День, изменивший мою жизнь. История одного учителя

08.11.2017

Профессия учителя в современном казахстанском обществе в большинстве случаев представляется чем-то обыденным, тривиальным и весьма далеким от какой-либо модернизации. Среди заголовков СМИ, кричащих о тяжелой участи учащихся и учителей, сложно отыскать по-настоящему вдохновляющие истории об уникальных представителях этой на самом деле благородной профессии.

Тем не менее, в казахстанских школах можно найти достаточно много интересных, талантливых и даже выдающихся специалистов, которые из года в год ломают все стереотипы, сформировавшиеся вокруг учителей. Одна из них – Аяш Мырзабекова – учитель английского языка в «Bilim Innovation» лицее в Павлодаре. Молодой инициативный педагог идет в ногу со временем и применяет на практике все новые подходы и методы обучения, где есть место и цифровым технологиям. О том, как учитель справляется со своей работой и воодушевляет своих учеников, читайте в материале EL.KZ.  

От первого лица

Во время учебы на втором курсе магистратуры, в лицее, где я сейчас работаю, в середине года срочно был нужен учитель на замену. Через знакомых в лицее узнали, что у меня есть сертификат IELTS, поэтому позвали на собеседование. Когда я вошла в лицей и увидела эту атмосферу, детей, то неожиданно даже для себя, решила согласиться на эту позицию. Сейчас я очень благодарна всем, кто причастен к моему приглашению на собеседование, потому что для меня это действительно стало работой мечты.

Я отлично помню свой первый урок, даже дату, это было 9 февраля. Прежде чем приступить к работе, у нас в лицее учителя проводят demo-lessons, то есть пробные уроки, где более опытные коллеги дают обратную связь. Тогда на свой первый урок я приготовила специальные бейджи для детей. Так у меня получилось сразу установить с ними доверительные отношения, обращаясь к каждому по имени. А в конце урока мы провели небольшую игру.

После проведенного урока мои коллеги дали очень ценные советы и рассказали о техниках и приемах управления учащимися на уроке. Например, я узнала о таких вещах, с которыми и сама сталкивалась в школе. Не обязательно стоять на одном месте, можно пройти в конец помещения, чтобы привлечь внимание детей. Использовать смену интонаций, говорить где-то погромче, потом говорить потише и т.д. Мне очень понравилось, что уже во время первого урока дети были настроены по-доброму, я чувствовала уважение и энтузиазм к учебе. Такая атмосфера – это то, ради чего я работаю. 

Так как все в школе было новым для меня, в первый год работы я просто заваливала своих коллег вопросами и просила делиться их профессиональными секретами. Позже я прошла несколько курсов по работе с подростками, которые считаю обязательными для каждого учителя английского, такие как Oxford Teaching Academy и CTS Secondary, ТКТ, потому что знание теории и методик определенно прибавляют уверенности в себе.

Мои родные разделились на два лагеря: кто-то думает, что труд учителя – это неблагодарное занятие, и я могла бы лучше применить свои знания в других сферах деятельности, но есть и те, кто рад за меня, так как я занимаюсь любимым делом.

У всех учеников должен быть равный доступ к дополнительным занятиям

Сейчас я преподаю английский язык в классах с 7 по 9. А с 10 классами у нас есть свой IELTS-club, где мы занимаемся с учениками и готовимся к международному экзамену. Этот проект реализуется в рамках нашей школы, чтобы у всех учеников был равный доступ к дополнительным занятиям, чтобы им не приходилось искать себе репетиторов, тратить время на дорогу после уроков, мы решили все им организовать здесь, в лицее.

Работа с детьми приносит мне много радости

Сейчас во всем мире наступил некоторый кризис семьи и, конечно, это сильно влияет на подростков. Да, у меня есть ученики, у которых есть определенные сложности, например, из-за развода родителей. Но это не означает, что у них есть какие-то проблемы с поведением. Это просто ученики, которым нужно больше общения и внимания со стороны учителя. Есть такое выражение, с которым я более чем согласна: «Дети, которых любят дома, приходят в школу, чтобы учиться, а дети, которых не любят дома, приходят в школу, чтобы их любили». Мы строим отношения с этими детьми, как-то направляем их, пытаемся помочь, разговариваем. И когда я вижу, что эти дети становятся веселее, увереннее в себе, когда они оживают, я действительно чувствую, что не просто так работаю в школе, что в этой работе есть смысл, и это приносит мне много радости.

Digital natives

Мы используем цифровые технологии на уроках со старшими классами, потому что стремимся выходить за рамки учебников и календарного плана. Развитие навыков 21 века, таких как цифровая грамотность, умение выступать, дебатировать, мыслить критично, академическое письмо – это неотъемлемая часть наших уроков. Для меня смартфоны не представляются чем-то проблематичным. Именно на уроках английского очень легко интегрировать технологии с изучением языка. У нас, например, есть свои группы в Телеграме, где мы составляем тесты с помощью ботов, проводим исследования, онлайн анкетирования на Google Forms и Survio. Все подростки интересуются технологиями, их называют Digital Natives, то есть это дети, привыкшие с детства к цифровому обществу. И если учитель может как-то привнести эти технологии в свой урок, я думаю, все от этого выиграют.

Grit -  это упорство, жажда знаний, желание учиться

А вот если смотреть на смартфон как на проблему, то мне кажется, что здесь уже все зависит от взаимоотношений учителя и ученика. Если между ними есть доверительные и уважительные отношения, то думаю ученику и в голову не придет использовать телефон для каких-то других целей, кроме учебных. Я придерживаюсь такой позиции, что учитель всегда может договориться с учеником о тех или иных вещах.

Моя философия на этот счет очень простая. Например, к своим ученикам я обращаюсь на Вы. Думаю, у учителей никогда не будет конфликтов с учениками, если есть взаимное уважение.

Если учитель делает все возможное, чтобы его уроки были интересными, придумывает новые проекты каждый год, использует новые методы, то и ученики не заставят ждать обратной связи. В английском языке есть такое интересное слово «grit», означающее упорство, жажду знаний, желание учиться. Это непередаваемое чувство, когда у вас в классе царит атмосфера, когда все дети учатся, вовлечены в учебный процесс, все работают и их глаза горят.

Я ценю открытость во всем, что касается моих учеников. Допустим, дверь в кабинет я всегда оставляю открытой, родители детей в любое время могут прийти и посмотреть как проходит урок, но все же предпочитаю во всем договариваться с самими учениками, мне кажется, это делает их более ответственными.

Материальная составляющая работы

Если человек является профессионалом своего дела, вкладывает в себя и в свое развитие, то у него никогда не будет проблем с финансами. Я считаю, что это личный выбор каждого человека: иметь мышление бедного или богатого человека.

Если учитель будет инвестировать в свое развитие, то у него будут и сопутствующий престиж, статус и уважение от коллег и учеников. А самое главное, у него всегда будет выбор и независимость.

Возможно, кто-то скажет, что мне легче, потому что я работаю в специализированном лицее для одаренных детей. Но реальность такова, что учителем быть сложно в любой стране: в США, в Англии, в Казахстане и в общеобразовательной школе, и в НИШе. Мне бы хотелось, чтобы больше людей приходило в нашу профессию не из-за отсутствия альтернатив, а по призванию.

Мне очень интересен прорыв Финляндии в образовании, им потребовалось больше 30 лет, чтобы изменить общественное сознание, но все видят их результаты уже сейчас. Быть учителем в Финляндии престижно, потому что стать учителем очень сложно, нужно учиться много лет, быть в топе студентов во время учебы в университете, успешно проходить собеседования и стажировки в школе. Благодаря повышению качества подготовки учителей, им больше доверяют и финны имеют возможность финансировать школы и развитие учителей, уменьшив количество проверяющих органов, и, предоставляя больше независимости учителям. Думаю, нам тоже нужна такая трансформация общественного сознания, в результате которой люди начнут думать не о том, что должно им предоставить государство, а о том, как они могут помочь государству.

