Электрокары в Казахстане: Когда они перестанут быть экзотикой

07.10.2017

В этом году на казахстанском рынке электромобилей наблюдается незначительный рост. По итогам 6 месяцев зарегистрировано 19 новых «зеленых» автомобилей против девяти за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что свое предпочтение казахстанцы отдают американской компании Tesla Motors - на модели этой марки пришлось 11 из 19 проданных авто. До конца года продажи еще подрастут, но маловероятно, что перевалят за отметку в 50 штук.

При этом отечественные автопроизводители все активнее заходят в этот сегмент и хотят нарушить гегемонию Tesla Motors. В рамках VI международной научно-практической конференции «Промышленная политика Казахстана: повышение конкурентоспособности предприятий путем увеличения производительности труда» технический директор «СарыаркаАвтопром» Сергей Могилатов заявил, что в 2018 году с конвейера предприятия сойдут 300 электромобилей. На более широкомасштабное производство планируется выйти в 2019 году.  

Тренд взят

Рост цен на топливо, борьба за экологию, развитие альтернативной энергетики, да и просто мода на все «зеленое» стимулируют инвесторов и государства вливать миллиарды в разработку и внедрение экологически чистого транспорта. Уже сейчас мировые автогиганты из Китая, Европы и США отказываются от выпуска и продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.  Если взять российский рынок, то к 2020 году 4-5% от его общего объема будут приходиться на электрокары.

С другой стороны, говорить о массовом распространении автомобилей на электрической тяге можно будет только после того, как государство простимулирует отрасль ощутимыми льготами. Однако при нынешней экономической ситуации такой сценарий маловероятен. Есть достаточное количество показательных примеров: Европа, США и Китай – везде спрос был поддержан государством. Однако это не означает, что мы должны идти по аналогичному пути. Более вероятен другой сценарий: самостоятельный рост сегмента. Однако за счет чего он может быть достигнут, пока непонятно.

Как перестроиться

По заверениям Сергея Могилатова, особых различий между сборкой обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электромобилей нет. Есть разница в сертификации. С точки зрения производства отсутствуют некоторые операции, которые присущи обычному автомобилю, и появились дополнительные посты для установки батарей.

«Почему мы говорим об электромобилях? Это мировой тренд, и наша производственная площадка двигается в этом направлении. Мы долго обдумывали, с каким из брендов работать, но в данный момент наш основной партнер – JAC. И, соответственно, модель электромобиля, которая запланирована к производству - JAC iEV7s. Она будет презентована в Китае в октябре. Затем начнутся технические переговоры по организации производства у нас. Запуск, я думаю, нужно планировать на 2018 год. Потому что до начала производства нужно завершить все сертификационные работы. Есть отличия в сертификации от обычного автомобиля», - рассказал Сергей Могилатов.

Естественно, речь идет о крупноузловой сборке, однако над локализацией работают.

«Рядом с нашим заводом выделена индустриальная зона в 60 гектар. Туда подводятся коммуникации. Задача этой зоны – организация производства этих компонентов. Но это долгий процесс. Мы считаем, что нужно производить качественный продукт и параллельно двигаться по выпуску компонентов в Казахстане. Электрокар не прошел сертификацию, поэтому о цене пока говорить рано», - отметил представитель производителя.

Сергей Могилатов считает, что казахстанским производителям по силам освоить и российский рынок.

«Планы на экспорт в страны Таможенного союза у нас всегда есть. Емкость казахстанского рынка небольшая, костанайская площадка находится рядом с границей с Российской Федерацией. Там два мощных региона – Челябинская и Свердловская области – большое население и большой потенциал продаж. Не только электромобилей, но и в целом нашей продукции», - заключил он.

Когда появится инфраструктура

Выпустить электрокар – полдела. Помимо этого, необходимо параллельно создавать всю необходимую инфраструктуру. С этим, как оказалось, все сложнее. По заверениям Минэнерго, до конца года в Алматы и Астане откроется 100 электрозаправочных станций. Еще 20 станций с системой мгновенной зарядки - до 30 минут будут открыты на протяжении всей трассы между Астаной и Алматой.

«Есть вопросы с точки зрения инфраструктуры зарядок, есть вопросы с точки зрения работы при отрицательных температурах. Но все это решаемо. Мы, как производственная площадка, готовы к производству. Начнем в 2018 году. Технологии не стоят на месте. Появятся станции, которые позволят быстро заряжать автомобили. За 10 минут зарядить до 80 процентов заряда батареи –такие технологии появляются, их надо запустить в производство. Тогда и электромобили станут дешевле», - продолжил Сергей Могилатов.

Фото: Хабар 24, Bnews.kz

Автор статьи - Дмитрий Полоз
Материал опубликован с согласием автора
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также