Лента новостей

Велосипедной тропинкой к большим вершинам

В Казахстане подрастает целая поросль талантливых спортсменов, к самым ярким из них можно причислить Бахтияра Кожатаева
Велосипедной тропинкой к большим вершинам
Фото: Фото из личного архива Бахтияра Кожатаева 29.09.2017 12:53 4557

Велоспорт сложно причислить к традиционным видам спорта для нашей страны. Тем не менее, в Казахстане всегда были большие имена в этом виде спорта, которые знали во всем мире – это Александр Винокуров, покойный ныне Андрей Кивилев, и ряд других велогонщиков. Кроме того, гордостью казахстанского велоспорта является профессиональная команда Astana Pro Team, которая не скупится на деньги и регулярно приглашает всемирно известных гонщиков в свои ряды – футболку нашей команды в разные времена одевали такие личности, как Альберто Контадор, Винченцо Нибали, Фабио Ару и другие.

Отсюда и хорошие результаты, которые Astana Pro Team исправно показывает в самых престижных гонках. Тем не менее, не иностранцами едиными жива слава казахстанской команды, в Казахстане подрастает целая поросль талантливейших спортсменов, к самым ярким из них смело можно причислить Бахтияра Кожатаева, с которым команда не так давно заключила новый контракт. 25-летний спортсмен в эксклюзивном интервью корреспонденту El.kz поделился своими планами на будущее, а также рассказал о своих впечатлениях от участия в крупнейших Гранд-турах Европы.  

- Бахтияр, в этом году вы приняли участие в Тур де Франс, где выступили очень и очень неплохо. Насколько сложно вам пришлось на столь серьезной и престижной велогонке? 

- Как всем известно, тур де Франс является одной из величайших гонок мирового велоспорта. Безусловно, меня переполняли эмоции, в основном положительного характера. К этой велогонке нужно было подходить со всей серьезностью, и со стороны наше команды велась усиленная длительная подготовка к ней. Тур де Франс стала для меня вторым большим велотуром, и я чувствовал себя прекрасно, потому мне удалось подойти к ней в той форме, в которой я и хотел. В целом, я доволен велогонкой, и тем, как проехал свой первый Тур де Франс. Самым высшим моим достижением на ней было 21 место, 22 место я занял на Елисейских полях, на последнем этапе велогонки. На предпоследнем горном этапе я стал 23-им. Могу сказать, что последний лучший для меня этап был на третьей неделе, где развивались основные события гонки. Спасибо организму, который хорошо адаптировался к новым условиям, и я чувствовал себя прекрасно. 

- Вас причисляют к главным надеждам всего казахстанского велоспорта со времен Александра Винокурова и прочих известных велогонщиков отечественного производства. Об этом говорит и тот факт,  что Astana Pro Team, насколько нам известно, не так давно продлила с вами контракт. Не поступали ли вам предложения от других велокоманд?

- Мне очень лестно, если кто-то действительно так думает обо мне, однако, по моему мнению, сравнивать с Винокуровым меня пока рановато. Наверное, будет правильнее сказать, что, возможно, есть какие-то показатели, которые позволяют в перспективе надеяться, что в будущем я достигну уровня Александра Винокурова и других известных велогонщиков. В данный момент мне попросту нужно много трудиться и работать над собой. По крайней мере, сейчас все мои мысли сосредоточены на этом. По поводу контракта – это правда, со мной продлили договор. Чему я несказанно рад. Что касается предложений от других команд, честно говоря, я ни с кем не вел переговоры, да и конкретных предложений не поступало. Ведь, все понимают, что я выступаю за свою родную команду, которая возлагает на меня определенные надежды. Astana Pro Team вкладывает в меня определенные средства и усилия, помогая мне развиться, как спортсмену. И я понимаю, что было бы глупо вести переговоры с другими командами.  

- Чем для вас является факт членства в такой команде с мировым именем, как Astana Pro Team? Не давит ли на вас большая ответственность, хотя бы по причине того, что за нее выступали такие известные личности, как Альберто Контадор, Винченцо Нибали и другие?

