Кандастар Ассамблея

Трансформация казахских традиций

29.09.2021 486

Традиции – один из важнейших регуляторов общественных отношений. Они определяют ментальность, модели поведения людей, обеспечивают связь с историческими корнями. Немаловажную объединяющую роль играет родной язык. 

Первые две части материала читайте здесь и здесь 

С обретением Казахстаном государственной независимости современные казахи во всем мире испытывают чувство национального возрождения, что сказывается также и на национальных традициях, которые подстроились под современные реалии. Однако есть такие обычаи, которые необходимо оставить в прошлом.

Среди таковых средневековый обычай «қыз алып қашу» – похищение невесты. К сожалению, практика насильственной женитьбы имеет место быть и в современном Казахстане. Помимо того, что данный свадебный обряд сохраняется, он еще некоторыми казахами преподносится как нечто ценное и святое, что противоречит современной международной практике защиты прав женщин. Более того, похищение человека как вид уголовно наказуемого деяния, предусмотрен в уголовном законодательстве большинства стран мира.


Не актуален, с нашей точки зрения, еще один обычай, который не соответствует светским представлениям казахов в современном мире, о котором стоит лишь упоминать в истории. Речь идет про обычай уплаты калыма за невесту в своем истинно древнем проявлении. Этот обычай сейчас сильно трансформировался, во многих регионах он настолько видоизменился, что больше похож на подарки родственникам невесты.

У казахов есть обычаи ко всем случаям жизни: встречи и проводы гостей и родственников, похороны, оказание помощи нуждающимся и др. Особо примечательными традициями считаются: «жылу» - помощь людям, терпящим нужду после несчастного случая; «ерулік» - приглашение новых соседей на угощение; «тоқым қағар» - торжественные проводы уезжающих надолго или далеко и другие традиции.

Традиции являются совокупностью идей и объектов, связывающих людей с их происхождением и с их прошлым. Как уже было отмечено, традиции не могут оставаться неизменными, они претерпевают изменения в силу объективных причин. Некоторые из них исчезают и забываются, но со временем вновь могут вернуться в быт.

Традиции возникают в культуре преимущественно двумя путями. Это зависит от того, кто инициирует эти традиции. Первый способ предполагает возникновение традиции «снизу», в народе, когда это происходит спонтанно и стихийно. Речь идет преимущественно о традициях, связанных с созданием семьи, бытом, празднованием знаменательных событий. В этом процессе, как правило, участвует определенная часть общества. В дальнейшем индивидуальные действия людей переходят в социальное явление. Второй способ предполагает инициирование «сверху», когда традиция определяется посредством выбора и желания властных структур[1].

Когда мы говорим о трансформации традиций, то эти изменения могут быть количественными и качественными. В некоторых случаях традиция может охватывать все население, а порой даже выходить за пределы страны, приобретая глобальные масштабы. Например, к таким глобальным традициям можно отнести празднование «Наурыз мейрамы», когда к празднику приобщаются казахи всего мира.

Качественные изменения традиций касаются их содержательной части. Это происходит, когда одни идеи, ценности и символы сменяются другими. При этом одни традиции могут быть изменены и оставлены, а другие – полностью вычеркнуты. В современном мире среди таких традиций можно выделить, например, государственные праздники, установленные в странах законодательно. Например, 16 декабря это День независимости Казахстана, когда казахи всего мира поздравляют соотечественников. Аналогичные праздники сегодня есть во всех странах СНГ. Эта традиция пришла на смену традиционному в советское время празднику, который отмечался ежегодно 7 ноября.

В основном причины изменения традиций связаны с психологическими принципами. Это своеобразное свойство человеческого разума – иметь жажду изменений, нужду в новизне и оригинальности. Человек постоянно стремится к новаторству и творчеству. Любая традиция со временем подвергается со стороны человека сомнению и пересмотру. Происходят различные открытия в истории, которые на корню меняют осознание человеком тех или иных событий. Кроме того, традиции могут изменяться и из-за того, что они сталкиваются во всем своем разнообразии друг с другом.

