Учителей нужно отправлять на курорты страны за счет профсоюзов - мажилисмен Олжас Куспеков
Новый парламент озадачен проблемой повышения уровня образования. В эксклюзивном интервью ИА El.kz депутат Мажилиса Парламента РК от фракции партии Respublica Олжас Куспеков поведал, что вузы выпускают на рынок невостребованных специалистов, а в школе большинство педагогов не знает своей предмет. Другая проблема - это повышение статуса учителя. Мажилисмен считает, что педагогов нужно направлять на курорты страны за счет профсоюзов, а саму профессию сделать престижной.
Расскажите, какой опыт связывает вас со сферой образования?
Я в сфере образования с 2008 года. Начал трудовой путь обычным преподавателем в колледже, работал на различных должностях в организациях, связанных с этой сферой. Долгое время управлял казахстанской компанией, которая первой в Центральной Азии автоматизировала процесс сдачи экзаменов, а также возглавлял «Ассоциацию по развитию и исследованию образования». Во время предвыборной гонки, еще будучи кандидатом в депутаты, я не раз поднимал проблемы именно сферы образования, потому что считаю ее родной и хорошо знаком со всеми ее изъянами.
Какие проблемы вы видите сейчас в сфере образования?
На сегодняшний день в сфере образования существуют много проблем, перечислять которые можно очень долго. Хотелось бы остановиться на системных. Во-первых, это качество образования.
Сейчас образование превратилось в длинный конвейер, который штампует выпускников по одному шаблону. Ученики не получают качественных знаний, что подтверждается различными международными исследованиями. Каждый год школы выпускают все больше новых выпускников без должного уровня знаний.
Согласно данным МОН РК, в 2021 году только 36,74% сдавших компьютерное ЕНТ выпускников школ одолели пороговый уровень.
Часть из этих школьников пополняют ряды NEET - прослойки молодых людей, которые в силу различных факторов не работают и не учатся. Некоторые из неуспевающих школьников поступают в вузы и продолжают недополучать знания уже в стенах университетов.
Вузы у нас в основном направлены на зарабатывание денег, нежели на предоставление качественных знаний. Традицией стал ежегодный отзыв лицензий у университетов. Почему я говорю, что наши дети получают некачественные знания? Потому что обучают их преподаватели, три четверти которых не знают свой предмет. Вследствие этого, в экономику массово попадают недоученные, неграмотные специалисты. Это лишь некоторые из системных проблем, которые тесно связаны между собой.
Какими вы видите их решение?
Я уже говорил о том, что бывшие руководители МОН так и не смогли понять приоритетов. Главное в решении всех проблем в образовании - дать школе достойных, хорошо мотивированных, высокопрофессиональных учителей с высокой зарплатой и прекрасными знаниями. Необходимо интенсивно вкладываться в их развитие.
Какая ситуация складывается сейчас? Давайте, взглянем на шокирующие цифры по квалификационному экзамену для педагогов за 2022 год. Тест смогли сдать 35,43% учителей школ, 17,85% воспитателей дошкольного образования, 16,27% педагогов дополнительного образования, 11,36% педагогов ТиПО, 23,25% выпускников-бакалавров по направлению «педагог», 23,84% выпускников-магистрантов по тому же направлению, 34,30% директоров школ, 27% директоров дошкольного образования. Что же получается? Наших детей обучают необразованные преподаватели, которыми управляет неграмотное руководство. Такой вот нонсенс.
Поэтому я подчеркиваю, что вкладываться нужно именно в отечественных педагогов: обучать современным курсам, организовать поездки за рубеж, расширять кругозор, предоставлять возможности обмена опытом, создавать условия для всестороннего развития. Кроме этого, учителя не должны выгорать, им нужно помогать сбрасывать постоянно накапливающийся стресс. К примеру, предоставлять отпуск с направлением в курортные зоны страны за счет отчислений в профсоюз. Повторяюсь, ключевым звеном должен являться учитель.
Вы говорили, что хотите поднять статус учителя в стране и рассказывали об опыте Японии и Кореи. Какой опыт этих стран вы хотели бы видеть в Казахстане?
Опыт Сингапура и Южной Кореи считается классическим, потому что эти страны добились быстрых и впечатляющих экономических результатов именно за счёт развития человеческого капитала.
Что хорошо было бы перенять Казахстану, так это - повышение стандартов для учителей. Сейчас в учителя в основном идут те, которые не смогли поступить на другие профессии. При выборе специальности педагогику выбирают в последнюю очередь по остаточному принципу, в качестве резервного варианта. На мой же взгляд, чтобы среди учителей были настоящие профессионалы, планка входа должна быть высокой, а сама профессия престижной.
Для этого так же, как в Японии или Корее, в нашей стране труд педагога должен быть высокооплачиваемым, а социальные условия достойными. Можно предоставлять этой группе граждан жилье, внедрить программы льготного кредитования и другое.
Учитель в нашем обществе должен стать олицетворением честности, беспристрастности, порядочности. Все это уже работает в Японии и Кореи, их опыт в этом смысле – кладезь примеров для подражания.
Вы говорили о низких показателях уровня образования казахстанских школьников согласно международным рейтингам. Причем, явно различаются уровни подготовки учеников «элитных» школ и общеобразовательных. Как можно с этим бороться, почему это важно?
Расскажу о самых свежих результатах международного исследования PISA-2018, так как пока результаты PISA-2022 еще не вышли. Согласно данному анализу, Казахстан занял 69 место из 77. Такие удручающие результаты заставляют задаться вопросом - актуальны ли знания в казахстанских школах международным стандартам, а также тому, что измеряют в PISA?
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA оценивает функциональную грамотность школьников, то есть умение применять знания на практике. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Так вот данное исследование показало, что наши ученики не способны применять полученные знания на практике. Возможно, наши ребята и знают предмет, но совершенно не понимают, как он связан с реальной жизнью. Поэтому, на мой взгляд, важно учесть это при составлении образовательных программ, сделать упор на развитие функциональной грамотности.
Другая проблема - это различие уровней подготовки учеников, как вы сказали, в «элитных» и общеобразовательных школах. То же исследование PISA-2018 показало, что существенными факторами, влияющими на качество обучения, являются уровень материально-технической базы, наличие высококвалифицированных педагогов, наличие хороших финансовых и материальных ресурсов, коммуникаций и технологий.
Наши «элитные» школы хорошо оснащены, там работают лучшие учителя, обучение проходит в рамках одной смены. В то же время в обычной городской общеобразовательной школе, рассчитанной на 1200 детей, обучаются более 2500 детей в рамках двух, а иногда и трех смен.
Никакого иного решения, кроме строительства новых, хорошо оборудованных школ, нет. Затем местные акиматы должны создавать все условия для того, чтобы каждый ребенок мог получить хорошее обучение. Это включает оснащение кабинетов и классов современным оборудованием, повышение безопасности в школах, улучшение инфраструктуры и прочее.
Каким вы видите образование в Казахстане в будущем? В какую сторону оно должно меняться?
Я считаю, что вся наша политика должна меняться в сторону развития человеческого капитала, образование в этом смысле – один их ключевых его факторов.
По подсчетам Всемирного банка, 70% национального богатства в развитых странах составляет человеческий капитал, а остальные 30% - природные и промышленные ресурсы. В Западной Европе доля человеческого капитала составляет 70-80%. Этот показатель в Казахстане составляет всего около 40%. Согласно публикуемому ООН Индексу человеческого развития, в 2021 году Казахстан занял лишь 56 место среди 191 страны мира. Этот показатель снижается с 2018 года.
Если страна продолжит развивать человеческий капитал такими же темпами как в 2010–2020 годах, ей потребуется 44 года, чтобы достичь показателей страны, занимающей 30-е место по ВВП на душу населения, и это при условии, что остальной мир не будет развиваться.
В этой связи в Парламенте я предложил разработать Национальную программу развития человеческого капитала. Программа должна охватывать все составляющие: воспитание детей, обучение и подготовку кадров, повышение квалификации, развитие отечественного образования, улучшение здоровья, улучшение условий труда. Документ должен содержать исчисляемые индикаторы и конкретные меры. Надеюсь, мое предложение будет поддержано, и мы, наконец, будем инвестировать именно в людей, а не в разработку природных ресурсов.