- В принципе, такого нет. Возможно, даже напротив – это стимулирует всегда прогрессировать и добиваться большего, чем ты имеешь сейчас. Тот факт, что за нашу команду выступали такие имена, как Контадор и Нибали, конечно, очень приятен. Astana Pro Team уже 10 лет, и за это время немало мировых звезд надевали форму этой команды. Откровенно говоря, вся ответственность падает на них, а ты просто наблюдаешь со стороны и стараешься перенять все лучшее у более опытных и успешных партнеров. В частности, тому, как можно лучше себя проявить в конкретной велогонке, как эффективнее к ней подготовиться, как правильнее проводить время на тренировках. Когда есть возможность наблюдать за такими звездами, ты тоже невольно начинаешь взрослеть и учиться у них, набираться опыта, так сказать. Так что, с уверенностью могу сказать, что никакого давления я не испытываю. Это моя родная команда, и я чувствую себя в ней очень комфортно. Я не вижу никаких преград для дальнейшего роста, думаю, это – главное для спортивного прогресса.

- В продолжении темы – расскажите, какие полезные качества вам удалось перенять от своих более именитых партнеров по команде?

- Я многому научился у Винченцо Нибали, в том числе и качествам морально-волевого характера. Я помню, как во время моего первого Гранд тура Giro de Italia Винченцо показал себя с наилучшей стороны. Мы проигрывали с отставанием в четыре минуты, и боролись за 4-5 место. Нибали пошел ва-банк и за два дня буквально сотворил историю, выиграв Giro de Italia, да еще и с таким большим запасом. Нас тогда переполняли захлестнувшие с большой силой эмоции – в это было трудно поверить, но он сделал это! Причем, нужно учесть, что Винченцо выступал на своей родной земле и проигрывал по началу на глазах у родных болельщиков, что само по себе уже психологически давило бы на кого угодно. Но он не сдался, боролся до конца, и в итоге доказал всем, кто лучший в той велогонке. Если бы кто-то сказал, что так будет, когда мы отставали, над этим человеком бы наверняка посмеялись многие. Таким образом, я усвоил урок, что никогда нельзя сдаваться, в любой ситуации нужно бороться до конца, и тогда она может измениться. Необходимо сражаться за каждую долю секунды, наверное, это и есть самое основное, что я усвоил. Я также видел, как готовятся к серьезным велогонкам Фабио Ару и Якоб Фульсанг. В частности, Фабио все свое время проводит на сборах, и не отвлекается ни на что. Наверное, этому тоже стоит учиться. Видя, как тренируются лучшие велогонщики, можно наглядно увидеть, что именно беспрестанный труд дает впоследствии хорошие  результаты.  

- Astana Pro Team, как правило, делает ставку на опытных велогонщиков с мировым именем. Понятное дело, что таким образом команда заявляет о своих притязаниях на самые высокие места. Тем не менее, как вы считаете, могут ли в ближайшее будущее именитых иностранцев успешно заменить казахстанские велогонщики? Есть ли еще имена молодых гонщиков с блестящими перспективами?

- Конечно, есть. Даже проходящий сейчас чемпионат мира показывает, что наши юниоры прогрессируют хорошими темпами. Я сейчас наблюдаю за «андеровской» (юниорской, от англ. Under – до, прим. ред) гонкой, и наблюдаю, как наша сборная ведет ее. Уже сейчас видно, что потенциал у нашей молодежи есть, и если работать в правильном направлении, то уже буквально через два-три года будут видны хорошие результаты. У нас очень хорошие детско-юношеские школы, просто надо немного поработать с ребятами. У нас есть люди, которые могут побеждать, мы ничем не хуже иностранных велогонщиков по своему потенциалу. Не нужно думать, что если ты попал в хорошую команду, это является пределом твоих возможностей. Если каждый из нас будет все время работать над собой, тогда будут и победы. Совсем недавно, на испанской Вуэльте Алексей Луценко выиграл этап, что тоже само по себе является большим достижением. Казахстанские ребята подрастают, и если все будет хорошо, то через 2-3 года они смогут заменить лидеров и сами стать капитанами команд. В принципе, тот же Луценко уже вырос, и уже доказывает, что может быть капитаном на классических гонках, которые у него лучше получаются. Хотя, конечно, среди «генеральщиков», которые могут биться неделями на гранд турах, соревноваться пока сложно. Нужно расти, ведь не все получается сразу. 

- Расскажите о своем становлении в качестве велогонщика. Как вы пришли в велоспорт? Когда увлечение велосипедом переросло в нечто более серьезное, в дело вашей жизни?

- Я запомнил на всю жизнь начало своей карьеры. Это все случилось в школе №24, где я учился. Как-то случайно я узнал, что мои школьные друзья ходят на велоспорт. Тогда я даже представления не имел о велоспорте, как таковом. Я просто хотел себе велосипед, чтобы на нем кататься. Я поговорил с ребятами, но они мне сказали, что не могут по какой-то причине отвести меня к тренеру. Но, буквально через неделю мой первый тренер пришел сам к нам на урок физкультуры. Как оказалось, он каждый год набирает ребят в свою секцию примерно в ноябре, чтобы заняться общефизической подготовкой. Там он меня приметил и позвал к себе. Все началось именно тогда и там. Конечно, изначально в моем приходе в велоспорт все было далеко от профессионального, было просто весело заниматься в секции и тренироваться вместе с другими ребятами. Постепенно, мое увлечение становилось более серьезным, и вскоре я попал в сборную области. Самом собой, потом появилось стремление попасть в сборную Казахстана. Затем, как вы знаете, я попал в команду Astana Pro Team. И во много это случилось благодаря моему первому тренеру, который увидел во мне потенциал. 

- Когда вы действительно поверили, что можете войти в ряды лучших и попасть в Astana Pro Team?

- Откровенно говоря, это случилось не так давно – в 2013 году. Именно с этого года я начал выступать за свой регион – Северо-Казахстанскую область. Я не был членом сборной Казахстана, не привлекался к участию в чемпионатах мира или других соревнований. Как раз в этом году открылась континентальная команда Astana-2, именно тогда эта команда подписала со мной контракт. Тогда я понял, что могу выступать за профессиональную команду, в тот момент пришло осознание того, что у меня это получится. Где-то были хорошие результаты, где-то – не очень. Но тогда и пошли первые разговоры о том, что я могу попасть в эту команду. 

- Давайте поговорим о развитии велоспорта в нашей стране в целом. При всем уважении к данному виду спорта, традиционно успешными для нашей страны являются бокс и прочие единоборства, а велоспорте успехов добиваются единицы. На каком уровне, по вашему, сейчас находится данный вид спорта в нашей стране? 

- Если сравнивать наш уровень велоспорта с европейским, то, конечно, мы еще отстаем от таких стран, как Италия, Франция. Но если посмотреть на динамику развития велоспорта в нашей стране за последние 5 лет, можно увидеть значительный прогресс. У нас есть своя команда, есть свои молодежные команды, есть все, включая необходимое оснащение. Мы растем с каждым годом. Соглашусь с вами, что велоспорт пока не является национальным видом спорта. Но все-равно, об Astana Pro Team знают любители велоспорта во всем мире. Это большой бренд, и думаю, что нужно вкладываться в велоспорт, и тогда он будет становиться все более популярным в нашей стране. У нас есть олимпийские чемпион, чемпионы мира, поэтому у отечественного велоспорта есть будущее. У тура Алматы повысилась категория, и, считаю, что с каждым годом мы растем. И нам есть, куда расти. Есть над чем работать, нужно не забывать о детско-юношеских школах, особенно в регионах. Потому что чемпионы вырастают именно оттуда. Чем больше мальчишек будет увлекаться велоспортом, тем больше будет конкуренция среди нас, что несомненно положительно скажется на общем уровне. 

- Конечно, об этом пока рано говорить. Но, продолжая тему детско-юношеского спорта и тренерской карьеры, есть ли в будущем у вас планы тренировать более молодых ребят?

- К слову, у меня есть тренерское образование, я отучился по этой специальности. Но пока что у меня другие мысли о будущем и планы. Я еще не реализовал себя на 100%, не развился, как профессиональный гонщик. И именно на этом поприще мне видятся мои первостепенные цели и задачи. Поэтому, пока я не думал об этом. В дальнейшем – быть может. Для меня тренер равносилен второму отцу, и я хотел бы быть для кого-то в этом статусе. Но это в будущем. Сейчас я сконцентрирован на своей карьере велогонщика. 

- Думаю, для наших юных велогонщиков вы уже являетесь примером для подражания. Поэтому, поделитесь советом, что нужно юноше, твердо решившему посвятить себя велоспорту и мечтающему добиться успехов на этом поприще?

- Мне приятно, что я являюсь для кого-то примером. Постараюсь не подвести никого и показывать еще лучший пример. Сейчас я лишь хочу пожелать юным велогонщикам веры в себя, и сказать, что все возможно. Если ты поставил себе конкретную цель, нужно просто много трудиться и шаг за шагом к ней идти. Каждый день. Бывает, случаются неудачи, но это не должно останавливать. Если упорно идти к своей цели, когда-то наверняка ты добьешься своего. В нашем спорте самое главное – это трудолюбие. Для успеха нужно много трудиться и мечтать. У нас есть своя команда мирового уровня, есть континентальные команды, есть центр олимпийской подготовки, где тренируют юниоров. То есть, есть большая база для роста в этом направлении, остальное зависит от самого человека. Скажу, что сейчас намного легче попасть в команду, чем это было в 2000-х годах. Александр Винокуров, Андрей Кивилев пробивались через европейские турниры, что намного тяжелее. 

- Немного отдаляясь от темы профессионального велоспорта, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу популяризации велосипеда, как транспорта в нашей стране. Все больше людей в нашей стране пересаживается на велосипеды, с чем это связано и к чему может привести, по вашему мнению?

- Это здорово, что у людей появляется такое хобби. Веди они больше дышат свежим воздухом, закаляют свое здоровье. Во многих городах, в особенности в Алматы велосипед стал бы отличным транспортом, потому что дороги все больше загружены. Кроме того, из-за большого количества автомобилей, в городе большая загазованность и нечем дышать, это положительно повлияло бы и на экологическую сторону города. Я вижу, что в Астане и в Алматы делают велодорожки. Это очень хорошая практика, которая активно применяется в Европе. Там люди в выходные просто тратят свое время и посвящают его езде на велосипеде. Совсем необязательно быть профессиональным велогонщиком, можно просто ездить на велосипеде для себя. В Казахстане проводится множество различных велопробегов для жителей наших городов, и это замечательно. Я очень рад, что сейчас в стране происходит популяризация нашего вида спорта, я вижу в этом только плюсы. Это хорошо как для всего вида спорта в целом, так и для самих людей, которые при помощи велосипеда приобщаются к здоровому образу жизни. Стоит попробовать один раз, и от велосипеда уже трудно отказаться. Прекрасно, что все больше именно взрослых людей стараются вести здоровый образ жизни – их дети, видя это, будут брать с них пример и приобщаться к спорту. 

- Если, все же, ребенок хочет заниматься велоспортом профессионально, насколько важна в таком возрасте модель велосипеда? Можно ли утверждать, что если чьи-то родители могут позволить себе приобрести более дорогой и качественный велосипед, то у этого ребенка будет больше шансов добиться успехов в будущем? Или все зависит больше от ребенка?

- Конечно, модели велосипедов различаются между собой, в подростковом возрасте хочется иметь все самое «крутое». Время не стоит на месте, и одно новшество всегда сменяет другое, это – технический прогресс. Но, все-таки, успех зависит во многом от другого – каким бы ни был твой велосипед, ты должен следить за ним, ухаживать, содержать в хорошем состоянии. Нельзя утверждать, что от модели велосипеда зависят будущие успехи молодого спортсмена, в первую очередь, дело в нем самом. Многие талантливые ребята из Казахстана, всерьез увлекающиеся велоспортом, из простых семей. И их возможности не превышают возможностей других в материальном плане. Сейчас в велоспорте занимающимся детям дают все необходимое оборудование, так что шансы у всех равны. Первостепенную важность играет желание и трудолюбие ребенка, то как он поставит себе цель и достигает ее. Без этого юному спортсмену не поможет самый «суперсовременный» велосипед. И еще очень важно, чтобы был хороший тренер, который будет вести детей в правильном направлении. К примеру, у нас раньше не было заднего переключателя, не было и переднего – был простой велосипед и большое желание показать хороший результат. Ты двигаешься шаг за шагом, и понимаешь – чем ты лучше едешь и показываешь характер, тем выше становятся твои достижения. До сих пор действует принцип – чем я лучше работаю, тем  больше получаю. 

- Отдаляясь от темы велосипедов, не могу не задать вам вопрос о другом виде спорта. В сентябре в Лас-Вегасе прошел «бой десятилетия», как его называют многие, с участием нашего боксера Геннадия Головкина. Как считаете, закономерен ли итоговый ничейный результат? 

- К сожалению, я не смог посмотреть весь бой в прямой трансляции, хотя очень этого хотел. Я слышал, что многие эксперты на стороне Головкина, говорят, что он победил. Мое мнение – в ринге сошлись два настоящих чемпиона. Но ничьей быть не должно, должен быть победитель и проигравший. Весь смысл спорта заключается в этом. Чемпион всегда должен быть один. Конечно, я болел за GGG, но профессиональный бокс – это большой бизнес. И ни для кого это не секрет. Здесь крутятся большие деньги, а потому ничего удивлять не должно. 

- Благодарю за беседу!

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!