Жаңалықтар

Теоретические основы исследования общественного мнения

Концептуальные основы изучения общественного мнения
27.10.2016 05:19 9137

  Концептуальные основы изучения общественного мнения

Теоретические основы исследования общественного мнения

Общественное мнение можно сравнить с барханом в пустыне. Каждая песчинка – это мнение одного человека. Все вместе они создают бархан – общественное мнение. В центре он имеет максимальную высоту, по краям – пологие спуски, т.е. крайних точек зрения придерживается небольшое количество людей по сравнению с количеством людей с центристскими взглядами. Под воздействием ветра песчинки начинают передвигаться в одном из направлений .

Известно около пяти десятков определений общественного мнения. У. Ф. Дэвисон в своей статье об общественном мнении (1968 г.) для «Международной энциклопедии социальных наук», писал: «Не существует общепринятого определения «общественного мнения». Однако все определения вытекают из двух концепций общественного мнения. Одна из которых, трактует общественное мнение как рациональность, в этой концепции общественное мнение играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решений в условиях демократии. Другая же, смотрит на общественное мнение как на вид социального контроля. В связи, с чем роль общественного мнения состоит в содействии социальной интеграции и в обеспечении достаточного уровня общественного согласия, на которое могут опираться действия и решения.

Сравнение двух концепций вызывает в памяти известное различие, отмеченное Робертом Мертоном в книге «Социальная теория и социальная структура» (1957 г.):

Вот несколько определений.

«Общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью».

«Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях».

«Общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом».

Энциклопедический словарь тоже предлагает определение общественного мнения, как состояние массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей, выражающее позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирующее поведение индивидов, социальных групп, насаждающее определённые нормы общественных отношений.

Для лучшего понимания термина «общественное мнение» выделим его содержание. Прежде всего, общественное мнение есть коллективный вывод, результат психической деятельности группы лиц, критериями отбора при формировании, которого служат общественные интересы и потребности. То есть явления или факты общественной жизни становятся объектами общественного мнения, будучи значимыми, для больших групп и, вследствие этого, требующие согласованного суждения о них. Также следует учесть, что массовые суждения людей обладают различной степенью объективности. Это связано с культурным расслоением общества, вследствие чего мнения одних людей формируются на основе научных знаний, а других – на основе ошибочных представлений (не достаточно критично воспринятых стереотипов, традиций, суеверий, в условиях недостатка информации). Также общественное мнение есть специфическая побудительная сила, регулирующая поведение и деятельность. Следующий аспект содержания, общественное мнение существует в сознании людей и, выраженное публично, становится средством общественного воздействия. И, безусловно, общественное мнение не является простой суммой мнений, оно является сплавом, в котором преодолеваются противоречия, мешающие конструктивной общественной деятельности, связанной с конкретным объектом общественного мнения. Из вышесказанного понятно, что не любое коллективное мнение является общественным мнением, а лишь удовлетворяющее критериям социального интереса, дискуссионности, компетентности, а выразителями его являются социальные группы. Общественное мнение не существует за пределами общественной сферы (экономической, социально–политической, идейно–нравственной), т.е. имеет свои корни в социальной среде, и не является чем-то застывшим, неизменным. Оно может быть достоянием отдельной социальной группы, а может доминировать в обществе в целом.

Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Оно действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Общественное мнение находит выражение в голосовании на выборах органов власти, в средствах массовой коммуникации, опросах населения и др. Наконец, в зависимости от знака высказываний общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Структуру общественного мнения принято описывать с помощью пяти элементов этого мнения:

  • Направленность общественного мнения на определенный предмет, его интенциональность;
  • Интенсивность общественного мнения, степень интереса, который проявляет социальная группа или общество в целом к предмету интереса;
  • Окрашенность общественного мнения отражает содержание отношения к предмету, формируемому общественным мнением;
  • Стабильность общественного мнения показывает насколько постоянно общественное мнение в своих оценках того или иного события, насколько устойчив интерес группы или общества к конкретному вопросу и т. п.;
  • Информационная поддержка суждений общественного мнения, отражающая как внутренний багаж знаний по тому или иному предмету, так и информационные потоки в средствах массовой коммуникации, поддерживающие ту или иную тему.

В структуру общественного мнения включают:

Субъекты, то есть люди, группы людей, которые делятся в свою очередь на:

  • субъекты–создатели – «творцы» мнений, т.е. авторитетные и компетентные лица, эксперты в той или иной области;
  • субъекты – носители мнений, т.е. лидеры;
  • «массовая» публика, то есть 90% всех людей, имеющих мнения.

Объекты, т.е. факты, события и явления социальной действительности, по поводу и в связи с которыми формируется общественное мнение. Они подразделяются на:

  • объекты–факты, т.е. объекты, соотнесенные с тем или иным фактом действительности;
  • объекты–события, т.е. объекты, соотнесенные с набором фактов, составляющих содержательную сторону события;
  • объекты–явления, т.е. объекты, связанные с происходящими в обществе процессами.

Рациональный компонент (познавательный), т.е. знания субъекта об объекте.

Социальная оценка или общественное суждение, то есть ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рациональной и эмоциональной сфер.

Общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Можно выделить две основные функции общественного мнения: формирование мнения в условиях демократии и функцию социального контроля.

Возникновение феномена общественного мнения вызвано ходом развития общества, источником которого служило противоречие между человеком и природой, что вынуждало людей объединяться в одно целое, первоначальные коллективы. Первоначальные коллективы противоречили таинствам природы и обеспечивали каждому человеку свое существование.

Как же складывалось общественное мнение? Поначалу командовала «воля». Именно эмоционально-волевые побуждения стадного коллектива подчиняли себе ростки сознательного. Четко разграничивалась иерархия общества на группы (взрослые мужчины, взрослые женщины, старики и дети), верхнюю точку иерархии занимал глава рода. Он никоим образом, по собственной воле, изменить не мог ничего, общественное мнение следило за всем.

Во времена «золотого века» Римской Республики государственное устройство базировалось на сочетании трех властей: монархической – аристократической (сенат) – демократической (народное собрание). Значит, существовал институт народного собрания, - т.е.общественное мнение. Но наряду с этим, функционировали два вида народных собраний (комиций):  центуриантное (большое) и трибутное (малое). Общее мнение определялось по большинству голосов. Прежде чем отдать голос, рабы оглядывались на своих  состоятельных патронов (хозяев). Рабов направляли в трибутные собрания от места проживания. Были приняты жестокие в истории Рима законы против проповедников антигосударственных мнений, которые будоражили сознание простого люда. Активизировался аппарат преследования и репрессий, появились тайные агенты.

Один из наиболее  известных римских императоров – Нерон собирал народ на свои представления, посылал в народ своих наблюдателей, которые следили за настроением присутствующих на стадионе.

 В Древней Греции софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Часть философов того времени считали демократию наилучшим состоянием общества. К таким относится Демокрит и его последователи. Они полагали, что мнение большинства - важнейший критерий организации всей общественной жизни. Протагор, подразумевая под общественным мнением «мнение большинства», отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В гражданской общине он видел меру и источник правовых норм.

Проблема формирования общественного мнения, так или иначе, поднимается со времен греко-римской античности и до наших дней. Уже в «Государстве» Платона ложь и обман, другие специфические формы целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение граждан допускаются ради общественного блага. Платон пишет о том, что необходимо «переписать» биографии богов с тем, чтобы изъять все места, где боги предстают в невыгодном для них свете. Он пытается обосновать своеобразный метод искусства, рассчитанный на внедрение в массовое сознание образа «положительного героя», в связи с чем предлагает ревизию эпоса и мифологии; говорит о необходимости для своего идеального государства социального мифа, который не может быть ничем иным, как явным вымыслом. Во имя общего блага в истинности этого социального мифа необходимо убедить всех граждан.

«Благо целого» по Платону, немыслимо без идейно-политического единства. Средством его достижения является сознательная и целенаправленная, но скрытая от граждан специфическая деятельность по унификации их политического сознания.

Аристотель утверждал, что «мнение народа — инструмент, с помощью которого можно контролировать дела государства» и в то же самое время расценивал его в качестве права. Аристотель особо подчеркивал данный аспект жизнедеятельности людей в их социальной гармонизации. «Большинство, - писал он, - больше и лучше судит...». Более того, по его заключениям, знание мнения большинства - есть объективный элемент нравственной и государственной самоидентификации любого государства в целом.

Н. Макиавелли в трактате «Государь» подошёл к многозначной политической интерпретации общественного мнения. Это было связано с попыткой впервые в истории дать характеристику политического сознания и политического действия, обращенную к конкретному носителю политической власти — новому государю. Он считал возможным постулировать такие качества политика как, коварство и лицемерие при условии, что они служат благим целям сохранения единства страны и верности подданных. Религию он рассматривал, как средство идеологической обработки. Макиавелли считал пригодным все, что служит достижению политических целей, включая манипулирование.

В свою очередь, Ф. Бэкон обратил внимание на то, что ложные суждения оказывают определенное влияние на общественные умонастроения, чем могут пользоваться власть имущие. Однако распространение предрассудков в общественном мнении он связывал с прирождённым стремлением людей некритически воспринимать общественные идеи, с чувствами и мыслями, искажающими познание. Признавая ключевую роль общественного мнения в массовых коммуникативных процессах, он неоднократно указывал на то, что данный институт в поисках достижения истины может выступать в различных формах как прогресса, так и регресса. Широко известно учение Ф. Бэкона о так называемых «идолах» или «призраках» заблуждений, имеющих место в массовом сознании. Среди них выделены: «идолы площади (idolafori)», - привычки людей опираться на распространенные представления и стереотипы, и некритическое их восприятие, «идолы театра (idolatheatri)» - утверждающие веру в авторитет, в частности, в авторитеты философских систем древности, со всей торжественностью преподносимые людям наподобие театральных представлений и т.д. и т.п. Одной из научных целей Ф. Бэкона являлась разработка форм и методов достижения адекватности в отражении общественным мнением фактов и событий. В связи с этим за критерий истины была взята наука. Преодоление «идолов» в массовом сознании людей рассматривалось как важнейший аспект научной деятельности. «Знание есть сила, сила есть знание», - один из ключевых афоризмов Ф. Бэкона.

На иной источник существования различных мнений впервые указал Т. Гоббс, рассматривая их как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал мнениям социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями, и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.

Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежало французскому Просвещению XVIII в. Один из его видных представителей — Ж-Ж. Руссо, в трактате «Об общественном договоре» деятельность правительства он ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание открывать постановкой двух вопросов: Угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по его мнению, правительство вынуждено будет следовать наказам народного собрания.

Воспитательную роль общественного мнения впервые отметил Дж. Локк в своей работе «О человеческом разумении». Он писал: «Люди, соединяясь в политические сообщества, отказываются в пользу государства распоряжаться всею своею силою, так что не могут пользоваться ею против своих сограждан больше, чем позволяет закон страны, однако они все же сохраняют за собой право быть плохого или хорошего мнения о действиях людей, среди которых живут и с которыми общаются, одобрять или не одобрять эти действия. В силу этого одобрения или неприязни, они и устанавливают между собой то, что они намерены называть доброд

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға