Жаңалықтар

Жук-олень в верованиях, мифах, символизме

Жук-олень играет определённую роль в различных культурах. Он известен с древнейших времён и впервые упоминается в письменных источниках в одном из стихотворений греческого поэта Софокла, который жил в 496—406 годах до н. э., — в одной из игр Сатира указывается на сходство между лирой и головой самца жука-оленя. Аристофан в своей комедии описывает детскую игру с жуками, которая была широко распространена в Древней Греции. Эти стихи напоминают о широко распространённой в сельских районах Европы детской игре прошлых столетий, когда дети ловили жуков, привязывали нитку к одной из их лап и затем позволяли жуку летать на своеобразной «привязи». Как и многим животным необычного вида, жуку-оленю в прошлом порой приписывали магическую силу. Жук-олень также был описан в мифах древнегреческим поэтом, грамматиком и врачом II века до н. э. Никандром: пастух Керамб (Cerambos), спасшийся от потопа на горе Отрис в Фессалии, первым из людей изобрёл пастушескую свирель и стал играть на лире, под которую танцевали нимфы. Пан посоветовал ему отогнать скот в долину, но Керамб отказался, а также оскорбил офрийских нимф. Когда наступила зима, его стада замёрзли, а нимфы превратили его в жука с «рогами». Эта история была пересказана в новой версии Овидием. Антонин Либерал, древнегреческий грамматик, живший приблизительно в I—III веках н. э., был вдохновлён этой же историей и написал резюме к повествованию Никандра. Тем не менее, жук, носящий сегодня латинское название «Cerambyx», не относится к жукам-оленям, а принадлежит к семейству жуков-усачей (Cerambycidae)[44]. Древние римляне и греки носили засушенные головы жуков на шее в качестве амулетов, а также надевали их на детей для защиты от болезней. Этот обычай или его пережитки в той или иной форме сохранились в нескольких странах Центральной Европы. Например, в Германии жук-олень все ещё является аксессуаром к традиционному костюму Баварии. Также в средневековой Баварии пепел из жука-оленя использовали в качестве афродизиака. Голову с «рогами» этого жука носили в австрийском регионе Воралберг в качестве амулета от судорог. Первоначально «рога» жука использовали в качестве мочегонного средства, а позднее сам жук использовался как средство от энуреза. Якоб Гримм, наиболее известный своими сказками, писал о традициях и обычаях в Германии начала XIX века и упоминал про жука-оленя. В его книге можно найти свидетельства широко распространённого убеждения, что этот жук влечёт за собой пожары, перенося на своих «рогах» тлеющие угли на деревянные крыши. Именно с ним связывали большое количество массовых пожаров в те времена. В средневековой Англии жука-оленя также боялись крестьяне, которые считали, что он может принести с собой непогоду и погубить тем самым урожай. Лишь в XIX веке, с широким распространением в Европе увлечения культурой Древнего Египта и связанной с ним популярностью образа священного скарабея, жук-олень окончательно утратил свой символизм и приписываемую магическую силу. Википедия
03.07.2013 12:59 10697

Жук-олень играет определённую роль в различных культурах. Он известен с древнейших времён и впервые упоминается в письменных источниках в одном из стихотворений греческого поэта Софокла, который жил в 496—406 годах до н. э., — в одной из игр Сатира указывается на сходство между лирой и головой самца жука-оленя. Аристофан в своей комедии описывает детскую игру с жуками, которая была широко распространена в Древней Греции. Эти стихи напоминают о широко распространённой в сельских районах Европы детской игре прошлых столетий, когда дети ловили жуков, привязывали нитку к одной из их лап и затем позволяли жуку летать на своеобразной «привязи». Как и многим животным необычного вида, жуку-оленю в прошлом порой приписывали магическую силу.

Жук-олень также был описан в мифах древнегреческим поэтом, грамматиком и врачом II века до н. э. Никандром: пастух Керамб (Cerambos), спасшийся от потопа на горе Отрис в Фессалии, первым из людей изобрёл пастушескую свирель и стал играть на лире, под которую танцевали нимфы. Пан посоветовал ему отогнать скот в долину, но Керамб отказался, а также оскорбил офрийских нимф. Когда наступила зима, его стада замёрзли, а нимфы превратили его в жука с «рогами». Эта история была пересказана в новой версии Овидием. Антонин Либерал, древнегреческий грамматик, живший приблизительно в I—III веках н. э., был вдохновлён этой же историей и написал резюме к повествованию Никандра. Тем не менее, жук, носящий сегодня латинское название «Cerambyx», не относится к жукам-оленям, а принадлежит к семейству жуков-усачей (Cerambycidae)[44].

Древние римляне и греки носили засушенные головы жуков на шее в качестве амулетов, а также надевали их на детей для защиты от болезней. Этот обычай или его пережитки в той или иной форме сохранились в нескольких странах Центральной Европы. Например, в Германии жук-олень все ещё является аксессуаром к традиционному костюму Баварии. Также в средневековой Баварии пепел из жука-оленя использовали в качестве афродизиака. Голову с «рогами» этого жука носили в австрийском регионе Воралберг в качестве амулета от судорог. Первоначально «рога» жука использовали в качестве мочегонного средства, а позднее сам жук использовался как средство от энуреза.

Якоб Гримм, наиболее известный своими сказками, писал о традициях и обычаях в Германии начала XIX века и упоминал про жука-оленя. В его книге можно найти свидетельства широко распространённого убеждения, что этот жук влечёт за собой пожары, перенося на своих «рогах» тлеющие угли на деревянные крыши. Именно с ним связывали большое количество массовых пожаров в те времена. В средневековой Англии жука-оленя также боялись крестьяне, которые считали, что он может принести с собой непогоду и погубить тем самым урожай.

Лишь в XIX веке, с широким распространением в Европе увлечения культурой Древнего Египта и связанной с ним популярностью образа священного скарабея, жук-олень окончательно утратил свой символизм и приписываемую магическую силу.

Википедия

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға