Всего меньше трети казахстанских школьников получают дополнительное образование - аналитики
В Казахстане дополнительное образование охватывает лишь 29% школьников, что вызывает серьёзные вопросы о доступности необходимых знаний и навыков вне школы, сообщает El.kz со ссылкой на Finprom. Особенно остро эта проблема стоит в Алматы, где охват составляет всего 12%, несмотря на значительное население города.
Дополнительное образование рассматривается в республике как важная составляющая общей системы образования, обеспечивающая личностное и индивидуальное развитие каждого ребёнка. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркивал необходимость предоставления детям возможности бесплатно посещать спортивные секции или творческие кружки.
Вице-министр просвещения РК Едил Оспан отметил, что дополнительное образование играет важную роль в предотвращении правонарушений и других негативных явлений среди детей и подростков. Он подчеркнул необходимость продолжения развития инфраструктуры в этой области.
Основными задачами в Казахстане определены:
- Охват детей бесплатными спортивными секциями и творческими кружками.
- Расширение спектра дополнительных образовательных программ.
- Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования.
- Модернизация инфраструктуры дополнительного образования.
- Совершенствование механизма государственного образовательного заказа на дополнительное образование детей.
На начало 2023 года в стране функционировало всего 1625 организаций дополнительного образования, охватывающих 1,1 млн детей. Несмотря на рост числа таких организаций, охват детей увеличился всего на 0,8 процентных пункта за три года.
В региональном разрезе значительные различия: в Западно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях охват детей внешкольным дополнительным образованием более чем в два раза выше среднереспубликанского. Однако в густонаселённых регионах, таких как Алматы, Астана и Шымкент, показатели значительно ниже.
В Алматы всего 12,3% школьников охвачены дополнительным образованием, и есть проблемы с неравномерным распределением существующих организаций по территории города. Это подчеркивает необходимость создания новых объектов дополнительного образования, чтобы обеспечить доступ к ним для большего числа детей.
По поручению президента в 2024 году планируется открытие 11 новых центров дополнительного образования в различных областях Казахстана. Однако эти меры, вероятно, не будут достаточны для полного решения проблемы.
Поддержать государство могут и частные компании. Например, некоторые казахстанские застройщики уже создали инновационные центры развития и творчества, включающие 3D-моделирование, робототехнику, программирование, студии дизайна и звукозаписи, химические и физико-технические лаборатории, кулинарные занятия, занятия музыкой и вокалом, актёрское и режиссёрское искусство, хореографические студии и многое другое.
До 2025 года в Казахстане планируется открытие 50 детских оздоровительных центров и строительство не менее 100 современных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей.
Читайте также: