Студенты рабочих специальностей в Актобе получают поддержку от местных предприятий
В Актобе, в рамках конференции "Роль социальных партнеров в укреплении имиджа рабочих специальностей", состоялось подписание меморандума между технико-технологическим колледжем и социальными партнерами. В колледже, где обучаются будущие повара, автослесари, программисты, прошли мастер-классы по рабочим специальностям, сообщает ИА El.kz.
Среди подписавших меморандум – IT STEP Academy, СТО "Старт", ТОО "Сағыз Петролиум", "Апорт" и другие предприятия. Партнеры выразили заинтересованность в вопросах трудоустройства выпускников и повышения кадрового потенциала. Работодатели, как сеть "Апорт", поддерживают студентов стипендиями и предоставляют места для практики.
Эксперты отметили важность дуального обучения, которое позволяет выпускникам успешно трудоустраиваться: более 92% студентов колледжа находят работу в первый год после выпуска.
В Казахстане в последние годы активно развивают рабочие специальности и повышают кадровый потенциал среди студентов колледжей. Это важно для обеспечения экономики квалифицированными кадрами и снижения дефицита специалистов на рынке труда.
Работа по улучшению имиджа рабочих специальностей началась с осознания, что эти профессии не получили должного признания в обществе. В Казахстане рабочие специальности долгое время считались менее престижными по сравнению с университетским образованием, но ситуация меняется благодаря внедрению различных программ и инициатив. Рабочие специальности, такие как автослесари, механики, повара, строители, сварщики, становятся более востребованными на фоне роста инфраструктурных и промышленных проектов в стране.
Один из ключевых элементов улучшения имиджа рабочих специальностей — это сотрудничество между образовательными учреждениями и работодателями. Компании предоставляют места для производственной практики и трудоустройства студентов, тем самым вовлекаясь в процесс подготовки кадров. Это происходит в рамках дуальной системы обучения, которая была внедрена в Казахстане для улучшения качества образования и практической подготовки специалистов.
Дуальное обучение предполагает тесную связь между колледжами и предприятиями. Студенты учатся не только в аудиториях, но и проходят практику непосредственно на производстве, что дает им возможность приобрести реальные навыки работы и подготовиться к требованиям рынка труда. Работодатели, в свою очередь, получают возможность «выращивать» специалистов под собственные нужды, а студенты быстрее адаптируются к рабочему процессу.
Примером успешного партнерства является сеть столовых "Апорт". Это предприятие уже пять лет работает с технико-технологическим колледжем. Студенты проходят практику в их заведениях, а самые успешные учащиеся получают предложения о постоянной работе. Более того, с этого учебного года руководство сети учредило стипендии для лучших студентов, что мотивирует учащихся к достижению высоких результатов.
Кроме сетей общепита, к процессу подготовки кадров подключаются и крупные промышленные компании, такие как "Вест Моторс Сервис", "Сағыз Петролиум", пекарня "BAGETTO", IT STEP Academy и другие. Эти предприятия активно участвуют в развитии дуального обучения, предоставляя студентам возможность практиковаться и приобретать опыт на своих площадках. В результате, выпускники таких программ получают высокие шансы на трудоустройство. Например, за последние годы более 92% студентов технико-технологического колледжа нашли работу в течение первого года после завершения обучения.
Работодатели не только предоставляют места для практики, но и участвуют в разработке учебных программ. Это позволяет колледжам адаптировать свои курсы под реальные требования рынка, делая обучение более эффективным и актуальным. Анкетирование, проведенное среди работодателей, показало, что бизнес остро нуждается в рабочих специалистах, и предприятия готовы вовлекаться в подготовку кадров.
Важную роль в этом процессе играет Национальная палата предпринимателей "Атамекен", которая активно поддерживает внедрение дуального обучения. Благодаря ее усилиям, сегодня в рамках Дорожной карты по внедрению дуального обучения в Казахстане реализуются программы по 58 специальностям и 86 квалификациям, а более 900 предприятий стали партнерами в подготовке кадров. Это создает уникальные возможности для студентов колледжей, которые могут обучаться, уже зная, что их ждет работа на конкретных предприятиях.
Эти инициативы, направленные на укрепление имиджа рабочих специальностей, играют ключевую роль в изменении общественного восприятия профессий, связанных с физическим трудом и производством. В прошлом многие считали рабочие специальности непрестижными и менее привлекательными по сравнению с интеллектуальными профессиями. Однако благодаря совместным усилиям правительства, бизнеса и учебных заведений этот стереотип постепенно разрушается. Внедрение дуального обучения и активное участие работодателей в образовательных процессах показывает, что рабочие специальности востребованы и предоставляют стабильные карьерные возможности.
Кроме того, программы поддержки молодых специалистов способствуют созданию условий для устойчивого развития кадрового потенциала в стране. Компании, принимая студентов на практику и вовлекая их в производственные процессы, получают возможность обучать специалистов, ориентированных на нужды конкретного бизнеса. Это позволяет выпускникам колледжей уже на этапе учебы осваивать не только теоретические знания, но и получать практический опыт, который является ключевым при дальнейшем трудоустройстве. Для бизнеса это выгодно: они могут выбирать лучших студентов, которые, по сути, уже являются подготовленными к работе специалистами.
Молодые специалисты, пройдя обучение в рамках таких программ, имеют значительное преимущество на рынке труда. Они не только получают качественное образование, но и приобретают навыки, востребованные в конкретной отрасли. Это означает, что сразу после выпуска они могут практически без адаптации включаться в рабочий процесс, экономя время на дополнительное обучение и стажировку. Такое взаимодействие учебных заведений и работодателей не только повышает уровень подготовки молодых кадров, но и способствует снижению уровня безработицы среди выпускников.
Благодаря этому качественно подготовленные рабочие становятся важным элементом экономики страны. Работая в таких сферах, как строительство, энергетика, транспорт, общепит и другие, они обеспечивают стабильное развитие ключевых отраслей. Рабочие специалисты играют решающую роль в поддержании и улучшении инфраструктуры, производственных процессов и услуг, что делает их важной частью общего экономического роста страны.