Сейчас я читаю книгу «Поток» самого авторитетного психолога в мире Михая Чиксентмихайи. Он пишет о том, что делает людей счастливыми. Он научно доказал, что мы более счастливы не во время досуга, а во время работы, и определил два фактора, которые влияют на ощущение счастья. Первое, это умение находить радость в обычных моментах жизни. Второе – работа должна быть значимой. Если у человека есть работа, в которой он видит смысл, четко осознает свою миссию, он в любом случае будет более счастливым.

Возможно, нам, учителям, нужно начать реформы с себя, больше заниматься самообразованием, проводить семинары для своих коллег, создавать коммуникативные площадки для обмена опытом, быть проактивными.

Легко быть учителем, если ты не любишь свою профессию

Есть такое выражение «Легко быть учителем, если ты не любишь свою профессию», потому что есть готовый календарный план, учебники и программы. То есть, все, что требуется от учителей, это следовать инструкциям.

Но сложно быть учителем, который действительно любит свою работу. Потому что у таких учителей меньше свободного времени. Они стремятся проводить более интересные уроки, готовятся к занятиям каждый день, занимаются отдельно с детьми, которые не успевают, принимают близко к сердцу проблемы детей, возможно, ведут какие-то дополнительные клубы. Конечно, такими учителями быть сложнее, зато интереснее.

Разумеется, быть учителем непросто. Сложно находить баланс между разными аспектами своей жизни, сейчас я читаю очень много книг по тайм-менеджменту, стараюсь применять эти практические советы в своей работе. И помогает поддержка и понимание родных.

У меня есть свой лайфхак по противостоянию бумажной работе. Когда меня просят заполнить какие-то документы и сдать отчеты, я это делаю только тогда, когда мне напоминают об этом в третий раз, потому что если наши завучи напоминают о чем-то несколько раз, то это действительно важно. Обычно большинство требований предъявляют только ради самих требований, и нужно уметь отделять зерна от плевел, чтобы действительно заниматься уроками, а не бумагами.

Учитель – это призвание

Честно говоря, я идеалист, поэтому первое, что меня сильно привлекло в профессии учителя – это смысл, который я обрела. Второе, что меня привлекает – возможность для роста. У нас есть возможность учиться новому каждый день: иногда у своих учеников, у коллег, мы можем ездить на курсы повышения квалификации. Например, центр профессионального обучения «Устаз» в прошлом году проводил курс Теach-IELTS, также они недавно приезжали к нам в город с курсом «Цифровая грамотность». Меня очень привлекает возможность постоянного самосовершенствования в работе. Меняются технологии, меняются наши подходы в обучении, правительство выделяет больше денег на образование и на материальную базу школ и эта поддержка государства действительно заметна: мы развиваемся, не стоим на месте, и это не может не радовать. К нам в лицей поступает больше учеников, которые прекрасно говорят на казахском, английском и русском языках, а значит, современные родители уделяют этому должное внимание.

Есть определенный тип людей, которым интересно работать в школе, с детьми, поэтому, наверное, говорят, что быть учителем – это призвание. Эту профессию выбирают не те, кто мечтает о богатстве или славе. Выбирают те, которым просто интересно и искренне нравится работать с детьми. Сейчас я являюсь тренером на курсах по трехъязычию «Билингвальный учитель», и вижу своих коллег из разных школ и понимаю, почему они остаются в профессии. У нас большая нагрузка, мы пишем много отчетов, но мы все работаем в школе, потому что нам это нравится.  

Автор статьи - Кырмызы Айдарова Фотографии: Из личного архива Аяш Мырзабековой
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также