Заседание национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике прошло в Астане
В Астане под председательством заместителя Руководителя Администрации Президента РК прошло заседание Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.
В ходе мероприятия было отмечено, что ранее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил ряд идей, направленных на формирование нового качества нации, воспитание казахстанцев, укрепление функдаментальных ценностей.
«Была представлена конкретная программа действий - «Адал азамат», в реализации которой значимая роль отводится гражданским и общественным институтам. Озвученные инициативы должны войти в основу программ и проектов Национальной комиссии. Наша площадка обладает высоким гражданским потенциалом. Вместе с вами мы являемся объединяющей силой, которая выступает опорой и поддержкой Главы государства. Мы привлечем широкий круг партнеров и мобилизуем общественность для реализации задач, выделенных Президентом. В частности, было заострено внимание на необходимости преодоления проблем семейно-бытового насилия. Предстоит продолжать работу по совершенствованию законов в этой области, расширять профиалктическую работу с семьями. Также сделан акцент на развитии проектов по предотвращинию негативного влияния социальных сетей на молодежь. Отмечена проблема втягивания детей и подростков в нетрадиционные религиозные секты и группировки. На данный момент прямому риску подвержены 2 383 ребенка, родители которых придерживаются деструктивных религиозных взглядов. Предстоит расширять исследования по этой проблематике и сотрудничество с родительскими организациями. Важно внедрять инициативы по включению духовной и нравственной составляющей в традиции семейного воспитания», - отметила Аида Балаева.
На Курултае также выделена необходимость усилить меры превенции буллинга, агрессии и жестокости в подростковой среде. Это являение распостранено как в реальной жизни, так и в социальных сетях. На сегодня на учете ОВД состоит около 4-х тысяч детей (3 924), на внутришкольном учете – более 6-ти тысяч (6278) детей.
Крайне важно развивать проекты по недопущению распространения накротиков. Необходимы действенные меры и активная интеграция с общественными и государтвенными институтами.
Президент подчеркнул, что в решении всех этих вопросов нужно активное участие гражданского сектора, лидеров общественного внимания.
Поэтому Площадка Нацкомиссии должна обеспечить предметный диалог и подготовить конкретную программу действий.
Членами Нацкомиссии уже разработан ряд инициатив и проектов для проработки приоритеов, определенных Национальным Курултаем.
О проекте по созданию Консорциума добровольного объединения казахстанских исследовательских организаций по вопросам семейно-демографической и гендерной политики подробно рассказала член Национальной комиссии, политолог, советник Председателя Сената Парламента РК Искакова Жулдызай Амангельдиновна.
«Одним из важных посылов, которые прозвучали от Главы государства на Ұлттық Құралтай является необходимость усиления качественного аналитического сопровождения государственной политики. Считаю этот тезис абсолютно обоснованным и крайне необходимо что его услышали все государственные органы. Президент отметил, что в стране проводится много социологических исследований. Это правда. На все это выделяются значительные бюджетные средства. Но, во-первых - большинство исследований не публикуются и остаются в столе, во-вторых - нет институциональной памяти, и при смене руководителя теряется связь с уже проведенными исследованиями, и в-третьих - нет системности в проводимой работе. Президент очень четко указал на необходимость проводить работу по исследованиям комплексно и скоординированно. В этой связи, мы как члены Национальной Комиссии также должны подумать о том, как усилить реализацию государственной политики в семейно-демографической и гендерной сферах. И для этого предлагается пересмотреть подход в работе с исследователями. В прошлом году наша Комиссия провела большую научную конференцию. На одной площадке собрались более 300 исследователей и экспертов сферы. Однако ввиду ограниченности мест и времени, многих охватить не удалось. По завершении конференции поступило много откликов от тех, кто не смог попасть, но занимается исследованиями этой сферы. Получается, что мы не полностью владеем информацией о реализуемых исследованиях, которые могут быть по-настоящему полезны в процессе принятия решений.
Также в стране действуют ряд научных и экспертных организаций, работающих в интересующих нас сфере:
- Казахстанский институт общественного развития;
- НИЦ «Молодежь»;
- НИЦ «Алтайтану»;
- Центр исследований гендерной экономики при Нархозе;
- НИИ «Социальных и гендерных исследований» при Женском педагогическом университете и другие организации.
Все они проводят серьезные, лонгитюдные исследования в области ценностей, демографического развития, гендерного анализа.
Одним словом, они владеют реальной информацией, данными, которые необходимы для принятия качественных решений в области семейной, гендерной и демографической политики.
В этой связи, считаю возможным предложить создание Консорциума либо другой формы добровольного объединения исследовательских организаций по вопросам семейно-демографической и гендерной политики. Этот Консорциум может и даже может быть ДОЛЖЕН действовать под эгидой Национальной Комиссии.
Это добровольное равноправное объединение, в котором организации смогут делиться своими исследованиями, экспертизой.
Самое главное – такая форма взаимодействия будет носить сетевой и системный характер, о чем и говорил Глава государства.
Таким образом мы сможем систематизировать накопленные знания.
Я долго думала, как должна выглядеть База данных научных исследований нашей сферы. Понятно, что если не будет закреплена конкретная организация, ответственная за сбор и систематизацию полученных данных, то ничего хорошего из этого не выйдет, База может со временем потеряться и не обновляться.
Поэтому предлагаю, чтобы одна организация была центровой в работе Консорциума если таковой будет создан. Эта организация бы систематизировала всю имеющуюся информацию.
Возможно такой структурой может быть Казахстанский институт общественного развития.
В целом, такая консолидация казахстанских семейных, гендерных и демографических знаний может стать важным шагом к более масштабным проектам, в том числе и региональным – на уровне стран Центральной Азии. Но важно, чтобы для начала мы внутри смогли объединить наши усилия», - отметила эксперт.
Член Национальной комиссии, адвокат, правозащитник Айман Умарова рассказала о реабилитационных программах для женщин и детей, подвергшихся насилию и буллингу.
«Насилие в отношение женщин и детей имеет тенденцию роста во многих странах мира, Казахстан не является исключением.
Практика показывает о необходимости глубокого исследования корни, причин ведущих к росту насилия.
Однако, в настоящее время, возникла необходимость реабилитационных программ для жертв насилия, которые включают в себе: обеспечение безопасности, психологическую, правовую, реабилитацию для возращения в общество нравственного, физического здорового человека.
Кроме того, уголовный процесс требует необходимость внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс норм, касающихся допроса малолетних, несовершеннолетних свидетелей, потерпевших.
Острая необходимость возникла в подготовке судебных психологов, особенно по делам, связанным с сексуальным, семейно-бытовым насилием, а также буллингом», - подчеркнула Айман Умарова.
Спикеры заседания обсудили концептуальные подходы развития детско-юношеского туризма.
«Следует придать импульс деятельности детско-юношеских организаций». Это в полной мере нужно и необходимо отнести к системе развития детско-юношеского туризма. ДЮТ — важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, формирования патриотизма, нравственного оздоровления и культурного развития нации. В целом в этом вопросе накоплен огромный опыт деятельности, воспитания через туризм. Но следует констатировать, что на сегодняшний день отсутствует системный подход и имеет место недооценка этого важного инструмента. Нет целостного восприятия. Оптимизация и экономия бюджетных средств касается именно сфер дополнительного образования.
На сегодня в республике действует 40 станций и центров юных туристовкраеведов, в них занимаются 30 451 школьников. В туристско-краеведческих кружках общеобразовательных школ, дворцов, домов школьников — 29 638 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. В целях воспитания чувства патриотизма и гражданственности учащихся, пропаганды здорового образа жизни, формирования экологической культуры ежегодно стал проводиться Республиканский слет туристско-краеведческих отрядов «Менiң Отаным – Қазақстан».
Однако, на протяжении последних трех лет материальнотехническое оснащение центров остается неизменным. Из 40 станций — 17 расположены в типовых зданиях, 23 — в приспособленных. Требуют капитального ремонта 8 зданий, 2 — в аварийном состоянии, текущий ремонт необходим 6 зданиям. Координационную и методическую работу в этом направлении ведет Министерство просвещения.
Но отмечаю отсутствие системной работы в этом направлении местных исполнительных органов власти. Из 40 Центров — 14 расположены в ЗКО, где в каждом районе имеется свой центр. Неплохо поставлена работа в Туркестанской области, гАстана, Совсем отсутствуют центры в СКО, Костанайской, Кызылординской областях, гг Шымкент и Алматы», - заявила заместитель председателя Национальной комиссии Тарасенко Елена Ивановна.
Эксперт предложила рассмотреть следующие предложения:
-Необходимо расширение сети центров детско-юношеского туризма
-Совершенствование нормативно-правовой базы
-Увеличение охвата детей на местах и вовлечения их в туристскокраеведческую, экологическую деятельность
-Укрепление кадрами — педагогами дополнительного образования,
преемственности их деятельности
-Укрепление материально-технической базы и оснащения
современным туристским оборудованием
-Привести центры детско-юношеского туризма в единую систему
— область-город- районы. Исключить оптимизированный подход в целях
экономии средств.
«Необходимо изучить вопрос о состоянии и наличии Центров и станций детско-юношеского туризма в регионах, направленность их деятельности, эффективность и в соответствии с выводами и предложениями выработать Концептуальные подходы развития СИСТЕМЫ детско-юношеских организаций туристско-краеведческого и экологического направления», - добавила Елена Тарасенко.
О необходимости поддержки предпринимателей, занимающихся популяризацией национальных ценностей слово высказалась заместитель председателя Национальной комиссии Лаззат Рамазанова.
«Возрождение института Национального курултая — это важный исторический, идеологический и общественно-политический шаг для Независимого Казахстана. Отрадно, что новый институт становится знаковой площадкой для актуализации ключевых вопросов и проблем нашего общества. А проблем и вопросов в обществе накопилось немало. Их четко обозначил Глава государства в своем выступлении. Скажу откровенно: если каждое заседание Национального курултая будет таким же концептуально-содержательным, с последующим принятием решений (что важно!), новый институт очень скоро оправдает свою историческую миссию. Скажу больше: озвученные Президентом тезисы можно воспринимать как отдельную социальную программу действий. Не буду ретранслировать уже сказанное, пользы это не прибавит. Выскажу свое видение по некоторым вопросам. Первое и главное — это семья и дети. Крепкие и гармоничные семьи — основа благополучной страны, гарант культурной преемственности и сохранения уникальной самобытности Казахстана. Без сплоченности в семье мы не добьемся сплоченности в обществе. Это базовые вещи. Глава государства справедливо обратил внимание на проблему воспитания детей, заявив, что мы не должны отдавать этот процесс на откуп социальным институтам - школе, секциям, и уж тем более, перекладывать на интернет и социальные сети. Другой вопрос: обладают ли современные родители нужными ресурсами для гармоничного и всестороннего воспитания? Думаю, что сейчас очень важно понять, а что мы, взрослые, можем предложить детям вместо интернета и социальных сетей? Да, это могут быть книги, литература, спорт. Но это не будет работать, пока взрослый не научиться находить общий язык с современным ребенком. Эта задача под силу далеко не каждому родителю. Поэтому считаю, что тандем «семья и государство» должен становиться взаимовыгодным и более комплексным. Роль государства в формировании семейного института не должна ограничиваться выплатой пособий, сколь бы существенным не являлся финансовый аспект. Необходимо идти дальше. Важно разрабатывать и финансировать программы образования и консультирования для взрослых, и помогать им в развитии навыков эффективного родительства. Это могут быть онлайн-программы, курсы, тренинги. Вариантов много. Считаю, что государству вместе с бизнесом важно создавать и активно внедрять стратегии занятости, с учетом семейных потребностей: введение гибких рабочих графиков, декретной занятости, внеочередных отпусков, зон детского досуга на рабочем месте, субсидирование секций и кружков для детей сотрудников со стороны бизнеса, а также другие меры, которые позволят родителям обеспечить баланс профессиональной и семейной жизни. Поверьте, у нас есть частные примеры, и они успешно работают. Еще один тезис, озвученный Главой государства, на который я хочу обратить внимание — это экологическое воспитание подрастающего поколения. Нельзя требовать с ребенка осознанного поведения, при этом НЕ иметь базовых представлений о сортировке бытовых отходов или развития экосистем. Уроки экологического образования в школах и детских садах, безусловно, нужны и важны. Но, кто воспитает взрослых? Работая в экологической организации, я могу смело констатировать: большинство современных студентов не знают элементарных принципов осознанного поведения. Простыми словами, растет еще одно поколение, которым чужды и непонятны проблемы сохранения природы. Сегодня со стороны государства необходимы стимулы и поощрения для экологически ответственных-семей: преференции, льготы, субсидии тем, кто принимает активное участие в экологических инициативах и придерживаются устойчивого образа жизни. Такой подход будет мотивировать к внедрению экологических практик. Скажу очень просто: покажите взрослому, что беречь природу — это выгодно и интересно, а дети последуют примеру родителей.
Другое заявление Президента касается не столько семейных, сколько национальных ценностей и продвижения отечественного бренда, истории и культуры за рубежом. Безусловно, такой подход будет благоприятствовать внешнеполитическим инициативам и усилению позиций бизнеса в мире. Почему-то принято считать, что Казахстан за границей продвигают исключительно известные спортсмены, музыканты, деятели культуры. Как представитель Национальной комиссии я не без гордости хочу отметить роль казахстанских женщин в этом вопросе! За последние годы мы провели огромное количество деловых и неправительственных миссий за рубежом, с целью продвижения инициатив, направленных на укрепление прав и возможностей женщин, а также усиления их делового потенциала. Нашим женщинам удалось не просто перенять лучшие практики, но и презентовать возможности, которые сегодня предоставляет государство для реализации делового и политического потенциала. Мы ярко заявили о Казахстане в рамках Парламентской ассамблеи тюркских государств и сегодня имеем тесные контакты с деловыми женщинами Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана. Отдельно хочется отметить новый проект «Одно село - один продукт», который с текущего года перейдет из пилотного формата в республиканский. Именно благодаря сотрудничеству наших женщин со странами Центральной Азии удалось не просто изучить кооперативные практики ведения бизнеса, но и внедрять их на деле. Наиональная продукция, которую выпускают участницы проекта уже в скором времени будет представлена во многих странах мира. Это ли не эффективное продвижение нашей культуры и наших возможностей?! Повторюсь, все это лишь малая часть вопросов, которые Касым-Жомарт Кемелевич озвучил на заседании Национального курултая. Их много, и они по-настоящему важны и своевременны. Но закончить свое выступление я хочу, вот такой цитатой: «Международная ситуация не внушает оптимизма, поэтому Республика Казахстан должна быть едина как никогда. От качества нашей нации в первую очередь зависит то, какое место мы займем в мироустройстве будущего».
себя добавлю, что у нас просто нет другого выхода. Быть едиными и созидательными — это то, что нам, определенно, под силу!» - подчеркнула Лаззат Рамазанова.
Национальная комиссия в поддержку тезисов Президента и в целях эффективной реализации поручений подготовила резолюцию.
Региональным комисиям предлагается рассматривать раз в квартал ход реализации поручений, данных на втором Курултае с привлечением всех заинтересованных структур.
Министерству информации и общественного развития, а также секторам по информационной работе региональных комиссий поручили взять вопрос по обеспечению широкой информационно-разъяснительной работы по выполнению поручений, данных на Курултае в г.Туркестане.