Наша страна богата национальным музыкальным наследием. Испокон веков сохранились кюи великих композиторов казахских степей, которые народ бережно хранил, передавая из уст в уста, из поколения в поколение. По сей день мы чтим это культурное богатство, коим нас одарили великие кюйши разных времен.
У каждого произведения, созданного акынами, есть своя предыстория. Предлагаем вашему вниманию истории создания известных песен легендарных казахстанских композиторов разных веков.
Кюй «Адай» Курмангазы Сагырбайулы
У истории возникновения кюя «Адай» есть несколько версий. Официальной принято считать ту, которую описал в своей книге «Струны столетий» академик Ахмет Жубанов.
Однажды старики рода Адай повстречали у своей юрты странствовавшего путника и по законам гостеприимства пригласили его к себе передохнуть и подкрепиться свежесваренным мясом и прохладным кумысом. Путник вошел в юрту. Ему в глаза сразу же бросилась домбра. Владелицей инструмента, судя по украшению из совиных перьев, была девушка.
Пока хозяйка хлопотала над дастарханом, странник незаметно для всех взял домбру и принялся настраивать ее на свой лад. Услышав, что в юрту кто-то входит, мужчина тут же поспешил положить инструмент на место. Девушка, лет 17 на вид, вошла в юрту, взяла свою домбру и начала ловко перебирать струны, выдавая приятную мелодию. Закончив свое музицирование, Акмандай (именно так ее звали) с возмущением заметила, что кто-то брал ее инструмент, чем и поделилась с окружающими. Всем стало ясно, что к домбре приложил свою руку гость, сидящий на почетном месте. После чего она настроила инструмент на свой лад и сыграла одно из своих любимых произведений.
Когда Акмандай закончила, путник заметил: «Светик мой, то, что ты сыграла, никуда не годится!». Потом он взял домбру в свои руки, и в воздухе тут же разлилась красивая музыка в виртуозном исполнении мастера. Хозяева переглянулись и поняли, что в своей юрте они приняли непростого странника. Так играть на домбре в их округе, да и далеко за пределами ее, не умел никто. Когда незнакомец закончил свой кюй, хозяин тут же спросил, не Курмангазы из рода кызылкурт сидит пред ними? На что мужчина ответил утвердительно. Мастерство Курмангазы поразило всех присутствующих, а особенно Акмандай. Польщенный таким вниманием, Курмангазы посвятил ей кюй, названный в народе «Адай». Стоит отметить, что в тот день в гостеприимной юрте композитор сыграл одно из своих лучших произведений – «Серпер».
«Менің Қазақстаным» Шамши Калдаякова
Эту поистине народную песню композитора Шамши Калдаякова знают в нашей стране абсолютно все. Ведь с 2011 года ее возвели в ранг гимна Казахстана. История произведения берет свое начало в 1956 году. Малоизвестный тогда композитор Шамши Калдаяков решил создать патриотичную мелодию. Написать к его музыке слова он предложил своему товарищу – студенту Жумекену Нажимеденову, а исполнить в своей энергичной манере певицу Жамал Омарову.
Именно тогда народ и услышал первый раз по радио песню «Менің Қазақстаным». Услышал и полюбил с первой до последней ее ноты. Звучала она в тот период повсеместно. Но как-то партийные работники обратили внимание, что в этой, ставшей уже народной, песне нет ни слова про «родную компартию» и «семилетний план». Чтобы произведение не вывели из ротации, его сразу же дополнили еще одним куплетом:
Жеті жыл жоспары,
Жеті қыр асқаны,
Думанды бастады,
Қазақтың жастары(Семилетний план одолеет семь вершин, инициировала праздник молодежь казахская»). Сейчас это четверостишье никто и не припомнит.
Тогда молодой Калдаяков и подумать не мог, что это его произведение, названное в народе «Маршем целинников», спустя более чем полвека, не только не угаснет, но и станет гимном Казахстана.
«16 жыл» Дины Нурпеисовой
У кюя «16 жыл», который сочинила композитор и ученица Курмангазы – Дина Нурпеисова, есть своя печальная предыстория.
В 1916 году на тыловые работы Царским правительством решено было мобилизовать мужчин в возрасте от 18 до 43 лет, проживающих на казахской земле. Это постановление и само по себе не устраивало казахский народ, в рядах которого вспыхнули волнения. Подстегнуло недовольство еще и тот факт, что мужчин знатного происхождения – сыновей баев, биев, старшин этот указ обходил стороной.
Чтобы обезопасить своих детей богачи, отправляли бедняков, прикрывая их своим именем. Причем эти призывники и вовсе не подходили для таких работ ни по возрасту, ни по семейному положению. Не обошел этот указ и дом семьи Дины Нурпеисовой. Ее сына Журунбая тоже мобилизовали. Это и сподвигло композитора написать свой знаменитый кюй, который она назвала в переводе на русский «Набор». Но в народе прижилось другое название - «16 жыл» («Шестнадцатый год».)
Произведения Нургисы Тлендиева
Этот казахский народный композитор, педагог, дирижер был весьма плодотворным. За всю свою жизнь он написал более полутысячи произведений. Ни одно из них не было провальным и нашло отражение в сердцах благодарных слушателей. Если в его голове рождалась мелодия, то он бросал все, пока не переведет ее в ноты. К примеру, вдохновение на написание одного из своих самых известных оркестровых произведений - «Әлқисса» на композитора снизошло ночью.
Закончив, он разбудил свою супругу, чтобы поделиться радостью о том, что сочинил шедевр. Возмущаясь, Дарига все же решила послушать, что же там такого наваял за ночь ее муж. Но когда Нургиса закончил играть свой кюй на домбре, у Дариги от воодушевления проступили на глазах слезы.
Другую свою мелодию к знаменитой песне «Құстар әні» Нургиса Тлендиев написал после прогулки по парку. Там он увидел картину, как стая ворон нападала на маленького воробья. Воробышек все пытался вырваться от стаи. Но те, не выпуская его, продолжали клевать. Придя домой, композитор со слезами на глазах рассказал об увиденном и добавил, что порою люди ведут себя также как эти птицы. После чего он написал музыку к ставшей впоследствии шедевром казахской музыки.