 В качестве примера можно назвать традицию отмечать 1 марта «Алғыс айту күні» - День благодарности. Праздник был инициирован в 2016 году: «Было бы справедливым отмечать ежегодно 1 марта - День образования Ассамблеи народа Казахстана как День благодарности всех этносов друг другу и к казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей, как родных. Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу»[2]. В День благодарности принято вспоминать, как в годы политических репрессий и депортации народов в Казахстане приняли представителей разных этносов (праздник не имеет ничего общего с американским Днём благодарения, который открывает сезон новогодних праздников).

Сегодня интерес общества к национальным традициям необходимо поддерживать и поощрять. Конечно, мы уже никогда не будем жить так, как жили наши предки. Это понятно даже с позиции научно-технического прогресса. Тем не менее, в настоящее время интерес ко всему этническому, включая казахскую национальную музыку, танцы и ремесла, возрос. Многие, устав от давления глобализации, ищут возможности соприкоснуться с живой историей. Открывается огромное количество интерактивных музеев, проходят фестивали на открытом воздухе, концерты и ярмарки.

Во всем мире познавать культурные традиции казахского народа стало достойно и увлекательно. Например, появился феномен группового исполнения казахской молодежью разных стран танца «Боз жорға»[3]. Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Так было еще во времена кочевников и остается по сей день. Этот щипковый двухструнный инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Его звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова. Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана.

Сегодня казахская молодежь из разных стран мира также поддержала феномен группового исполнения домбристами казахских музыкальных произведений. Например, в Китае 30 мая 2010 года более десяти тысяч домбристов исполнили казахский кюй «Кеңес», и домбра - казахский струнный инструмент - попала в Книгу рекордов Гиннесса[4].

 

Подготовка к установлению рекорда шла два года. Неординарное событие произошло в заселенном по большей части казахами районе Толы СУАР. Им пришла в голову мысль - занести казахский народный инструмент домбру в Книгу рекордов Гиннесса. Правда, вначале ломали голову, как бы это сделать, но в итоге решили взять не только качеством удивительного звука домбры, но и мощью массового исполнения. Для претворения в жизнь затеи требовалось как минимум десять тысяч человек, владеющих домброй. По всем аулам района Толы СУАР был брошен клич с просьбой поучаствовать в установлении рекорда. Отметим, что в этом районе проживает 93 тысячи человек, из них 73 процента составляют казахи.

Директор районного Дома культуры Гулистан Хамиткызы сказала: «Мы ведь прекрасно понимали, что собрать большое количество людей, да еще и владеющих домброй, очень сложно. Поэтому в течение двух лет шла поэтапная работа по подготовке домбристов». По местным каналам была запущена пятиминутная программа «Обучаемся домбре». Подключились к процессу и простые горожане, скотники, хлеборобы. Для обучения игре на инструменте в школах был отведен специальный урок. В результате были выбраны 160 домбристов из числа школьников, которых казахскому кюю «Кеңес» стали обучать лучшие виртуозы района.

Музыкальное произведение было выбрано не случайно. Г. Хамиткызы отмечает: «Мы долго думали, какое произведение исполнить перед представителями Книги рекордов Гиннесса. Выбор пал на казахский кюй «Кеңес», что переводится как «совет». История кюя очень интересна. Казахи в древности решали общественные проблемы через советы старейшин. В них иногда участвовали и казахские күйші-импровизаторы. Надо полагать, что этот кюй появился именно в те моменты». Выучившись, 160 домбристов в свою очередь должны были подготовить своих учеников. В результате в установлении рекорда участвовало свыше десяти тысяч человек, среди которых были представители двадцати национальностей.

Двухлетняя работа китайских казахов дала свои плоды. У тех, кто раньше не держал в руках домбру, появился интерес к этому инструменту. Мероприятие дало возможность казахам Китая вспомнить свои национальные корни, помогло им познакомиться поближе друг с другом[5]. Передающиеся из поколения в поколение национальные традиции – элемент культурного наследия и фундамент в формировании нравственности. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Следует отметить, что за годы существования казахская нация накопила в данной сфере столь объемный багаж, что охватить все национальные казахские традиции, присущие казахам, невозможно. Базисом для возникновения перечисленных выше национальных особенностей казахов послужили именно национальные традиции - обобщенные нормы и принципы общественных отношений.

