Лента новостей

Велосипедная жизнь в Казахстане

Про активистов и сторонников велосипедного транспорта
Велосипедная жизнь в Казахстане

Самая основная и горестная мысль владельцев автомобилей – это стоимость нефти. Велосипедисты лишены этой головной боли. Многие жители Европы и дальнего зарубежья давно поняли пользу велосипеда, ведь ему не страшны пробки или подорожание бензина. Казахстанцы же пока не решаются полностью отказаться от использования основными видами транспорта, но в стране все же есть пионеры, которые ездят исключительно на велосипедах и призывают остальных последовать их примеру. 

Европа рулит

Автомобилисты, пешеходы – два главных персонажа дорожного движения. За последние 30 лет за право владения опасной территорией борются и велосипедисты. Сегодня в странах дальнего и ближнего зарубежья велосипед – это верный друг, практически член семьи: так тесно транспорт на двух колесах внедрился в образ жизни людей, что их владельцы не расстаются с ними круглый год. К примеру, самой дружелюбной для велосипедиста страной считается Нидерланды. Здесь от мала до велика считают, что крутить педали — это удобно, экологично, экономично и, конечно же, полезно для здоровья.

Более того, в Голландии всеобщая велосипедизация всячески приветствуется даже на государственном уровне. Подобное предпочтение объясняется тем, что узкие улицы голландских городов не приспособлены к современному потоку автомобилей. Поэтому голландцы вынуждены выбирать: или проводить по много часов в пробках, или же пересесть на велосипеды. 
В нашей стране велосипед не так популярен, и его переход в ряды повседневного средства передвижения пока еще находится в зачаточной стадии. Однако есть пионеры, которые передвигаются по городу исключительно на велосипеде, призывая остальных последовать их примеру. 

Мода или образ жизни?

Таковыми являются активисты и известные блогеры Александр Габченко и Виталий Дядчев. Каждый из них – основатель открытых блог-платформ для велолюбителей и не только. К примеру, на страницах блога Александра Габченко (далее А.Г.) можно «узнать о бэккантри в Алматы и Казахстане, попробовать свой первый сплитбординг или скитур с гидом» (цитата из блога А.Г.).

Менее экстремальные темы обсуждаются в интернет-сообществе Виталия Дядчева. В 2007 году по инициативе велолюбителей Алматы была создана инициативная группа "Вело-Алматы", членом которой является Виталий. В своих блогах и интервью средствам массовой информации активист не раз обращался к властям с просьбой оказать свое внимание группе людей, передвигающиеся на велосипедах. О тревогах Виталия Дядчева услышали даже столичные чиновники и пригласили в Парламент обсудить путем конструктивного диалога насущные проблемы. В результате модой на спорт заразились и сами политики.

Яркий пример для многих граждан и своих коллег, в том числе, показал аким Шымкента Габидулла Абдрахимов, отказавшись от авто в пользу велосипеда. Кроме градоначальника солнечного города, крутить педали вместо баранки попробовали и аким Алматы Бауыржан Байбек, затем и глава Правительства Карим Масимов. Эстафету поддержали и представители отечественной фемиды.

Так, в 2015 году сразу 40 судей областного и районных судов проехались на велосипедах. Кстати, говоря о велопробегах, то Казахстан в этом смысле не уступает другим не «велосипедным» странам, и в очередной раз доказывает, что на ее просторах живут заядлые любители спорта. Свыше 2000 велолюбителей страны приняли участие в самом массовом велопробеге, который прошел в октябре прошлого года (2016 г.) в рамках празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан.

В акции участвовали жители 3 городов: более 1000 человек в Алматы, не менее 700 человек в Уральске и около 100 велосипедистов в Шымкенте. Такое спортивное мероприятие объединило людей самых разных возрастов.

Нынешний год не стал исключением свершений в мире любительского спорта. Пять городов приняли участие в международной акции «Зимой на работу на велосипеде». По правилам акции любой желающий из Шымкента, Алматы, Талдыкоргана, Караганды и Кызылорды должны выехать из дома на работу на велосипеде. Участие велолюбителей было заявлением всем казахстанцам, что даже в самое холодное время года можно передвигаться на двухколесном транспорте. 

Новая «народная» система велопроката

Для популяризации велосипеда правительство страны вслед за европейскими столицами запустило проект городского велопроката, многим известный как «Bike Sharing». В 2014 году первопроходцами на велосипедах с ярким тюнингом стали астанчане. Тогда для казахстанцев такая система показалась сомнительной. Да и сейчас, бытует мнение, что пользоваться городским велопрокатом дорого и сложно. На самом деле его работа полностью автоматизирована, и услуга обходится в совсем небольшие деньги. «Астана байк» - это сеть велосипедного проката, которая нацелена на использование велосипедов в первую очередь как на альтернативный вариант передвижения.

Сегодня в Астане действуют 150 велостанций, в каждом из которых доступны до 25 велосипедов (в зависимости от развитости инфраструктуры). География проката существенно расширилась. Если раньше горожане жаловались на то, что на левобережье Астаны станций больше, чем в старых уголках города, то на сегодняшний день станции теперь располагаются не только на бульварах и благоустроенных парках, но и во многих частях правого берега. Также идет активное развитие сети в сторону юго-запада. Частично точки «Астана-байка» начали появляться и в спальных районах. Таким образом, проект, сыграв первую скрипку в столице Казахстана, в последующем охватил Шымкент и Алматы. 

Где кататься?

Согласно исследованиям общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» в Алматы, к примеру, «38% горожан имеют велосипед, 5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед» (данные группы «Вело-Алматы»). Среди опрошенных 31% жителей ездит на велосипедах каждый день, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю – 17%, один раз в неделю – 11%, несколько раз в месяц – 17% и один раз в месяц – 10%.

Основная масса катающихся ездит в теплое время года с весны по осень. Наверняка, в летний сезон эти показатели в разы увеличатся, поскольку у народа теперь есть замечательная возможность кататься на велосипедах в рамках упомянутого выше проекта.

Что касается велодорожек, то по данным активистов по всей стране действующие велосипедные дорожки есть только в Алматы, да и их совсем немного, - сетуют члены группы в своих интервью журналистам. Выяснилось, что в мегаполисе из трех велодорожек две из них – по Талгарской трассе и на окраине города (по улице Момышулы). Самая удобная – по центральной части улицы Абая – но она всего два с половиной километра, и фактически по ней никуда не доедешь. В 2015 году в Алматы довольно неожиданно появилось более двух десятков километров велодорожек. Но, как утверждают активисты, новые велосипедные дороги требуют множественных доработок. 

Инфографика: «Vласть»

Конечно, у адептов велодвижения есть и другие вопросы, касающиеся главным образом изменений в ПДД, перегруженности улиц автомобильным транспортом, неудобства хранения велосипеда в многоквартирных домах, но стрела уже выпущена. И возможно, что совсем скоро в Казахстане, как и в стране тюльпанов – Голландии, отношение большей части населения к велосипеду как к «несерьёзному» виду транспорта изменится. 

А пока редакция «Ел.кз» публикует основные моменты из ПДД для тех, кто решил пересесть на велосипед.

• Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам. Его владелец должен соблюдать ПДД;
• Другие участники движения должны уважительно относиться к велосипедисту, не нарушать его прав; 
• Велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд - как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;
• Велосипедист не может двигаться по полосе, выделенной для общественного транспорта. На таких улицах он должен ехать в крайнем правом ряду для автомобилей;
• Движение по тротуару запрещено – даже детям до четырнадцати лет;
• Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
• При необходимости повернуть налево следует спешиться и перейти дорогу (в положенном месте) как пешеход;
• На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог автомобиль слева должен уступить дорогу велосипедисту. Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо;
• Во всех случаях автомобиль обязан пропустить велосипед;
• На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам светофоров (не пешеходных);
• На "зебрах" без светофоров велосипедисты, как и водители прочих транспортных средств, должны уступать дорогу пешеходам. Запрещается пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, разворачиваться на нём. В этом случае нужно спешиться и перейти дорогу как пешеход;
• Велосипедист должен обгонять или объезжать другие транспортные средства только слева;
• Для обозначения маневра предусмотрены сигналы: 
- Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука.
- Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука.
- Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно, до маневра.
• Велосипедист должен соблюдать дистанцию и скоростной режим. Тормозной путь велосипеда всегда длиннее, чем у автомобиля, особенно на мокрой дороге; 
• У велосипедиста должен быть фонарь и светоотражатели, шлем.
• Пешеход должен пропускать велосипед, движущийся в потоке с остальным транспортом;
• Водитель автотранспорта при остановке, маневрах, поворотах направо, а также выходящие на обочинах пассажиры должны убедиться, что не помешают движению велосипедиста;
• Велосипедисту запрещено:
- Ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения
- Бросать мусор;
- Разговаривать по мобильному телефону во время движения;
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Двигаться по автомагистралям;
- Перевозить пассажиров и габаритный груз (выступающий> 0,5 м).

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!