Организаторам проекта ZhasProject удалось повысить доверие молодежи к окружающим. К такому выводу пришли эксперты исследовательской группы PaperLab в рамках проведенного исследования. Проект ZhasProject реализован Министерством образования и науки совместно с Международным банком реконструкции и развития.
Согласно концепции, с 2017 по 2020 годы казахстанская молодежь от 14 до 29 лет училась вовлекаться в социальную жизнь общества через программу обучения навыкам общественно полезной деятельности. Участники проекта открывали небольшие социально-значимые бизнес-проекты. Это способствовало социализации молодежи и созданию комфортных условий проживания.
В PaperLab отмечают, что доверие бенефициаров к окружающим является важным индикатором их социальной адаптации, так как это основа для вовлечения в жизнь сообщества, нетворкинга, кооперации.
«Для измерения уровня доверия в анкете был использован вопрос из международного исследования World Values Survey: «Вы считаете, что большинству людей можно доверять или нужно быть осторожными в отношениях с людьми?»[1]. В этом опросе ценностям доверия уделяется большое внимание, так как «доверие необходимо для формирования ассоциаций, лежащих в основе демократии, и сложных социальных организаций, составляющих фундамент крупных экономических предприятий».
Среди бенефициаров ZhasProject 39% считают, что большинству окружающих можно доверять. Для сравнения: последняя волна World Value Survey показала, что даже среди казахстанской молодежи (16–29 лет) только 25% готовы довериться окружающим» , - пишет группа PaperLab.
Исследователи отмечают, что итоги опроса бенефициаров ZhasProject сопоставимы с результатами опроса в США (37%), Великобритании (40,2%), Испании (41%), Гонконга (36,4%), Беларуси (40,6%). Эксперты предполагают, что опыт получения невозвратного гранта, самостоятельной работы на благо комьюнити, общения с менторами и целевой аудиторией воздействовал на ценности бенефициаров. По их информации, в ходе глубинных интервью участники рассказывали, как сложно им было решиться участвовать в проекте, как их отговаривали близкие и родные, как полученный опыт изменил их.
«Думаю, мы извлекли много полезного с этого проекта и получили хороший опыт. Не могу выделить что-то одно. Мое мировоззрение поменялось в корне, даже та же работа с детьми [с ограниченными возможностями] повлияла на меня. Их старания при их возможностях изменили мое мнение» (жен., 29, г. Павлодар).» , - цитата PaperLab.
Нетворкинг
По словам экспертов PaperLab, расширение сети социальных контактов бенефициаров рассматривалось как их включение в социальную структуру местного сообщества. Чем шире сеть контактов за пределами семейного круга, тем выше уровень социального доверия и вовлечения участника в жизнь комьюнити. В ходе исследования эксперты выделили следующие наблюдения:
1. Устойчивые социальные связи респонденты демонстрируют в основном в отношении своей команды (70%). Крепость социальных связей внутри команд объясняется тем, что они формировались в основном из друзей (51%) и родных (28%).
2. 27% опрошенных часто общаются с другими участниками ZhasProject за пределами собственной проектной команды. Судя по глубинным интервью, связи с другими участниками поддерживают в основном бенефициары, продолжающие свои проекты. Участники рассказывали, как на тренингах и выставках знакомились с другими бенефициарами и создавали групповые чаты. Значительная часть покинула групповые чаты после завершения Проекта, но некоторые участники продолжают общаться друг с другом, обмениваться информацией, дружить. Особенно актуально такое виртуальное общение оказалось для бенефициара из отдаленного села. Бенефициары из сел (31,2%) и поселков (33,7%) чаще горожан (20,9%) отвечали, что часто общаются с другими участниками ZhasProject.
«Благодаря проекту у нас появилось много знакомых, мы обмениваемся опытом друг с другом, делимся планами, идеями, и это нас еще больше мотивирует на успех. [...] Да, конечно, мы всегда на связи. Если только номер мобильного телефона не поменяют, то мы всегда на связи. Только вчера говорил с ребятами из Кентау, там кто-то занимается птицефабрикой, а другой открыл библиотеку [...] Нет, после обучения мы еще не встретились» (муж., 28, Туркестанская область, сельчанин)
«С ментором мы первое время как-то вели контакт, сейчас не ведем. Я общаюсь также с участниками проекта своего года, кто успешно сейчас реализовывает свои проекты» (муж., 21, г. Тараз)
Бенефициары 2020 года, проходившие тренинги онлайн, чаще остальных отвечали, что совсем не общаются с другими участниками ZhasProject (35,7% – «не общаюсь»).
3. С менторами поддерживают отношения 17% респондентов. Каждый четвертый лидер команды продолжает поддерживать связь с ментором и после завершения Проекта (25,6% – «часто»).
«После замужества в Индерском районе я многих не знала. Благодаря ZhasProject могу сказать, что нашла очень много друзей и знакомых. С ментором мы сейчас очень хорошо общаемся, консультируемся, получаем информацию. А также есть знакомые в сфере мойки ковров. С ними общаемся. Есть парни и девушки, занимающиеся куриным хозяйством. Я почти со всеми участниками Индерского района хорошо общаюсь. Многие из них продолжили свою деятельность благодаря ZhasProject» (жен., 30, Атырауская область).
Во время глубинных интервью бенефициары рассказывали, что менторы, работающие с молодежью, приглашали их рассказать о своем опыте ZhasProject.
«У нас есть сообщество, которое мы открывали во время тренингов, семинаров, оно сохранилось. Недавно на днях, так как она является преподавателем в колледже, где мы с Коркем учились, она позвала нас на открытый урок. Не помню, как называется. Мы в конференц-зале за круглым столом это обсуждали. Там присутствовали завучи по воспитательной работе, дети, студенты, и мы были примером. Даже на такой предмет приглашала» (жен., 30, г. Караганда, молодежь категории NEET).
4. Четверть опрошенных (26%) поддерживают связь со своей целевой аудиторией, в основном это бенефициары с устойчивыми проектами (часто общаются – 45%). На глубинных интервью бенефициары рассказывали, что продолжают оказывать помощь некоторым семьям, кому помогали во время ZhasProject.
5. Очевидно, что год участия значительно влияет на устойчивость социальных связей бенефициаров с различными группами. Чем позже год участия, тем чаще участники взаимодействуют между собой. Так, участники 2020 года демонстрируют более тесные связи со всеми участниками (часто общаюсь с командой – 91%, целевой аудиторией – 48%, ментором – 41%). А среди участников 2017 года только каждый второй поддерживает связь с членами своей команды (54%), с другими участниками – 15%» , - пишут исследователи.
Социальные связи
По информации PaperLab, на интервью и фокус-групповых дискуссиях респонденты рассказывали, как связи между участниками и менторами постепенно ослабевают и сходят на нет. Судя по ответам респондентов, эксперты предполагают, что среди участников не сформировалось устойчивой общей корпоративной среды. Это связано с небольшим количеством общих мероприятий, где участники из разных городов и сел могли бы знакомиться или обновлять знакомства.
«Дизайн ZhasProject не предполагал постпроектную поддержку и использование опыта предыдущих раундов. Бенефициары последнего раунда, совсем недавно прошедшие грантовую программу, оказались самыми пассивными в межкомандном взаимодействии из-за онлайн-обучения. На социальные связи влияет роль бенефициара в команде и устойчивость проекта. Наиболее крепкие социальные связи демонстрируют лидеры команд, бенефициары, продолжающие свои проекты. Расширение социальных связей бенефициаров касается не только общения с менторами и другими участниками. В ходе глубинных интервью некоторые бенефициары рассказали, что завели полезные знакомства в молодежных ресурсных центрах, местных акиматах, отделениях Атамекена, - отмечают авторы исследования.
Эксперты делают акцент и на большом влиянии на социальные контакты участников категории NEET и уязвимой молодежи. Именно эти категории бенефициаров, по их мнению, демонстрируют более высокий уровень взаимодействия с остальными участниками проекта:
● уязвимая молодежь: часто общается с командой – 71%, с другими участниками ZhasProject – 28,5%;
● категория NEET: часто общается с командой – 73%, с другими участниками – 30,3%.
О вовлеченности в комьюнити исследователи пишут следующее:
«Абсолютное большинство участников (91%) понимают насущные проблемы своего населенного пункта (города/села). 58% считают, что лично имеют возможность влиять на решение этих проблем. Каждый второй сообщил, что принимает активное участие в решении социальных проблем.
Поселенческий фактор также влияет на восприятие бенефициарами уровня своего участия в решении местных проблем. Жители села оценивают свое участие в решении проблем выше, чем жители города. Возможно, из-за тесных социальных отношений в селе создаются более благоприятные условия для вовлечения бенефициаров в общественную жизнь села.
Среди бенефициаров популярны неинституциональные формы социальной активности, такие как: благотворительность (30%), субботники (30%), спортивные игры (28%), которые малозатратные по времени, ситуативные и минимально организованные и формализованные, с быстрыми результатами и ощутимой пользой.
«...есть фонд «Атадан мирас», где ежемесячно раздают коробку продуктов. Я помогаю им раздавать, делаю доставку. В фонде есть хорошая программа «Самый лучший день», там прогуливают детей, оставшихся без родителей, радуют их. Они устраивают разные мероприятия» (муж., 28, Мангистауская область, 2 группа инвалидности)
«У нас есть отдельная группа в ватсап, состоящая из 30–40 участников. Иногда мы собираем все деньги и оказываем помощь нуждающимся людям. В нашем селе пока нет газа, только-только проводят. И зимой мы покупаем твердое топливо семьям, которые не могут его купить» (муж., 26, Южно-Казахстанская область, сельчанин)»
По данным PaperLab, за четыре года ZhasProject профинансировал 2,7 тысяч социальных молодежных инициатив, успешно реализованных во всех регионах страны на городском и сельском уровне. Выпускниками Проекта стали 8,9 тысячи молодых людей.
«Дизайн ZhasProject разрабатывался с целью создания эффективного инструмента поддержки и обучения уязвимых групп с признанием принципов позитивного развития молодежи. Его ключевая особенность – признание целевой аудитории как полноценного субъекта, способного генерировать и воплощать социально значимые инициативы, продуктивно работать на благо местных сообществ. При этом четко отслеживается образовательная направленность Проекта, который позволяет бенефициарам разрешать личные трудности, развиваться профессионально, получать бизнес-навыки, формировать деловую этику и учиться заботе через реализацию социальных инициатив», - заключили исследователи.
Фото с сайта zhasproject.kz
[1] Согласно опросу World Value Survey Kazakhstan 2018 только 22% казахстанцев были готовы доверять окружающим. Среди молодых опрошенных (от 16 до 29 лет) только 25% считали, что большинство людей заслуживает доверия.