе рассвета,
Рассвета добрых чувств моих.
Давай идти с тобою рядом.
Ни впереди, ни позади,
И согревать друг друга взглядом,
Чтоб уберечь огонь свечи.
Я по извилистым тропинкам
Найду нам лучшие пути.
Буду беречь твои слезинки
Лишь ты немного подожди.
- Алибек, очень чувственные строки!
- Спасибо!
- Последние несколько лет о казахстанских эстрадных исполнителях заговорили не только в СНГ, но и в мире. Димаш, Скриптонит, Назима, Данэлия, и этот список можно продолжать. Например, многие эксперты и журналисты в России называют Казахстан фабрикой талантов, которые привносят в мировую музыку «свежее дыхание». На ваш взгляд, чем можно объяснить это явление?
- Думаю, что тенденции популяризации казахстанских исполнителей за рубежом могут говорить не только об их безоговорочном таланте, но и о стратегической важности расширения культурно-гуманитарного сотрудничества с Казахстаном. Всегда отрадно наблюдать за успехами соотечественников, тем более в мире. Вместе мы вносим лепту в поддержание положительного восприятия нашей родины, наводя культурные мосты, которые стимулируют взаимное развитие.
- Расскажите о вашем опыте в проекте «Хочу к Меладзе» и сотрудничестве с Хором Турецкого. Что вам дали эти проекты?
- Учась в КазНАИ им. Жургенова, прошёл кастинг в международное музыкальное шоу «Хочу к Меладзе», которое масштабно транслировалось в странах СНГ. В 20 лет мало-помалу меня начали узнавать не только в Казахстане, но и в России, Беларуси, Украине. Конечно, такая популярность обычно длится не долго. Если постоянно не поддерживать интерес аудитории к своей персоне, то через пару лет певца могут забыть, особенно учитывая тот факт, что в мире каждый день появляются разные исполнители и музыкальные группы. Но для меня проект «Хочу к Меладзе» был очень интересным и полезным опытом.
Наше сотрудничество с арт-группой «Хор Турецкого» временно приостановлено в виду прохождения мной обучения в Дипломатической академии МИД России. Думаю, такое образование будет полезным, и надеюсь, даст мне ещё больше возможностей в будущем. У коллектива очень насыщенный гастрольный график, который невозможно совмещать с учебой. Народный артист России, основатель и продюсер арт-группы «Хор Турецкого» Михаил Турецкий, положительно настроен в отношении нашего будущего сотрудничества и поддержал моё стремление к знаниям. Своим решением о поступлении я поделился с Михаилом Борисовичем заранее, и я благодарен ему за поддержку и понимание.
- Вы обучаетесь в магистратуре Дипломатической Академии МИД России по специальности «Международная экономика». Верно? Эта специальность, которая требует очень много времени и сил, легко ли удается совмещать учебу и певческую деятельность?
- Верно, я магистрант в этом учебном заведении, учусь на факультете мировой экономики, по программе «Международная экономика». Скажу сразу - это нелегко, к сожалению, иногда приходится чём-то жертвовать... Много об этом переживаю, но уверен, что всему своё время.
- 3 мая запланирован концерт в Москве «Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. С какими композициями вы в нем будете выступать?
- Концерты с моим участием пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Для меня большая честь выступать в сопровождении Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Давно мечтал об этом. Исполню легендарные, ставшие народными, казахские песни, а так же, сюрприз для российской публики, - русскую песню в сопровождении казахских народных инструментов. Такие вот культурные мосты.
Одна из песен которую я исполню – «Дудар-ай», она хорошо известна казахстанцам и очень любима нашим народом. Композиция весьма символична и повествует о том, как русская девушка Мария полюбила парня казаха по имени Дудар. Так же, в программе концерта – я спою известную песню казахского композитора Акана Сере «Балкадиша». Эта композиция имеет очень богатую историю, и особенную судьбу, когда-то она была исполнена на всемирной выставке во Франции в 1925 году нашим легендарным народным певцом, тенором Амре Кашаубаевым.
На фото: Алибек Альмадиев и другие победители проекта "100 новых лиц Казахстана-2018" Иван Крепак и Айдос Есмагамбетов.
- Как вы отреагировали на новость о победе в проекте «100 новых лиц Казахстана»? И как это событие влияет на вашу деятельность, как помогает вам?
- Поддержка талантливой молодежи - показатель заботы государства о будущем. Победа в проекте «100 новых лиц Казахстана» стала тому подтверждением. Конечно, я упорно шёл к этому и очень обрадовался, когда узнал, что попал в число победителей. Но понимаю, что это не самое главное, гораздо важнее - совершать конкретные дела. Проект познакомил меня со многими талантливыми ребятами чему я рад больше всего.
В Казахстане действительно очень большое внимание уделяется молодёжной политике, и я всегда чувствовал это будучи еще школьником и студентом. Поэтому я очень горжусь, что являюсь частью казахстанской молодежи - главного инновационного ресурса страны. Надеюсь, что буду достойным гражданином, который с большим трепетом и уважением относится к своей деятельности.
- Алибек, большое Вам спасибо за интересную беседу!