Жаңалықтар

Сариев Шаймардан Тлемисович

(1937-1988) Художник- шестидесятник. Казахский Модильяни Художник – всегда Личность. Таким был и ос танется для нас удивительный человек по имени Шаймардан Сариев (1937-1988 гг.). Он родом из Западного Казахстана, благословенной земли, где контрасты зноя и холода рождают звонкие краски природы. Где пустынные песчаные ландшафты перемежаются со струями морской стихии, где ветер степи бывает ласков и беспощаден, где, несмотря на суровые условия жизни, сохраняется в людях устойчивое, преданное чувство верности и любви к родной земле, к корням своим. Это земля, где граница меж Азией и Европой, словно золотой струной, проходит по сердцам всех живых существ. Может быть, потому выходцы из этого края столь щедро наделены недюжинными талантами и красотой – душевной, телесной и духовной – глубокой, тонкой, неповторимой. В этом году исполняется 70 лет со дня рождения Шаймардана, давно оставившего этот мир. Время быстротечно и вечно. И оно драгоценными каплями жизнетворной веры возвращает нам сегодня утерянное было тепло, подобную солнцу палитру Сариева. Кто он, художник Шаймардан Сариев? Лучше всего об этом рассказывают его живописные полотна и графика. Персональная выставка открылась в сентябре нынешнего года в стенах Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Заметим – первая. Ее составляют живописные полотна и графические рисунки из собрания музея и – в большинстве – работы из собственности вдовы Сариева. Их постоянное место пребывания – областной музей им. Ш. Сариева, созданный ее усилиями. Здесь наследие художника бережно хранится земляками. Кульпаш Сариева, поразительной силы и душевной красоты человек, встретилась с Шаймарданом в 70-е годы, в самый сложный период его жизни. К этому времени он, уже будучи известен и любим, признан как талантливый художник и яркая фигура в казахской культуре, внезапно был отвергнут всеми. Свободолюбивый и открытый, он не умел и не хотел фальшивить, лицемерить, быть конформистом. И вызывал непонимание, осуждение, неприязнь своими попытками бунтарского сопротивления нарастающему давлению официоза. В итоге – исключение из членов Союза художников СССР. А до того были годы независимой и непростой жизни юноши, искавшего себя в труде шахтера, радиотелеграфиста, токаря, при упорном, никогда не оставляемом занятии творчеством, к которому тяготела душа. Начав учиться в Харьковском художественном институте, он вынужден был прервать учебу, серьезно заболев. Сам, без чьей-либо поддержки, одержимый идеей служения своему народу, он неукротимо стремился к своей мечте, зарабатывая на жизнь в других сферах деятельности. Приехав в 1962 году в Алма-Ату, начал интенсивно работать в художественно-производственных мастерских комбината «Онер», показывать свои вещи на выставках в масштабах республики и Союза. Стал членом Союза художников СССР, обладателем множества грамот и почетных дипломов ЦК ЛКСМ Казахстана и ЦК ВЛКСМ. Казалось бы, идиллическая ситуация, когда все успешно и празднично. Учитывая, к тому же, что именно в этот период ширилось и расцветало мощное движение «шестидесятников» – художников, музыкантов, поэтов, философов, теоретиков культуры. В те годы громко прозвучала идея национального самосознания, облетев мир и отозвавшись в сердцах и творчестве самых одаренных и ответственных за судьбы народа. Мурат Ауэзов, Олжас Сулейменов, Алан Медоев, Санжар Джандосов, Салихитдин Айтбаев, Толеген Досмагамбетов, Мукагали Макатаев. Список много больше названного. Каждая фигура многозначна и пассионарна. И в этом созвездии ныне сияет имя Сариева самобытным и чистым пламенем. Но в 1971 году он оказался не у дел, был лишен работы, мастерской, каких-либо перспектив. И все же судьба смилостивилась. Встреча с Кульпаш оказалась началом новой жизни, возвращением веры в себя и в будущее. Уехав в Караганду, они вернулись через несколько лет в Алма-Ату. Уже подрастали дети. Вновь последовали выставки, работа в книжной иллюстрации (издательства «Жалын» и «Жазушы»). И – повторное принятие, возвращение в члены Союза художников. Через несколько дней, это случилось в 1988 году, уход из жизни. Так что же оставил нам и всем грядущим потомкам Художник? Обратимся к его картинам. «Бейбiтшiлiк» («Мир»), 1982 год – это жаркое дыхание детской радости бытия, принятие жизни с благодарностью и весельем. Так беспечно возлежит герой, весь из сверкающего охрой света, на родной земле – яркой, разноцветной, в перепадах солнечной, оранжево-синей и цвета нежной зелени палитры. Наверное, это полотно, так напоминающее по духу и цвету «Танец» Матисса, можно назвать программным в творческой жизни художника. Пройдя через все испытания, он остался верен своей идее создания совершенного мира в человеке и для человека. Его девиз «Я не ищу, я нахожу» перекликается с утверждением Пикассо один к одному. Именно потому так завораживает мир мечты, потрясший зрителя в 60-х в «Портрете Турар» (1966). Весь сотканный из мерцания солнца и луны, он стал олицетворением женственности и любви, символом сариевского искусства и идеалом женской красоты. Поэтическая одухотворенность образа Турар рождает живую ассоциацию с музыкой, песней, очень напоминая героинь Модильяни. Та же мелодия любви и чистоты, душевной ясности и незащищенности. Но написал свою Турар наш казах, только начинаясь как художник. И теперь, читая мысли художника из его дневника, уже не удивляюсь, а просто радуюсь. О работе над портретом он пишет: «Проговаривая мысленно, писать под мелодию (песню)». А ведь он сам прекрасно пел и писал стихи. И далее: «Писать, представляя живых людей (видеть правду с высоты, быть высоким). Писать красками казахского языка. Писать так, чтобы себе понравилось, никому не верить, как перед богом. Проверять смертью. Проверять выставкой. Проверять как работу, написанную в 30 лет. Проверять мечтой юности. Что мне по душе. В любое время, не теряя замысла, работать. Писать, проверяя вечностью». Эти строки, подобные кодексу чести Художника, высвечивают с новой силой то, что, нося в душе, воплощал Шаймардан в композициях, начиная с полотен 60-х годов. Он «лепит» крепкие, сильные, уверенные и полнокровные образы хозяев своей земли: «Мунайшылар» – «Разведчики недр» (1976), «Кыздар» – «Девушки» (1969), «Жiбек» (1968), «Рыбаки Атырау» (1971). Крупным планом, близко к зрителю, на фоне горных панорам и степных раздолий возникают эти могучие, красивые, добрые дети земли казахской. Все – в гармонии и единстве. С собой и жизнью. Знойно-счастливая палитра лета – лимонно-багряно-ультрамариновые аккорды – в натюрморте 1986 г. «Клюква с яблоками». Это звонкое ощущение праздника жизни переходит в мягкую тональность пейзажа «Сарыжайляу». Это – взгляд с небесной высоты на безбрежное высокогорье с одинокой юртой, сокровенная мечта о божественном величии природы и ее детей, живущих в гармонии. Чистые, светозарные, плавные потоки розового, лилового, голубого с внезапным сиянием ослепительно-лимонного на глубоком синем… Сариев плодотворен и поэтичен во всех жанрах. Главным же для него всегда остается человек. Обратите внимание: на каждом портрете мы смотрим прямо в глаза герою. Или он смотрит на нас? В портретной галерее Шаймардана Сариева – и живописной, и графической – есть примеры особой душевной зоркости художника. Это – «Ана» – «Мать» (1987), воплощение трепетной и гордой нежности материнства. Это – «Скульптор Шанов» (1987), где герой дан в угловатых изломах пронзительно-жесткого холодного колорита. И возникает «болевое поле» смятения и тревоги человека, болеющего судьбами своего народа и времени. Только что отзвучали кровавые события 1986 года. Наконец, это графический «Автопортрет» (1963). Простым карандашом на скромном формате листа художник раскрывает нам свое состояние. Печально-напряженный взгляд, взмах кисти, вопрошение. К себе ли? К Небу ли? К Судьбе? Все – ожидание и порыв. С этого начинался большой художник. И, отметая компромиссы и условности, лицемерие и ложь, он прорывался к чистоте духовного и земного мира, шел к Правде. И потому, наверное, так светоносны и полны любви и веры его картины жизни. Все они – о человеке, о родной казахской земле, о любви и счастье. Источник :biografia.kz
31.10.2013 04:21 12174

(1937-1988)

Художник- шестидесятник. Казахский Модильяни

Художник – всегда Личность. Таким был и ос танется для нас удивительный человек по имени Шаймардан Сариев (1937-1988 гг.). Он родом из Западного Казахстана, благословенной земли, где контрасты зноя и холода рождают звонкие краски природы. Где пустынные песчаные ландшафты перемежаются со струями морской стихии, где ветер степи бывает ласков и беспощаден, где, несмотря на суровые условия жизни, сохраняется в людях устойчивое, преданное чувство верности и любви к родной земле, к корням своим. Это земля, где граница меж Азией и Европой, словно золотой струной, проходит по сердцам всех живых существ. Может быть, потому выходцы из этого края столь щедро наделены недюжинными талантами и красотой – душевной, телесной и духовной – глубокой, тонкой, неповторимой. В этом году исполняется 70 лет со дня рождения Шаймардана, давно оставившего этот мир. Время быстротечно и вечно. И оно драгоценными каплями жизнетворной веры возвращает нам сегодня утерянное было тепло, подобную солнцу палитру Сариева. Кто он, художник Шаймардан Сариев? Лучше всего об этом рассказывают его живописные полотна и графика.

Персональная выставка открылась в сентябре нынешнего года в стенах Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Заметим – первая. Ее составляют живописные полотна и графические рисунки из собрания музея и – в большинстве – работы из собственности вдовы Сариева. Их постоянное место пребывания – областной музей им. Ш. Сариева, созданный ее усилиями. Здесь наследие художника бережно хранится земляками. Кульпаш Сариева, поразительной силы и душевной красоты человек, встретилась с Шаймарданом в 70-е годы, в самый сложный период его жизни. К этому времени он, уже будучи известен и любим, признан как талантливый художник и яркая фигура в казахской культуре, внезапно был отвергнут всеми.

Свободолюбивый и открытый, он не умел и не хотел фальшивить, лицемерить, быть конформистом. И вызывал непонимание, осуждение, неприязнь своими попытками бунтарского сопротивления нарастающему давлению официоза. В итоге – исключение из членов Союза художников СССР. А до того были годы независимой и непростой жизни юноши, искавшего себя в труде шахтера, радиотелеграфиста, токаря, при упорном, никогда не оставляемом занятии творчеством, к которому тяготела душа. Начав учиться в Харьковском художественном институте, он вынужден был прервать учебу, серьезно заболев. Сам, без чьей-либо поддержки, одержимый идеей служения своему народу, он неукротимо стремился к своей мечте, зарабатывая на жизнь в других сферах деятельности. Приехав в 1962 году в Алма-Ату, начал интенсивно работать в художественно-производственных мастерских комбината «Онер», показывать свои вещи на выставках в масштабах республики и Союза. Стал членом Союза художников СССР, обладателем множества грамот и почетных дипломов ЦК ЛКСМ Казахстана и ЦК ВЛКСМ. Казалось бы, идиллическая ситуация, когда все успешно и празднично. Учитывая, к тому же, что именно в этот период ширилось и расцветало мощное движение «шестидесятников» – художников, музыкантов, поэтов, философов, теоретиков культуры. В те годы громко прозвучала идея национального самосознания, облетев мир и отозвавшись в сердцах и творчестве самых одаренных и ответственных за судьбы народа. Мурат Ауэзов, Олжас Сулейменов, Алан Медоев, Санжар Джандосов, Салихитдин Айтбаев, Толеген Досмагамбетов, Мукагали Макатаев. Список много больше названного.

Каждая фигура многозначна и пассионарна. И в этом созвездии ныне сияет имя Сариева самобытным и чистым пламенем. Но в 1971 году он оказался не у дел, был лишен работы, мастерской, каких-либо перспектив. И все же судьба смилостивилась. Встреча с Кульпаш оказалась началом новой жизни, возвращением веры в себя и в будущее. Уехав в Караганду, они вернулись через несколько лет в Алма-Ату. Уже подрастали дети. Вновь последовали выставки, работа в книжной иллюстрации (издательства «Жалын» и «Жазушы»). И – повторное принятие, возвращение в члены Союза художников. Через несколько дней, это случилось в 1988 году, уход из жизни. Так что же оставил нам и всем грядущим потомкам Художник? Обратимся к его картинам. «Бейбiтшiлiк» («Мир»), 1982 год – это жаркое дыхание детской радости бытия, принятие жизни с благодарностью и весельем. Так беспечно возлежит герой, весь из сверкающего охрой света, на родной земле – яркой, разноцветной, в перепадах солнечной, оранжево-синей и цвета нежной зелени палитры. Наверное, это полотно, так напоминающее по духу и цвету «Танец» Матисса, можно назвать программным в творческой жизни художника. Пройдя через все испытания, он остался верен своей идее создания совершенного мира в человеке и для человека. Его девиз «Я не ищу, я нахожу» перекликается с утверждением Пикассо один к одному. Именно потому так завораживает мир мечты, потрясший зрителя в 60-х в «Портрете Турар» (1966).

Весь сотканный из мерцания солнца и луны, он стал олицетворением женственности и любви, символом сариевского искусства и идеалом женской красоты. Поэтическая одухотворенность образа Турар рождает живую ассоциацию с музыкой, песней, очень напоминая героинь Модильяни. Та же мелодия любви и чистоты, душевной ясности и незащищенности. Но написал свою Турар наш казах, только начинаясь как художник. И теперь, читая мысли художника из его дневника, уже не удивляюсь, а просто радуюсь. О работе над портретом он пишет: «Проговаривая мысленно, писать под мелодию (песню)». А ведь он сам прекрасно пел и писал стихи. И далее: «Писать, представляя живых людей (видеть правду с высоты, быть высоким). Писать красками казахского языка. Писать так, чтобы себе понравилось, никому не верить, как перед богом. Проверять смертью. Проверять выставкой. Проверять как работу, написанную в 30 лет. Проверять мечтой юности. Что мне по душе. В любое время, не теряя замысла, работать. Писать, проверяя вечностью». Эти строки, подобные кодексу чести Художника, высвечивают с новой силой то, что, нося в душе, воплощал Шаймардан в композициях, начиная с полотен 60-х годов. Он «лепит» крепкие, сильные, уверенные и полнокровные образы хозяев своей земли: «Мунайшылар» – «Разведчики недр» (1976), «Кыздар» – «Девушки» (1969), «Жiбек» (1968), «Рыбаки Атырау» (1971). Крупным планом, близко к зрителю, на фоне горных панорам и степных раздолий возникают эти могучие, красивые, добрые дети земли казахской.

Все – в гармонии и единстве. С собой и жизнью. Знойно-счастливая палитра лета – лимонно-багряно-ультрамариновые аккорды – в натюрморте 1986 г. «Клюква с яблоками». Это звонкое ощущение праздника жизни переходит в мягкую тональность пейзажа «Сарыжайляу». Это – взгляд с небесной высоты на безбрежное высокогорье с одинокой юртой, сокровенная мечта о божественном величии природы и ее детей, живущих в гармонии. Чистые, светозарные, плавные потоки розового, лилового, голубого с внезапным сиянием ослепительно-лимонного на глубоком синем… Сариев плодотворен и поэтичен во всех жанрах. Главным же для него всегда остается человек. Обратите внимание: на каждом портрете мы смотрим прямо в глаза герою. Или он смотрит на нас? В портретной галерее Шаймардана Сариева – и живописной, и графической – есть примеры особой душевной зоркости художника. Это – «Ана» – «Мать» (1987), воплощение трепетной и гордой нежности материнства. Это – «Скульптор Шанов» (1987), где герой дан в угловатых изломах пронзительно-жесткого холодного колорита. И возникает «болевое поле» смятения и тревоги человека, болеющего судьбами своего народа и времени. Только что отзвучали кровавые события 1986 года. Наконец, это графический «Автопортрет» (1963). Простым карандашом на скромном формате листа художник раскрывает нам свое состояние. Печально-напряженный взгляд, взмах кисти, вопрошение. К себе ли? К Небу ли? К Судьбе? Все – ожидание и порыв. С этого начинался большой художник. И, отметая компромиссы и условности, лицемерие и ложь, он прорывался к чистоте духовного и земного мира, шел к Правде. И потому, наверное, так светоносны и полны любви и веры его картины жизни. Все они – о человеке, о родной казахской земле, о любви и счастье.



Источник :biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға