В 2025 году в Казахстане вступят в силу правила проверки безопасности автодорог
С 2025 года в Казахстане вводится свод правил по безопасности автодорог, разработанный КаздорНИИ и утвержденный Комитетом автодорог. Этот документ впервые закрепляет процедуры оценки безопасности дорог на этапах проектирования и реконструкции, передает ИА El.kz.
В новом своде определены понятия «детальный анализ ДТП» и «инспекция безопасности дорог», что создает основу для системного улучшения дорожной ситуации. На первом этапе правила будут носить рекомендательный характер, но в перспективе станут обязательными.
«В казахстанском законодательстве отсутствуют понятия аудита и инспекции безопасности автодорог. Нет структуры, которая скоординированно отвечала бы за это. Новый документ регламентирует проведение анализа аварийности и безопасности аттестованными специалистами», — пояснил директор департамента стандартизации КаздорНИИ Андрей Чжен.
По словам эксперта, аудит безопасности дорог в развитых странах проводится на стадии проектирования, что позволяет предотвратить ошибки и снизить травматизм. Инспекции на уже построенных участках помогают устранить опасные условия. Казахстанские специалисты планируют изучить международный опыт таких стран, как США, Швеция и Япония, чтобы создать концепцию безопасности дорог, распределяющую ответственность между госорганами и профильными структурами. В 2024 году КаздорНИИ уже изучил методики чешского центра CDV.
Проблема крайне актуальна для Казахстана: за 2024 год зафиксировано свыше 2700 ДТП, более 2000 погибших и более 30 тысяч раненых. Международные организации выражают обеспокоенность ситуацией, а Европейский банк реконструкции и развития, участвующий в создании транспортного коридора ТРАСЕКА, привлёк экспертов iRAP для разработки плана улучшений.
Принятые меры вызвали интерес у проектировщиков и балансодержателей дорог. В 2025 году планируется проведение первых аудитов и мониторинга аварийности.
«Коллеги уже начали подавать запросы на проведение независимых инспекций и анализа ДТП. Это говорит о том, что участники отрасли понимают важность проблемы», — отметил Андрей Чжен.
С 1991 по 2021 год в Казахстане зарегистрировано около 460 тыс. ДТП, 88 тыс. погибших и более 550 тыс. травмированных. За первое полугодие 2024 года число ДТП увеличилось на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года: 10,2 тыс. аварий, 981 погибший (включая 126 детей) и 12,8 тыс. раненых.