Генетический тест на определение своей родословной стал популярен у казахстанцев

Фото: ©El.kz/Жалгасбек ТОКТАМЫСОВ 04.09.2023 15:15 753

На брифинге Региональной службы коммуникаций выступила Мадина Элиасова, врач-генетик и сотрудник генетической лаборатории. Она поделилась информацией о уникальности ДНК, возможностях тестов для определения родословной и важном влиянии генетических факторов на развитие различных заболеваний, передает ИА El.kz.

Эксперт напомнила, что ежегодно 3 сентября во всем мире отмечается День Открытия Уникальности ДНК. В 1984 году британский ученый Алек Джеффрис сделал важное открытие, доказав, что ДНК каждого человека является неповторимым и уникальным.

“ДНК - это поистине молекула жизни, как ее называют. Это цепочка, состоящая из нуклеотидов, так называемой биологической азбуки, в которой записана вся информация об организме и о том, как передать эту информацию от одного поколения к другому. В 1953 году американские ученые открыли трехмерную структуру молекулы ДНК. То есть, именно каким образом передается вся информация от одного поколения другому. Это дало бурное развитие биотехнологии и генетики, а также медицинской генетики”, - сказала она.

Как подчеркнула врач-генетик, уникальность ДНК сделала её важным инструментом в области криминалистики. На сегодняшний день, это самый точный способ идентификации личности. Данный метод также широко применяется в судебной практике для установления отцовства.

“Вообще сейчас происходит прорыв, благодаря биотехнологии и генетики в подходе, и в понимании как происходит болезнь, и соответственно дает новые пути для развития медицины, а также для развития и понимания о том, что из себя представляет человек. Также изучение уникальности ДНК дало развитие историческим наукам, то есть, можно определить исторические личности. Все мы тоже пользуемся достижениями ДНК, вот например в 2020 году, каждый из нас сдавал ПЦР-тест на ковид. Можно определить также наличие или отсутствие заболевания точным методом”, - сообщила она.

Отвечая на вопросы журналистов, эксперт уточнила, что в настоящее время генетический анализ для определения своей генеалогии и происхождения стал чрезвычайно популярным.

“Генетические тесты дают возможность ответить на вопросы своего происхождения, на определение предков. Такие тесты называются “Путешествие в генеалогию”. Этот тест позволяет узнать общего предка. Материнские линии не дают возможности проследить путь, потому что женщины, как известно, выходя замуж рассеиваются по миру и примерно, эти гаплогруппы одинаково разнесены географически. Именно мужская линия дает понимание откуда мы родом и позволяет проследить своих предков, узнать общих предков с другими народами”, - сказала она.

Кстати, определение своей генеалогии доступно примерно за 50 тысяч тенге. Генетические исследователи также консультируются в случаях, связанных с установлением отцовства, часто используемых в юридических процедурах. Кроме того, тесты на измену также пользуются значительной популярностью и для их проведения требуется предоставить биологические образцы, например, ткань. Генетические анализы также способствуют определению предрасположенности к различным заболеваниям.

“Мы делаем генетические тесты на предрасположенность к таким заболеваниям как рак молочной железы, яичников, Альцгеймера и т.д. Они зависят от многих факторов. Если есть такие заболевания, моногенетические, как например синдром Жильбера, выявление мутации одного гена позволяет поставить диагноз. Например, заболевание рак молочной железы, предстательной железы и Альцгеймер, - это многофакторные заболевания. Выявляя эти гены мы не говорим о том, что человек заболел или заболеет. Мы можем сказать, что есть предрасположенность. Это позволяет учитывать факторы внешней среды, которые могут быть триггером и человек будет уже предупрежден, и более внимателен в повседневной жизни, чтобы предупредить это заболевание”, - добавила эксперт.

Пары, планирующие беременность, также обращаются к генетикам. Генетики проводят исследования для определения факторов и потенциальных рисков, связанных с возможностью рождения ребенка с различными заболеваниями.