Жаңалықтар

Римское куриатное ополчение — от Ромула до Сервия Туллия

Со времен Ромула (VIII в. до н. э.) в Риме на стадии перехода римской общины от первобытного строя к государственному исторически сложились 30 курий и 3 родовые (гентильные) трибы (Liv. I. 43; Dionys. II. 7-16; Plut. Rom. 20; Cic. Resp. II. 8. 14; Serv. Ad Aen. V. 360). Причем фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам — конница (подробнее см.: Токмаков, 1998. С. 51 и след.). Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую считать высшей стадией развития родового строя. В ранний царский период курия как относительно замкнутое и прочное объединение родов являлась догосударственным образованием (Altheim, 1951. S. 89, 199; Ferenczy, 1976. P. 29; De Francisci, 1956. P. 176, 485 ff). Она формировалась на той стадии развития общества, когда отдельный род перестал удовлетворять потребностям своих членов, прежде всего военным и сакральным. Исходя из этого уязвимо отождествлять римскую курию и греческую фратрию, которая типологически относится к родовой организации. И. Л. Маяк полагает, что в период после правления Ромула римские курии представляли собой лишь подобие фратрии (Маяк, 1983. С. 99 и след.; Маяк, 1993. С. 10, 71). Они были генетически связаны с фратрией, отмечает исследовательница, но отличались тем, что включали только мужчин. Поэтому более корректной оказывается этимология курии от слова coviria, т. е. «союз мужей». Эта этимология отражает древность возникновения курий из «мужских союзов», которые зафиксированы этнологами у многих народов на этапе перехода от материнского рода к отцовскому. Подчеркивает она и первоначально поенную ипостась курий. Но следует иметь в виду, что Рим пережил эту стадию уже ко времени эпохи Ромула. Как уже сказано выше, при нем курии превратились в структурные ячейки родоплеменной общины и в базу формирования общинного ополчения. Следовательно, они стали более широким понятием, чем coviria. А уже ко времени позднего царского периода в VII—VI вв. до н. э. римские курии превратились в замкнутые объединения патриархальных родов. Источники насчитывают 300 таких родов. Внутри них постепенно стали обособляться отдельные фамилии. Каждая курия обладала своей территорией (пагом), общинной землей, которая регулярно перераспределялась между отдельными родами и фамилиями. Полноправные члены курий — патриции — были спаяны внутренней родовой дисциплиной, обладали общими куриатными сакральными культами и включали всех членов родов, в том числе клиентов, но с особым положением способных носить оружие мужчин. Именно они формировали куриатные комиции, состоявшие из военнообязанных. При этом очевидна не только родовая, но и военная направленность курий. Поэтому скудость сведений традиции о родовом устройстве курий в эпоху республики сбивает с толку многих исследователей. Можно сказать, что курии в период от Ромула до Сервил Туллия возродились в качестве союзов мужей-воинов, но уже на иной основе, с другими, ранее несвойственными ей, а именно военными и религиозными целями и в условиях развертывания генезиса государства. В этой связи становится понятнее как феномен живучести курии и куриатных комиций в эпоху республики, так и постоянный пере вод термина «курия» греческим автором Дионисием Галикарнасским как «фратрия и центурия». Суть в том, что в курии совпадали понятия «воин» и «сородич». Поэтому в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил. Принятые в роды и курии чужеземцы легко становились патрициями. Скажем, род знатного сабинянина Атта Клавза, переселившегося уже в начале V в. до н. э. в Рим, был принят в курию и «гражданство» (in civitatem) и получил землю в паге Клавдия (Арр. Rom. I. 12; Dionys. V. 49.3). А сам глава рода под именем Аппий Клавдий был избран в сенат и стал основателем патрицианского рода Клавдиев. Итак, курии реально формировали и конституировали в сакрально-правовом отношении общину до реформы Сервия Туллия, а в некоторых аспектах и после нее. Благодаря своим внутренним тесным родовым связям курии обеспечивали быстрое и бесконфликтное комплектование военного ополчения, а также верность общинников военному вождю — царю (rex). Посредством принятия специального куриатного закона о вручении военачальнику высшей военной власти — империя — курии санкционировали (давали согласие) осуществление им своих полномочий. Одним из главных условий, ускорявших процесс слияния новых родов со старыми в единый Populus Romanus Quiritium, было равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях). Войско, таким образом, играло важную роль в вызревании единой римской общины. В заключение отмечу, что куриатный способ комплектования войска в период царей имел как сильные, так и слабые стороны. К сильным сторонам относится простота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Каждый воин-общинник в бою ощущал локоть своих сородичей (причем не только в фигуральном смысле). Он был крепко связан не столько военной, сколько родовой дисциплиной. Слабые стороны проявлялись в отмеченном выше естественном стремлении родового коллектива к замкнутости. Кроме того, кровнородственный принцип построения войска сужал приток в него свежих, дополнительных сил. По справедливому замечанию И. Л. Маяк: «…при пополнении курий могла учитываться и численность самого рода, его мужского боеспособного населения. В силу того, что комплектование войска шло от курии, было не так важно то, сколько в нее входит родов, как то, сколько в совокупности этих родов насчитывается мужчин» (Маяк, 1983. С. 258). Тем самым военная мощь курии и общины в целом ставилась в зависимость от естественного воспроизводства мужского населения. В ранний царский период, когда римская община еще не достигла своих демографических пределов и была открыта для принятия новых родов из соседних покоренных племен, эти отрицательные стороны еще были скрыты. Но в VII в. до н. э., как явствует из данных письменной традиции, образование новых курий и сравнительно легкое принятие новых родов в уже существующие сходят на нет (см. тему 5), и вскоре тормозящая роль куриатного принципа формирования войска особенно ярко проявилась при столкновении римлян в конце VII и в VI в. до н. э. с таким сильным народом, как этруски. Этруски, как известно, ушли в своем развитии дальше римлян и создали мощную военную фаланговую систему. Противостоять ей римскому куриатному ополчению оказалось не под силу. Проблема изменения устаревшего типа комплектования войска была решена римлянами не путем трансформирования старой куриатной системы, а созданием совершенно иной военной организации, Эту миссию выпало осуществить шестому римскому царю Сервию Туллию. roman-glory.com
16.09.2013 09:39 3316

Со времен Ромула (VIII в. до н. э.) в Риме на стадии перехода римской общины от первобытного строя к государственному исторически сложились 30 курий и 3 родовые (гентильные) трибы (Liv. I. 43; Dionys. II. 7-16; Plut. Rom. 20; Cic. Resp. II. 8. 14; Serv. Ad Aen. V. 360). Причем фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам — конница (подробнее см.: Токмаков, 1998. С. 51 и след.). Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую считать высшей стадией развития родового строя.

В ранний царский период курия как относительно замкнутое и прочное объединение родов являлась догосударственным образованием (Altheim, 1951. S. 89, 199; Ferenczy, 1976. P. 29; De Francisci, 1956. P. 176, 485 ff). Она формировалась на той стадии развития общества, когда отдельный род перестал удовлетворять потребностям своих членов, прежде всего военным и сакральным. Исходя из этого уязвимо отождествлять римскую курию и греческую фратрию, которая типологически относится к родовой организации. И. Л. Маяк полагает, что в период после правления Ромула римские курии представляли собой лишь подобие фратрии (Маяк, 1983. С. 99 и след.; Маяк, 1993. С. 10, 71). Они были генетически связаны с фратрией, отмечает исследовательница, но отличались тем, что включали только мужчин. Поэтому более корректной оказывается этимология курии от слова coviria, т. е. «союз мужей». Эта этимология отражает древность возникновения курий из «мужских союзов», которые зафиксированы этнологами у многих народов на этапе перехода от материнского рода к отцовскому. Подчеркивает она и первоначально поенную ипостась курий.

Но следует иметь в виду, что Рим пережил эту стадию уже ко времени эпохи Ромула. Как уже сказано выше, при нем курии превратились в структурные ячейки родоплеменной общины и в базу формирования общинного ополчения. Следовательно, они стали более широким понятием, чем coviria. А уже ко времени позднего царского периода в VII—VI вв. до н. э. римские курии превратились в замкнутые объединения патриархальных родов. Источники насчитывают 300 таких родов. Внутри них постепенно стали обособляться отдельные фамилии.

Каждая курия обладала своей территорией (пагом), общинной землей, которая регулярно перераспределялась между отдельными родами и фамилиями. Полноправные члены курий — патриции — были спаяны внутренней родовой дисциплиной, обладали общими куриатными сакральными культами и включали всех членов родов, в том числе клиентов, но с особым положением способных носить оружие мужчин. Именно они формировали куриатные комиции, состоявшие из военнообязанных. При этом очевидна не только родовая, но и военная направленность курий. Поэтому скудость сведений традиции о родовом устройстве курий в эпоху республики сбивает с толку многих исследователей. Можно сказать, что курии в период от Ромула до Сервил Туллия возродились в качестве союзов мужей-воинов, но уже на иной основе, с другими, ранее несвойственными ей, а именно военными и религиозными целями и в условиях развертывания генезиса государства.

В этой связи становится понятнее как феномен живучести курии и куриатных комиций в эпоху республики, так и постоянный пере вод термина «курия» греческим автором Дионисием Галикарнасским как «фратрия и центурия». Суть в том, что в курии совпадали понятия «воин» и «сородич». Поэтому в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил.

Принятые в роды и курии чужеземцы легко становились патрициями. Скажем, род знатного сабинянина Атта Клавза, переселившегося уже в начале V в. до н. э. в Рим, был принят в курию и «гражданство» (in civitatem) и получил землю в паге Клавдия (Арр. Rom. I. 12; Dionys. V. 49.3). А сам глава рода под именем Аппий Клавдий был избран в сенат и стал основателем патрицианского рода Клавдиев.

Итак, курии реально формировали и конституировали в сакрально-правовом отношении общину до реформы Сервия Туллия, а в некоторых аспектах и после нее. Благодаря своим внутренним тесным родовым связям курии обеспечивали быстрое и бесконфликтное комплектование военного ополчения, а также верность общинников военному вождю — царю (rex). Посредством принятия специального куриатного закона о вручении военачальнику высшей военной власти — империя — курии санкционировали (давали согласие) осуществление им своих полномочий. Одним из главных условий, ускорявших процесс слияния новых родов со старыми в единый Populus Romanus Quiritium, было равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях). Войско, таким образом, играло важную роль в вызревании единой римской общины.

В заключение отмечу, что куриатный способ комплектования войска в период царей имел как сильные, так и слабые стороны. К сильным сторонам относится простота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Каждый воин-общинник в бою ощущал локоть своих сородичей (причем не только в фигуральном смысле). Он был крепко связан не столько военной, сколько родовой дисциплиной. Слабые стороны проявлялись в отмеченном выше естественном стремлении родового коллектива к замкнутости. Кроме того, кровнородственный принцип построения войска сужал приток в него свежих, дополнительных сил. По справедливому замечанию И. Л. Маяк: «…при пополнении курий могла учитываться и численность самого рода, его мужского боеспособного населения. В силу того, что комплектование войска шло от курии, было не так важно то, сколько в нее входит родов, как то, сколько в совокупности этих родов насчитывается мужчин» (Маяк, 1983. С. 258).

Тем самым военная мощь курии и общины в целом ставилась в зависимость от естественного воспроизводства мужского населения. В ранний царский период, когда римская община еще не достигла своих демографических пределов и была открыта для принятия новых родов из соседних покоренных племен, эти отрицательные стороны еще были скрыты. Но в VII в. до н. э., как явствует из данных письменной традиции, образование новых курий и сравнительно легкое принятие новых родов в уже существующие сходят на нет (см. тему 5), и вскоре тормозящая роль куриатного принципа формирования войска особенно ярко проявилась при столкновении римлян в конце VII и в VI в. до н. э. с таким сильным народом, как этруски. Этруски, как известно, ушли в своем развитии дальше римлян и создали мощную военную фаланговую систему. Противостоять ей римскому куриатному ополчению оказалось не под силу.

Проблема изменения устаревшего типа комплектования войска была решена римлянами не путем трансформирования старой куриатной системы, а созданием совершенно иной военной организации, Эту миссию выпало осуществить шестому римскому царю Сервию Туллию.

roman-glory.com

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға