Жаңалықтар

Корейцы Казахстана: музыкальное искусство на современном этапе

Корейцы Казахстана: музыкальное искусство на современном этапе
29.05.2014 06:29 4741

История Ассамблеи - история страны, история народа”.
Н.А.Назарбаев

Корейцы Казахстана: музыкальное искусство на современном этапе 

В Казахстане – молодом, суверенном государстве проживает свыше 130 народов. Каждый, храня свои обычаи и традиции, вносит свой достойный вклад в развитие нашей страны. В республике существует своя особенная модель взаимоотношений между всеми ее гражданами, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, укрепления межнационального согласия и взаимного сотрудничества. В этом смысле исследование в широком историко-культурном и социальном аспектах богатейшего и многообразного комплекса музыкального искусства народов, проживающих на территории Казахстана является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в области гуманитарных наук. В этом смысле Казахстан – уникальная страна, представляющая собой удачный симбиоз различных культур. На современном этапе диаспоры являются объектом изучения многочисленных наук – истории, политологии, этнологии, социологии, экономики, культурологии и мн.др. «Ведь без знания основных этапов формирования диаспор, без учета исторического контекста, без учета связей диаспор с историей как исторической родины, так и принявшей их страны - без всего этого анализ современного состояния диаспор будет поверхностным, а прогнозы их дальнейшего развития будут недостаточно обоснованными» [1]. Изучение самобытной музыкальной культуры различных диаспор, развивающихся в условиях различных территориальных ареалов, отражение специфики общности и особенностей жизнедеятельности, преемственности традиций,  приоритетов в духовной сфере, выявление взаимосвязей и взаимовлияний с художественными традициями местной культуры стало возможным благодаря проектируемой программе Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, связанной с жизнью и деятельностью Ассамблеи народа Казахстана.

Проведение 25 апреля 2013 года в городе Астане XX сессии Ассамблеи народа Казахстана, является очевидным доказательством огромных достижений на этом пути. В рамках Дня единства народа Казахстана в своем выступлении Президент высказал следующее: «За эти годы Ассамблея достигла совершеннолетия, стала важнейшим общегражданским институтом нашей нации. Казахстан стал территорией, свободной от этнических конфликтов. Экономические и социально-политические реформы успешно состоялись, благодаря межэтническому спокойствию и гармонии. Мир и покой вошли в каждый дом. Это и есть главный результат нашей с Вами работы, работы Ассамблеи. Сегодня с полным основанием мы можем утверждать, что Ассамблея - это и есть народ Казахстана в целом. Все семнадцать миллионов. Сегодня Ассамблея - это надежный, прочный фундамент стабильности и общественного согласия. В новых условиях Ассамблея должна стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом. Её признали в ООН, в ОБСЕ, в СВМДА[1]. Ассамблея - это всенародное представительство. В Казахстане за годы независимости ни один этнос не утратил свой язык. Мы бережно храним и создаем все возможности для развития культуры даже самых малых этнических групп - ассирийцев, ритутулов, лакцев и многих других. Толерантность - это нравственная норма нашего общества, которую мы будем укреплять и оберегать и воспитывать во всех поколениях» [2]. Ассамблея народа Казахстана возглавляемая  первым Президентом Республики и стратегически грамотная  государственная политика, объединены в единый важнейший структурирующий и организующий стержнь, на котором жиждется политкорректность, толерантность, единство, дружба, взаимное согласие и уважение каждого народа, населяющего нашу землю. «Сейчас наше государство выполняет поистине уникальную функцию: обеспечивает равноправное, полнокровное развитие всех национальностей, а они определяют новое качество казахстанской культуры. Единство национальных культур является базой зарождения нового культурного феномена. Казахстан стал той страной, чей позитивный опыт в межэтнической сфере признан сегодня во всем мире и стал своеобразным эталоном национальной политики XXI века» [3, с.3].

Изучение культуры диаспор предполагает постановку и решение наиболее актуальных и острых вопросов современного искусства Казахстана – национального и инонационального, диалога культуры метрополии и диаспоры, наследия и новаций, взаимодействия художественных культур Запада и Востока. Прежде всего эти процессы способствуют формированию глубоких познаний о генезисе полиэтничности, т.е. многонациональности казахской земли. Исследование вопросов возникновения и развития диаспор, проживающих на территории республики несомненно представляет научный и общественно-политический интерес.

Данная статья является одной из первых попыток рассмотреть процесс формирования и функционирования музыкальной культуры корейской диаспоры проживающей в Казахстане. В рамках данной статьи удалось проследить за творческим процессом, происходящим в этой области и рассмотреть основные параметры деятельности ярких представителей изучаемого народа.    

          Необходимо отметить весомую функцию Ассоциации корейцев Казахстана (АКК), которая координирует работу корейских культурных центров. В ее  деятельности главными приоритетами являются такие важные аспекты как возрождение корейского языка, народных обычаев и традиций, изучение исторических корней, развитие самобытной корейской культуры, искусства, литературы, защита законных прав и интересов корейцев Казахстана, укрепление дружбы между народами, развитие международных культурных и экономических связей.

Одновременно с этим созданы коллективы художественной самодеятельности, проводятся республиканские фестивали культуры и искусства, выставки работ корейских художников и ученых.  По инициативе Ассоциации подготовлены и изданы энциклопедический справочник “Советские корейцы Казахстана”, «Корейцы Казахстана в науке, технике и культуре», исторический очерк “Корейцы Казахстана”[2]. К 60-летию проживания корейцев Казахстана издана книга “Корейцы Казахстана: иллюстрированная история” с текстом на трех языках: русском, корейском и английском, к 70-летию посвящена красочно иллюстрированная, популярная «Корейские обычаи и традиции» //Составитель Цой Ен Гын, Ян Вон.

Корейцы Казахстана очень активны во многих сферах деятельности. Среди них много активистов-общественников, ученых, экономистов, культурных деятелей, а также представителей и других профессий. Широко известен музыкальный театр, прародителем которого с полным основанием можно назвать кружок при клубе “Синханчхон” (Новая корейская слободка).

       Вот так исторически сложилось, что культурным центром корейской диаспоры в Казахстане стал Государственный Республиканский корейский театр музыкальной комедии. Это уникальный творческий организм, где сегодня работает четвертое поколение национальных артистов и театральных работников. В сентябре 2012 года корейскому театру Республики Казахстан исполнилось 80 лет. Театр осуществил около 500 постановок спектаклей и концертных программ. Он сохранил прекрасные традиции, преемственность, огромный творческий потенциал. Корейцы, гордятся тем, что имеют свой национальный театр. Ни в Японии, США, Малайзии, Сингапуре, а также в Китае, где проживает много корейцев, нет государственного корейского театра.

      Значительный вклад в развитие театра и музыкального искусства Казахстана внесли корейские артисты, музыкальные деятели, певцы и исполнители имена которых занесены в различные престижные издания, энциклопедии и монографии. Среди них Народный артист ССР Ким В.Е. (актер, режиссер, сценарист), Ким Г.С. гитарист-классик, композитор, автор многочисленных песен. Он бывший солист популярнейшего в СССР джаз-ансамбля «Звездочка», «Синтез» (с Н.Нурмухамедовой) и корейских ансамблей «Каягым» и «Чен-Чун». Как композитор-классик он вошел в энциклопедию «Классическая гитара в России и в СССР».  Ким Г.С. автор следующих произведений: «Фантазия на темы корейских песен», «Вариации на тему песни  о родине», «Этюды и песни для гитары» и др. Его песни звучат в исполнении народных артистов РК Р.Рымбаевой, Лаки Кесоглу, корейских  - Георгия Сона и Мун Гон Дя в Казахстане и далеко за его пределами.

 

Шин Владимир Ильич руководилеь хора «Родина» – 87017217871

Лим Павел – 2908456

Педангель (Шелковый путь) – хор

Пак Сан Вон – 383068, 87057150002

Хан Яков Николаевич -87017561717 (театр сын Владимир)

Ким Николай Хванович  (ХАКАК) – казахско-корейское научное общество 87019329014

Цой Татьяна Сергеевна (театр) - 87017389578

Ким Зоя (певица)

Ким Герман Николаевич (доктор исторических наук) – 87029878610

Хегай Станислав (мама Людмила) – 87014146341

Ким Владимир Вячеславович

            Корейской эстрады внесли композиторы Пак Ен Дин и Тен Ин Мук. На начальном этапе большую роль в ее развитии играли Ен Сен Нен и Ким Хя Ун. Они составляли программы концертов, куда входили корейские народные и современные песни, танцы, вокально-хореографические композиции, сатира, юмор, конферанс. Ен Сен Непа можно назвать одним из родоначальников современной корейской песни. Его песни “Сей семена веселей” и “Экспресс” завоевали широкую популярность среди слушателей.
      Большую работу по пропаганде корейской музыки провели художественный руководитель ансамбля “Ариран”, заслуженный артист КазССР Ким Владимир А. и главный дирижер театра Э. Богушевский. Созданный в 1968 году при театре эстрадный ансамбль завоевал признание зрителей. Ансамбль успешно гастролировал по городам России, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии и знакомил с самобытным эстрадным искусством корейцев. Заметный вклад в развитие современного корейского танца внесла народная артистка Ким Римма И.[5].

            В композиторской школе Казахстана известны имена
талантливых корейских композиторов – Тен Чу и  Владимир Стригоцкий-Пак. Эти композиторы давно признаны как в нашей стране, так и за ее пределами. Их творения приковывают к себе внимание слушателей – любителей и профессионалов.

Творчество вышеперчисленных мастеров представляет одну из ярких и интересных страниц современной казахстанской музыки. Глубокое чувство патриотизма, высокий профессионализм и владение современной техникой композиторского письма отражает многогранный творческий облик  корейских композиторов и повествует в их различных сочинениях о родной земле, ее природе, наглядно отражает тончайшие краски корейской традиционной музыки в их произведениях, написанных в самые разные периоды деятельности. В них широко расцвечены своеобразные узоры мелодического рисунка, отчетливо проступает отточенность ритмических фигур, раскрывается все богатство, оригинальность и переливчатость интонационного остова.

Композитор, музыковед, педагог Тен Чу, в свое время окончил Московскую консерваторию по композиции у проф. А.Н.Александрова в 1958 году, стал  доцентом в  1977, а в 1978 году под научным руководством академика Б.Г.Ерзаковича защитил диссертацию, став кандидатом искусствоведения. С момента проживания в Алматы он работает в различных направлениях, поражая самодостаточностью, интеллектом, универсальностью, неутомимым нравом, и поистине огромным и заражающим трудолюбием. Им написаны – кантата «Пхеньян», симф. поэма «Страна утренней свежести», «Драматическая сюита», сюита «Праздник урожая», песни «Пламя Октября», «Трактористка» и мн.др. Его произведения, выделяются национальным колоритом, исходящим от корейского народного мелоса, своеобразием гармонического и полифонического письма оркестровой фактуры [6].

Тен Чу опубликовал ряд научных исследований – «Корейские исторические песни» (1973), «Корейские лирические песни группы «Ариран» и «Новые песенные жанры советских корейцев» (1976), написал музыку к ряду постановок Республиканского корейского музыкально-драматического театра. Он всегда активен как музыкальный фольклорист. В Казахстане и республиках Средней Азии записал около 1000 произведений старинного и современного корейского фольклора.

Необходимо отметить тенденцию к активизации творческих поисков в симфоническом жанре, которая прослеживается в его деятельности последние четыре десятилетия. Углубление идейно-образной концепции, использование различных видов современных композиторских техник вызвало появление национальных в своей основе сочинений, отличающихся философским подходом к содержательной стороне и зачастую с психологически сложно воспринимаемым музыкальным языком. Среди несколько колоритных сочинений казахстанских композиторов в этом жанре следует особо выделить самое масштабное, программное произведение корейского композитора Тен Чу – 5-ти частная драматическая сюита для симфонического оркестра под заголовком «11.09.1937 17 час 30 мин СТАЛИН». В нем отражена трагическая судьба корейского народа в период  депортации. Названия частей тонко отражают эмоциональный настрой произведения – «Приказ и волнения», «Отчаяние», «Воспоминание о Родине», «Обида», «Плачь».

Композитор среднего поколения, представитель корейской диаспоры В.Стригоцкий-Пак весьма многогранен. Среди его произведений – сочинения самых разных жанров: музыка к драматическим спектаклям и телефильмам, музыка для эстрады, множество джазовых композиций. В творческом багаже композитора значительное место занимают произведения для голоса, которые сочиняются композитором на протяжении всего творческого пути. Также в активе композитора большое количество инструментальных пьес и камерно-инструментальных ансамблей для различных составов инструментов. Однако, при жанровом многообразии творчества В.А.Стригоцкого-Пак симфоническая музыка, несомненно, является обособленной сферой творческой деятельности композитора, своеобразной лабораторией, в которой  рождается музыка с национальным колоритом.

Тонкое взаимодействие западной и восточной культур, интерпретация современной композиторской техники, создание оригинального стиля, где фундаментальную основу составляют традиционная культура казахского и корейского народов. «Основу творческого метода Стригоцкого-Пак составляет комплекс особенностей восточноазиатской и корейской музыки, который образуют: тембры и приемы звукоизвлечения, пентатонические звукоряды, ритмические формулы, гетерофония как ведущий вид фактуры, особенности структуры корейской музыки и способы обозначения начала и конца фразы, сочинения и т.д. Все это действует одновременно, переплетаясь друг с другом и составляя базу для соединения с западными техниками, отбор которых композитор осуществляет исходя из их сочетаемости с обозначенным комплексом. К осознанию важности национальной природы своего метода композитор пришел с первых шагов освоения западной техники, которая никогда не становилась для него самоцелью» [7, с.62].

Творчество этих ведущих композиторов Казахстана, представляющих музыкальное искусство корейской диаспоры во всей полноте находится в постоянном движении, их наследие непрерывно пополняется новыми замыслами и проектами.

 Таким образом история корейцев Казахстана с ее светлыми и трагическими страницами - достояние диаспоры, всего народа Казахстана. Корейцы Казахстана имеют свою собственную историю, в которой переплелись в органическую целостность история Кореи - их исторической родины, история Дальнего Востока России, куда эмигрировали их предки, история Казахстана - где корейцы не просто нашли пристанище в лихую годину депортации, а обрели настоящую родину. Гостеприимство и теплое отношение народов союзных республик, принявших корейцев в периоды насильственного и вынужденного переселения свидетельствуют о высоких морально-этических отношениях между различными государствами, создавшими  репрессированным корейцам условия для выживания. Все это свидетельствует о глубоких исторических связях Кореи с Казахстаном, показывает как казахи и все народы многонационального Казахстана оказались на высоте исторического положения. Не удивительно, что именно в этот период в Казахстан попали корейский театр, редакция газеты “Сэнбон”, корейский педагогический институт, педагогический техникум и книги на корейском языке, как средоточие интеллектуального потенциала корейцев. Благодарные корейцы с мужеством и достоинством перенеся выпавшие на их долю перипетии судьбы, не жалея своих сил, вносили и вносят свой вклад в развитие страны, укрепляя социальную стабильность и межнациональную консолидацию во имя процветания родины - суверенной Республики Казахстан. В свою очередь, несмотря на все перипетии времени они сумели сохранить и преумножить то наследие, которое передавалось им по наследству из поколения в поколение. Особенно это коснулось музыкального искусства корейской диаспоры, проживающей в Казахстане. В произведениях, как фольклорных, так и современных в полной мере отразился весь трагизм исторической действительности народа, лирика музыкально-поэтических сказаний и народных песен также нашла свое достойное преломление. В плане изучения культурных аспектов данной диаспоры перед учеными-музыковедами раскрываются широкие горизонты, которые, на наш взгляд, будут планомерно освоены в ближайшие годы.

Список использованной литературы:

  1. Джашанло Р.Е. Очерки истории дунган. Алматы: ТОО «Издательство Lem», 2011. – 308 с.
  2. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню единтсва народа Казахстана. 25 апреля 2013 г.
  3. Шериязданова К. Идея мира и согласия. /Казахстанская правда от 03.07.2010.
  4. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 6О-летию проживания корейцев в Казахстане, 10 октября 1997 г.
  5. Интернет. е-mail: info.akk@gmail.com
  6. Еркибаева А.М. «Владимир Стригоцкий-Пак. Портрет композитора». Диссертация на соискание академической степени магистра искусств по специальность 6м041100 – Композиция. 2012 г.
  7. Композиторы и музыковеды Казахстана. /Справочник Союза композиторов Казахстана. Алма-Ата: Өнер, 1983. 129 с.

 

 

                                                                                         Кандидат искусствоведения,

доцент, заведующая отделом

музыковедения

                                                                                         Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

Мусагулова  Г.Ж.



[1] Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии

[2] Созданы документальные фильмы: 6-ти серийный «Моя вторая Родина» и «Корейцы Казахстана».  В г. Усть-Каменогорске в областном краеведческом музее и в г. Уштобе открыты историко-этнографические экспозиции, посвященные корейцам Казахстана.

 

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға