Столица Казахстана тоже может стать центром креативной индустрии, уверены организаторы творческого пространства EXPO. Недавно на территории делового центра выставили работы известных отечественных и зарубежных художников, скульпторов, которые органично вписались в ландшафт и вдохновляют каждого на творчество. Проект приурочен к 30-летию Независимости Казахстана.
- Креативная индустрия в наше время является серьёзным драйвером любой мировой экономики. Туда входит мода, киноиндустрия, IT-сфера и прочие. В честь 30-летия Независимости Республики Казахстан в этом году национальная компания решила, на нашей территории делового центра ЭКСПО организовать различные активности именно по части креативной экономики. У нас на территории, уже размещены 5 постоянных, 7 временных арт-объектов. Мы украсили территорию цветочным оформлением. Всё это делается ради удобства, как гостей, так и посетителей нашей территории. Таким образом, мы хотим придать территории не только её основоположное направление, как делового IT-финансового центра, а также создать максимально благоприятный и удобный досуг абсолютно для всех посетителей и граждан нашей страны, - говорит Даулет Еркимбаев.
Цель выставки - привлечь больше туристов и гостей. На экспозиции представлены арт-объекты известных казахстанских скульпторов. Эти объекты не продаются и переходят из одного места к другому, как выездные выставки. Даулет Еркимбаев отметил: «…выставка проводится совместно с Евразийским культурным альянсом. Они предоставляют все эти работы, с нашей стороны мы только помогли с организацией доставкой из города Алматы. Это всё на улице, кроме выставки «Жизнь вещей», которая проходит в «Нур Алеме»…функционирует через «Ашык». Семь временных арт-объектов будут стоять до конца сентября».
По заявлению организаторов, посетителей много даже в будние дни. Даулет Еркимбаев сказал, что по статистики сферы Нур Алем, с начала года средняя посещаемость её составляет порядка 1200 человек в день. С момента, когда начали проводить различные культурные мероприятия, посещаемость увеличилась до 2000 человек в день. Сейчас в сфере «Нур Алем» проходит уникальная художественная выставка «Жизнь вещей», а также открытая фотовыставка, которую может любой человек посетить абсолютно бесплатно.
С начала июля по конец сентября будут проводить различные культурные мероприятия, которые не предполагают сбора большого количества посетителей, ввиду антиковидных ограничений. После проведения художественной выставки «Жизнь вещей» откроется следующая экспозиция. На ней будут представлены картины отечественных художников, работы которых хранятся в Музее имени Кастеева. На выставке будут представлены работы художников с 1940 года по наше настоящее время. Постоянно будут меняться экспозиции по фотовыставке, проводится небольшие интер активы выходного дня для детей.
«Жизнь вещей» - один из «зелёных» проектов. Все работы выполнены мастерами-художниками, сделаны из переработанного отечественного пластика.
На выставке представлены работы популярных казахстанских скульпторов, которые пользуются популярностью не только в нашей стране, но и за её пределами. Работая вместе с Евразийским культурным альянсом, художники предложили наиболее востребованные популярные работы, которые создают определённый мировой современный арт-бренд, именно по этим критериям они были отобраны на выставку. После завершения экспозиции временные работы перевезут в другое место.
Даулет Еркимбаев подчеркнул, что на выставке могут представлены работы не только именитых, но и начинающих авторов.
- Мы открыты для такого рода сотрудничества, в том числе площадку «Нур Алем», мы можем рассматривать как некую современную арт-площадку, где можно представлять и продвигать наших новых художников.
Арт-консультант, сооснователь Евразийского культурного альянса, куратор Владислав Слудский помогал участникам выставки с организацией пространств, активов. Он провёл экскурсию для журналистов, по арт-объектам представленным на выставке.
- Скульптура российского художника Валерия Казаса. Здесь мы можем вспомнить историю с Малевичем, с супрематизмом. Традиция до сих пор живёт, как только ты начинаешь говорить про современное искусство. Один из первых вопросов: «А почему «Черный квадрат» так важен?» Мой 5-летний ребёнок может так же сделать. На самом деле, нет. Художники развивают очень важный язык – визуальный, и это очень часто про форму и цвет. И после того, как художник находит эти визуальные коды, это уже перетекает в фэшн-индустрию, дизайн, одежду, которую мы носим, города, в которых мы живём. Здесь Казас продолжает традиции супрематизма. Это называется «удержание красного». То есть, мы, тут видим яркое пятно красного цвета, это культура абстрактная, что делает её современной. Например, если мы вспомним про Древний Рим или язык скульптуры до 19 века, это, как правило, фигуративные вещи, это способ архивировать память. “Но в 20-21 веке эта ситуация меняется на улицах таких городов как Лондон, Нью-Йорк, Париж мы чаще видим абстрактные формы, лишённые каких-то конкретных сообщений, но которые как бы разговаривают утилитарным языком таким универсальным, которым мы все тоже разговариваем, как люди мы можем отличать цвет и форму”, - говорит Владислав Слудский.
Как нам рассказал Владислав Слудский, в стране не так много современных художников, их порядка 45-50. Это люди, которые встроены в международный дискурс. Они участвуют в Биеннале, выставляются на важных выставках по всему миру. Работы на выставку в рамках ЭКСПО отбирали на протяжении нескольких месяцев урбанисты, кураторы, администрация «QazExpoCongress». В качестве постоянных объектов в нее вошли Валерий Казас «Лук», «Удержание Красного», Андрей Люблинский «Пиксельные Айтишники», Алена Welar «Стая Взлетающих Фламинго», Анастасия Силкина «Компьютерные Клавиши». Семь временных объектов представлены следующими авторами: Саид Атабеков «Седло», Арыстанбек Шалбаев «Махамбет (Новый Герой)», Молдакул Нарымбетов «Автомобиль твоей мечты», «Волчица», «Воин свет», Мурат Дильманов «Энергетические Буйволы», Анастасия Силкина «Расплывающийся Кубик», Валерий Казас и Андрей Люблинский, и ряд интерактивных объектов.
12 авторских произведений современного искусства расставлены по территории с учётом пешеходных потоков, архитектуры места и контекста. 4 скульптуры - художников Сакена Нарынова «Во времени и пространстве», «Магия энергии»; Марк Форнес «Minima/Maxima» и Эндрю Роджерса «Раскрывающаяся энергия» - формируют один из крупнейших уникальных парков скульптур в Центральной Азии.
Кроме того на выставке также представлены работы казахстанских художниц Анастасии По и Алёны Вилар.
- Мы исходили из истории, что сейчас женское искусство будет цениться сильнее, чем мужское. Вся история искусства до 19 века она очень муже центрична: Микеланджело, Да Винчи - это мальчики. И сейчас феминистский дискурс ломает эту историю. Всё больше институций, музеев, кураторов будут обращать больше внимания на художниц женщин, - говорит Владислав Слудский.
Андрей Люблинский «Пиксельные Айтишники»,
2021 металл, автоэмаль
Вниманию посетителей выставки представлена работа известного питерского художника Андрея Люблинского «Пиксельные айтишники». Скульптор преподаёт в школе дизайна.
- У него такие, очень нравящееся всем редуцированные формы, которые похожи на пиксель. Пиксель это единица восьмибитная, это то из чего состоят все цифровые изображения в мире. Наш глаз может этого не видеть, но арт джи би каларс красный, зелёный, синий точки, которые мы видим миллионы каждый день на наших экранах, - говорит куратор выставки Владислав Слудский.
Он отмечает, что в коллекции музея современного искусства МоМа в Нью-Йорке есть компьютерные игры.
- Когда они покупают, они говорят, что это такой же важный визуальный код человечества, как и картины и мы это понимаем, и мы хотим сохранить. Функция музея - это архивирование. Скульптор из этого сделал целый язык. У него много портретов известных личностей из пикселей.
- Если реализм прятал мазок и все пытались передать реальность, то в цифровое время, которое мы живём реальность можно передать самыми быстрыми эффективными методами: вот это ноутбук, вот это телефон всем всё понятно. Минимум цветов, минимум форм, только брус одинакового размера: и руки, и ноги, и голова, - всё одинаково. Это тоже сайт специфик так называемый, это пространственно-чувственная работа, что он сидит на лавочке, у них коммуникация с этим. Это тоже масштаб человека, потому что многие годы скульптура была отделена от пешехода. Это был какой-то пьедестал, площадь звезды, и есть очень чёткая разница между субъектом и объектом. Вот я наблюдатель, вот наблюдаемое, мы друг от друга далеко. Потому что, как правило, там сидел, какой-нибудь правитель на коне, и это всё про манифестацию власти. Искусство сейчас становится демократичным и это как раз пример того, что я сошёл с пьедестала: я среди вас, среди людей, и меня можно трогать, со мной можно фотографироваться, я в горизонтальной коммуникации с вами, а не в вертикальной, как 200 лет назад, - говорит куратор выставки Владислав Слудский.
На территории выставки представлен необычный уголок - смешанный формат библиотеки: обыкновенные книги и книги по кюар коду. Книги были собраны фондом Евразийского альянса, что-то было куплено в «Меломане», какие-то привезены из зарубежных поездок. Есть также книги на казахском, русском, английском языках. Есть современные вещи, касающиеся урбанистки, архитектуры, креативной экономики. Например, «Волшебные миры» Хаяо Миядзаки - это величайший художник аниме - книги по теории искусства, комикс про Марко Ротко знаменитого американского абстракциониста в виде детской книжки можно прийти и почитать.
Алёна Вилар «Стая взлетающих фламинго», 2021
нержавеющая сталь, автоэмаль
Это графические скульптуры, почти минимализм. Идея - стая взлетающих фламинго. Это такой момент реверса, когда фламинго отталкивается. Художница вдохновлена этим моментом силы.
Владислав Слудский делал небольшой исследование про то, какие изображения фламинго есть в искусстве. По его мнению, это самое большое произведение искусства, которое работает с топиком фламинго. Вещь не очень часто изображаемая, перелётные птицы, вектор передвижения по планете земля часто совпадал с маршрутом Великого Шёлкового пути в древности. В этом смысле это очень близко Казахстану.
- Эта птица гнездится здесь недалеко, это такая метафора к глобальной экономике, что Шёлковый путь как первая трейдинговая система в мире. Как первый большой механизм обмена товарами и сервисами. Здесь много финансовых инструментов. Люди, которые снимают тут офисы, имеют прямое отношение к трейдингу, к глобальной экономике. Появилась мысль как-то символически это подчеркнуть, и фламинго оказались кстати.
Есть разные способы взаимодействия художник-город-общество. Иногда город выставляет или покупает уже существующие вещи, а иногда так называемые коммишен (художественная работа, выполненная на заказ) под место, под идею делается искусство в данном случае специально под это место.
- В паблик-арте очень мало случайного. Это в каком-то смысле высшая точка. Вот задавали вопрос по молодым художникам, и здесь как бы сами работаем с молодыми художниками, но доверить какому-то молодому художнику публичное пространство - идея всегда рискованная. Потому что часто люди даже с точки зрения продакшена не понимают, как это делается, и ты должен прожить определённый опыт как художник, прежде чем начать работать с городом. Сначала твоё пространство это - галерея. А это своеобразный высший пилотаж, потому что здесь интересы очень многих групп задействованы и каких-то арендаторов, которые здесь живут, пешеход, который здесь прошёл, мэр города и так далее. Это дело тонкое, - говорит Владислав Слудский.
Анастасия Силкина «Компьютерные Клавиши», 2021 бетон, эмаль
Это декоративный бетон, brend – new. Всё связано с концепцией территорий, здесь находится Astana IT University, Astana Hub. Это арт-объект большие компьютерные кнопки. На них могут посидеть люди. Арт-объект, имеющий прямое отношение к компьютерам. Это пространственно-чувственная работа. По словам Владислава Слудского, скульпторы часто пользуются приёмом искусства увеличения или уменьшения размера, то есть ты берёшь какой-то обычный объект повседневности и делаешь его искусством через такую интеграцию.
Мурат Дильманов «Энергетические Буйволы»,
2012 металл, автоэмаль
Сначала скульптура задумывалась, как своеобразный велосипед, три 3-D модель. Это не запряжённые, свободные волы. Готовилась она для алматинского «Арбат-ФЕСТа».
- Это прекрасные, стильные, клёвые быки, с ними хочется сфотографироваться, залезть на них. Они такие очень мясистые, индуцированная пластика, очень важно форму поймать. На самом деле, сложно показать изнутри скелет. Когда мы говорим про Давида Микеланджело, там фишка в том, что каждую мышцу видно, там он нашёл мышцу от мизинчика, которую потом медики нашли через триста лет. Никто не знал, а художник знал. И идея скульптуры, то, как она сделана с точки зрения физичности, верим ли мы в то, что это быки, думаю, верим, - говорит Владислав Слудский.
Молдакул Нарымбетов «Автомобиль твоей мечты»,
2011 автомобиль Волга, автомобильные шины, песчаник каменный, эпоксидная смола
Как нам признался куратор выставки Владислав Слудский, когда он в свои 18 лет хотел сделать первую выставку, ему дали клочок бумажки, где было пять фамилий казахстанских кураторов, художников. Он начал ходить и совсем не понимал, что ему нужно делать. Сделать выставку, без бюджета, контрактов, юридической структуры сложно, но нужно. И вот один из немногих людей, который не сказал, что он сумасшедший был Молдакул Нарымбетов.
- Поэтому для него это личная история. Его карьера началась с доверия Молдакула Нарымбетова - лидера группы «Кызыл трактор». Это самые важные транс-авангардисты центральной Азии, мировые художники, у них есть галерея в Милане и музейные выставки. Они состоят в важных коллекциях, таких как Третьяковка, Кастеевка. Почему скульптор использовал шины, потому что это материал, обусловленный в первую очередь своей дешевизной... это такой диалог внутри и снаружи. Молдакул Нарымбетов использовал для своих работ шины, потому что жил под Алматой, там было много всяких СТО. Он за неимением денег на мрамор, бронзу, железо, собирал эти шины, потом переплавлял их под высокими температурами.
- Это дело довольно рискованное, токсичные резины. Мне, как куратору, интересна связка с нефтью. Пластик, шины - это продукт переработки нефти. К нефти мы имеем большое отношение, но художник он, конечно, другую оптику применяет. Это не та знаменитая великолепная нефть, которая на Уолл-стрит, а это такая нефть народная, на которой мы ездим. И она в этом смысле горизонтальная, очищенная от идеологии. Такая текстурная, то, что можно потрогать и то с чем мы каждый день взаимодействуем. Превратить это в что-то такое к чему глаз привык и мозг... в сакральное, тоже дело сложное. И вот великие художники справляются, которые похуже - нет, - говорит Владислав Слудский.
Наверху машины стоят камни со святых мест южного Казахстана. Скульптор специально поехал за ними. Он занимался шаманизмом, был потомственным баксы и его основной язык - это перфоманс.
- Перфоманс, как инициация, перфоманс как преодоление физического, когда ты потеешь, тебе больно, ты что-то тяжёлое носишь, и конечно там было много юмора. Мне всегда нравился язык Молдокулова тем, что это не обучающий язык: я тебе, как художник сейчас расскажу, как жить, а всегда диалог, вопросы какие-то. Например, его любимая книга была «Идрис шах». Когда делали выставку в Нью – Йорке, я спросил: «Какие у вас любимые книги?» Они мне дали книгу, ты открываешь, а там пустые страницы. Такой суфизм - книга без слов. На бампере установлено колесо, сюда он поставил тарелку и кормил людей бесбармаком из этого колеса, - вспоминает Владислав Слудский.
На выставке под открытым небом представлены последние работы скульптора Молдыкула Нарымбетова. Он умер в декабре 2013 года. Работу над волчицей завершил уже его сын Сахи. Последователей искусства Молдыкула Нарымбетова в Казахстане пока нет, не каждый справится с таким материалом. Выставка продлится до конца сентября.