Большинство традиций и обычаев казахов во всем мире пережили трансформацию. Есть обычаи, которые остались неизменными, например: «сүйінші», «ерулік», «қонаққаде», «байғазы» и другие. В то же время есть традиции, которые сегодня повторить в точности не получится. Например: «ат міңгізіп шапан жабу» - высокий почет дорогому гостю - акыну, батыру - посетившему аул, в знак признания заслуг он получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой; «бес жақсы» - подарок особо уважаемому гостю, единовременно состоящий из пяти ценных вещей: верблюда - «қара нар», скакуна - «жүйрік ат», дорогого ковра -«қалың кілем», алмазной сабли - «алмас қылыш», собольей шубы - «бұлғын ішік».

Исследование вопроса о влиянии современности на национальные казахские традиции, соблюдаемые казахами разных стран, позволяет сделать следующие выводы:

1) говоря о традициях, подразумеваются как собственно традиции, так и другие «традиционные» составляющие: обычаи, обряды, нормы и правила, привычки поведения, вкусы, взгляды, образы действий, навыки и умения, которые отражают сознание конкретного народа и позволяют идентифицировать людей в зависимости от их этнической принадлежности;

2) понятие традиции указывает на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: раз идея не создана конкретным лицом и не является продуктом индивидуального творческого воображения, значит она получена от других и в силу социальной повторяемости воспринимается как обычай;

3) культурные традиции тесно связаны с социальной реальностью и со временем не могут оставаться неизменными; они меняются постепенно, так как в силу развития науки и техники меняются экономические условия жизни людей, в результате миграционных явлений меняется социальная среда;

4) культурные обычаи казахов разных стран могут сильно отличаться: что для одних казахов норма, для других казахов может оказаться неприемлемым;

5) на разницу в соблюдении казахами национальных традиций также влияет и степень урбанизации;

6) культурные традиции не возникают просто так, они появляются в момент, когда в них есть нужда, они могут видоизменяться параллельно с человеческим сознанием и объективными потребностями людей, исчезать и рождаться заново в новом обличии;

7) у каждой казахской национальной традиции существует свой персональный философский смысл;

8) политические, экономические, технологические условия современной жизни позволяют иногда по-новому интерпретировать исторически сложившиеся казахские национальные традиции;

9) возможно, настала пора, когда необходимо создать и обеспечить работу общедоступного специального сайта (или иного электронного источника), где должна быть размещена исторически грамотная информация с описанием национальных казахских традиций, обычаев, празднеств, чтобы люди могли читать и воспроизводить первоначальные образы казахских традиций.

 Таким образом, казахские национальные культурные традиции - преемственность накопленного опыта предков, необходимого современным казахам для более эффективной жизнедеятельности и позволяющего делать меньше ошибок. Казахские обычаи поддерживают невидимую связь эпох через сохранение и передачу модели общественных отношений и духовных качеств казахов. Однако, казахские национальные традиции меняются под давлением современных технологий жизни, и это объективная реальность.

Источники фото: inform.kz



[1] https://www.kakprosto.ru/kak-881871-kak-menyayutsya-tradicii-so-vremenem#ixzz71VafdnAc

[2] https://informburo.kz/stati/den-blagodarnosti-v-kazahstane-pochemu-ego-nuzhno-sdelat-krasnym-dnyom- kalendarya.html

[3] Монголия бүркітшілерінің биі. - https://youtu.be/sSKY2IKiSZA

[4] www.chinanews.com

[5] https://rus.azattyq.org/a/Toly_dombra_kniga_rekordov_Ginnessa/2062464.html


Светлана Жаркенова, эксперт НАО «Фонд Отандастар»

Похожие материалы