Лента новостей

Территория и административно-территориального устройства Степных областей

Территория Казахстана по данному положению была поделена на области: Уральскую, Торгайскую, входящие в Оренбургское генерал-губернаторство
Территория и административно-территориального устройства Степных областей
28.03.2018 12:34 8979

На основании трудов Степной комиссией в 1668 году был составлен проект устройства об управлении в областях Западно-Сибирского и Оренбургского ведомтсв. Положение в виде опыта было введено в действие и оставалось в силе до 1891 г. Территория Казахстана по данному положению была поделена на области: Уральскую, Торгайскую, входящие в Оренбургское генерал-губернаторство; Акмолинскую и Семипалатинскую, составляющие Западно-Сибирское генерал губернаторство. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» в 1868 годах, определяя будущее административное устройство казахского края, исходило из существующих границ между округами. Необходимость сохранения границ диктовалось также желанием правительства учитывать поземельное пользование казахских обществ. Временные партии для межевания в степи для разных районов учреждались постепенно: для северных уездов Акмолинской области в 1863 г., для южных – 1896 г., для Тургаской области  - 1898 г., для Семипалатинской – 1900 г., для Уральской в – 1904 г. С введением на территории Казахстана в 60-х годах ХІХ века административно-территориальных реформ были изменены основы землепользования казахов: на место рода заступила волость. Согласно №58 «Временных положений об управлении в областях Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской»  «в ауле полагалось от 100 до 200 кибиток, а в волости от 1000 до 2000 кибиток». По данному же положению №68 и №70 в каждой волости от хозяйства в 10 кибиток избирали одного выборного. Если в ауле было сверх десятка кибиток, то на них прибавлялся выборный. Согласно схемы «Административное деление Казахстана и Северной Киргизии в 20-60-х г. ХІХ вв.» в состав Акмолинской области вошли округа: Кокчетавской, Атбасарский, Акмолинской области сибирских казахов; земли 1,2,3,4,5  и частично 6-го полковых округов Сибирского казачьего войска и городов Омска и Петропавловска. В Тургайскую область вошли Восточная часть и частично Средняя часть области Оренбургских казахов. В Семипалатинский, Кокчетавский, часть Сергипольского, Баян-Аульского, Акмолинского и Каркаралинского округа, Зайсанское приставство, а так же части 6,7,8-го полковых округов Сибирского казачьего войска. Волости рекомендовалось составлять из аулов, соседних по землепользованию. Был создан особый комитет под председательством начальника штаба Западно-Сибирского военного округа для проведения внутриобластного межевания между Акмолинской и Семипалатинской областями. Согласно разработанной инструкции, межи между областями было рекомендовано проводить по естественным рубежам и считаться с мнением казахов. Межи проводились на основании актов, составленных съездами выборных от смежных уездов, волостей и утверждались генерал-губернатором Западной Сибири. Из переписки за 1877 год Комитета по постановке границ в степных областях и военного губернатора становится ясно, как проводились уездные границы. Основанием для составления прохождения уездных границ служили инструкции военного губернатора, который руководствовался при их составлении №17 «Временного положения». К более точному описанию уездных границ начальники уездов могли приступить не раньше, как по организации волостей. Когда приблизительно обозначились очертания районов – крайних волостей в каждом уезде, то и это определение уездных границ могло считаться только приблизительным и подверглось исправлениям. Исправления эти делались по взаимному соглашению уездных начальников и на основании утвержденных военным губернатором определений съездов выборных от приграничных волостей смежных уездов. Уездные границы по замыслам царской администрации должны были быть приложены таким образом, чтобы очерченные ими пространства заключали в себе все удобства и не вынуждали казахов временно покидать их, перекочевывая в другие уезды. Внутриволостные границы между административными аулами были указаны приблизительно, если казахи были из одного рода. Стремились к тому, чтобы границы казахских волостей совпадали с родом, на практике это так и не осуществилось. При составлении аульных списков было предложено опираться на территориальные границы зимовок. Предлагалось составлять многолюдные волости, чтобы казахом было легче нести расходы по содержанию своей администрации. Царская администрация предлагала названия волостям, давать по имени главного рода, или двух родов, из которых состоит волость; если же в состав входило много родов, то лучше предлагалось называть волость по важнейшему урочищу на зимних пастбищах. В записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела императорского русского географическому местоположению каждой. Таким образом, одним из показателей колониальной политики царизма, являлось переименование названия волостей. В 70-х годах ХІХ вв. Старые родовые волости были укрупнены и перемешаны между собой и стали носить топонимические названия. Обычной казахской формой землепользования была община, состоящая из группы хозяйственных аулов, которая не совпадала с волостью. Хозяйственные аулы были мелки и разбросаны. Это объяснялось недостаточным количеством пастбищ, невозможностью пасти скот на ближайших к зимовкам пространствах. Границы между аулами складывались по естественным признакам, по урочищам, озерам, рекам и инструментально. Можно было выделить аулы: хозяйственные и административные. Хозяйственные аулы  - это группа хозяйств связанная родством, общностью пользования, пастбищами, в течение круглого года они держались вместе, зиму проводили на кстау. Административные аулы – это группа хозяйств, принадлежащих к различным родовым ветвям. Волость состояла из административных аулов. Волости располагались по возможности в географическом порядке с севера на юг. В некоторых случаях в административные аулы соединяли различные родовые группы. Потому, что не было возможности разъединить их вследствие недостаточного планового и картографического материала. В равнинных местах, где возможность зимней пастьбы мелкого скота не ограничена, ничего не мешало селиться большими группами, там аулы могли быть крупными, где казахское хозяйство было всецело поставлено на зимний выпас, аулы должны были быть мелкие. На севере Атбасарского уезда скот зимой питался преимущесивенно сеном. Там большие аулы представляли преимущества пред маленькими и там не было необходимости селится подальше друг от друга, тогда как на юге, где скот и зимой находился на подножном корму, было необходимо селиться подальше друг от друга, чтобы не стеснять пастьбу скота. Проблему распределения земель корреспондент «Тургайской газеты» в конце ХІХ века видел, во-первых, в точном, по возможности, определении мест для летнего кочевания и указание кочевых путей и водопоев; во-вторых, в обеспечения возможности развития земледельческого хозяйства, без ущерба скотоводству посредством отделения особых участков для желающих заниматься хлебопашеством; в-третьих – в установлении порядка пользования летовками и в установлении тех неблагоприятных последствий, которые возникли вследствие беспорядочного и самовольного занятия летовок. В-четвертых, в разрешении всех существующих земельных споров между волостями, уездами и даже соседними областями. Образованная Тургайская область по многим вопросам имела возможность обращаться непосредственно в Министерства и ведомства, так как была относительно близка к территории России. Надобность в Оренбургском генерал – губернаторстве, призванного действовать в специальных условиях, отпадала. В Акмолинской и Семипалатинской областях господствовал примерно одинаковый тип хозяйственная скотоводческо-земледельческий. Эти области были удалены от Европейской части.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!