С развитием социальных сетей появился целый ряд новых профессий, которые приносят неплохой доход. Одна из таких специальностей – SMM-менеджер или специалист по социальным сетям. Конечно, этой профессии пока не учат в университетах, но материалов и наработок на эту тему очень много, также, как и курсов продвинутых SMM-агентств. Зачастую, такие агентства обещают легкий доход и красивую удаленную работу. Вот только вопреки представлениям многих, это вовсе не легкие деньги. Как и в любой другой работе, здесь есть свои сложности. Семейная пара из Экибастуза Степан Бунченко и Ксения Козлова решили заняться всерьез SMM-маркетингом – в этом году они основали и запустили в работу единственное в городе горняков и угольщиков SMM-агентство «Sputnik SMM». Они рассказали корреспонденту El.kz о своем опыте в этой сфере.
В SMM Ксения пришла не просто, как говорится, с улицы, а с определенным опытом, приобретенным в родственной профессии. На протяжении восьми лет девушка писала материалы для местной газеты. А вообще ее журналистский стаж на сегодня составляет 15 лет. К слову сказать, немало журналистов сегодня достаточно успешно реализовали себя в SMM сфере.
Для Ксении все началось с того момента, когда она была в декретном отпуске в 2014 году. Но тогда это было лишь подработкой - за символическую плату молодая мамочка вела аккаунты в Instagram. В небольшом промышленном городе это направление на тот момент считалось новым, и эта ниша была совершенно свободна. Мало кто из местных жителей тогда догадывался о существовании SMM-маркетинга.
Но со временем это направление приобретало все большую популярность. Количество пользователей социальных сетей растет с каждым днем. Все больше поставщиков товаров и услуг обращаются к рекламе именно в социальных сетях. Поэтому в этом году семейная пара все-таки начала работать в этом направлении: открыли официально ИП, чтобы предоставлять услуги по продвижению и ведению аккаунтов в социальных сетях. Для этого Ксения даже ушла с постоянной работы. А ее супругу Степану удается пока совмещать бизнес с основной работой.
- У нас рекламное агентство «Спутник SMM». Но по сути мы занимаемся не рекламой, а SMM-маркетингом. Просто рекламное агентство всем понятнее, - рассказывает Ксения.
Социальные сети - это такое направление, которое развивается каждый день. Традиционные медиа, по моему мнению, сегодня отошли на второй план. Люди все больше обращаются за информацией в социальные сети. Некоторые часами проводят время в телефоне, листая ленту событий. Все больше людей приобретают товары и услуги через интернет, в том числе через социальные сети.
Мы занимаемся продвижением аккаунтов в соцсетях. В основном это бизнес-аккаунты. Но сейчас я также занимаюсь и продвижением личных аккаунтов, то есть развитием личного бренда. Как правило, это профессиональные аккаунты – то есть страницы, где люди продвигают свои профессиональные услуги.
- Для чего это делается?
- Сейчас очень много аккаунтов профессионалов, - говорит Степан. - К этому методу продвижения личного бренда прибегают врачи, массажисты, представители самых разных профессий вплоть до плотников, столяров, электриков. SMM-маркетинг это не только реклама. В аккаунте создается определенная среда, которая позитивно настроена к бизнесу, к его владельцу. Маркетинг – это про то, как, образно говоря, утолить боль клиента. Если реклама просто звучит по радио, ее показывают по телевизору, но нет никакой обратной связи, то в в SMM-маркетинге как раз можно отследить обратную связь. Потому что здесь много инструментов для общения с клиентами. Когда ты заводишь аккаунт в социальных сетях, ты должен быть готов к тому, что тебе надо будет общаться с аудиторией, это сообщения в direct, комментарии, в сториз можно опросы задавать. И не всегда отзывы будут только положительные, но из негатива нужно извлекать уроки, самосовершенствоваться. Любой негативный отзыв требует ответа, а еще лучше – отреагировать, исправить ошибку, и рассказать об этом аудитории. Поэтому социальные сети – это уникальная площадка для продвижения бизнеса, и при правильной стратегии можно достичь хороших результатов. Для каждого аккаунта и клиента мы подбираем индивидуальную маркетинговую стратегию, в зависимости от целей клиента. У большинства, клиентов, естественно, цель одна – увеличить количество покупателей, которые придут именно из социальных сетей.
Есть такое правило для бизнеса, которое мы объясняем и нашим клиентам, это правило 15 минут, - раскрывает секреты Ксения. - Если тебе написали, например, в direct, спросили цену товара, ты должен ответить в течение 15 минут. Потому что бизнес в Instagram это бизнес, построенный на эмоциях. То есть человек посмотрел, подумал «О, классная шапка. Спрошу сколько стоит. Может там есть доставка». Мало зацепить клиента картинкой или текстом, надо успеть ему ответить. Потому что через 15 минут он уже может передумать. Если ты сутки будешь отвечать на этот комментарий или сообщение, скорее всего, этот человек не станет твоим клиентом.
Instagram вообще сейчас идет по пути развития бизнес-аккаунтов. Все обновления, которые появляются в нем, направлены на развитие бизнеса. Очень много обновлений именно для сториз выходит в последнее время.
- Почему вы с супругом работаете только в Instagram?
- Мы работаем и в других социальных сетях. К примеру, в России самая популярная социальная сеть ВКонтакте. В принципе, мы можем продвигать аккаунты в любых социальных сетях. Но так сложилось, что в Казахстане SMM-маркетинг больше всего развивается именно в Instagram. Поэтому мы выбрали эту платформу. Здесь каждый день появляются новые аккаунты, начиная от бутиков можно одежды и заканчивая обыкновенными овощными отделами. Практически у каждого есть свой аккаунт в Instagram, а то и несколько. Это уже маст-хэв для бизнеса. Но вместе с тем, у некоторых крупных градообразующих предприятий нет своего аккаунта в социальных сетях. Это уже, наверное, моветон, простите.
- Ксения, что именно входит в понятие продвижения аккаунта?
- SMM-маркетинг - это социомедиамаркетинг, - поясняет Степан. - Продвижение в социальных сетях - это увеличение аудитории, увеличение охвата в соцсетях, увеличение конверсии трафика – то есть увеличение числа посетителей, которые совершают покупки в социальных сетях. У каждого аккаунта есть своя статистика и важно, чтобы он был живым, развивался, чтобы статистика росла. Сейчас в Instagram действует система ранжирования: мы видим в ленте, в первую очередь, те посты, которые вызывают у нас активность. Проще говоря, аккаунты, посты в которых мы лайкаем, оставляем комментарии, репостим, сохраняем – выходят в ленте первые. А неинтересные аккаунты «уползают» вниз ленты. Поэтому сейчас важно не количество, а качество постов – крупные компании уже давно отошли от постинга по три раза в день и выпускают посты несколько раз в неделю, тратя рекламный бюджет на продвижение. Эта соцсеть заточена на то, чтобы люди продвигали свой аккаунт разными путями. Основное официальное средство продвижения - это таргетированная реклама. Это та реклама, которая всплывает в вашей ленте событий. Ее нужно настраивать определенным образом, под определенную аудиторию, под ее интересы, по географическим признакам. Учитывается много факторов. Потом таргетированная реклама отслеживается, есть определенная статистика и т.д. В крупных городах этот способ продвижения достаточно популярен. В небольших городах пока пользуется меньшим спросом. В маленьких городах в основном используют такое средство продвижения, как массфолловинг. Это, пожалуй, самое популярное средство продвижения, инструмент для привлечения подписчиков.
Не нужно путать массфолловинг с накруткой подписчиков. Можно накрутить две-три тысячи подписчиков за сутки, но это будут в большинстве своем боты или рекламные аккаунты. Это испортит статистику. При большом количестве подписчиков, просмотров будет очень мало, ведь по сути это мертвые души. От таких пассивных подписчиков наоборот надо свой аккаунт избавлять.
Каждому аккаунту нужна живая аудитория. Именно на ее привлечение и направлен массфолловинг. Это все автоматизировано с помощью программы. Это тоже нужно все настраивать. На самом деле, мне кажется, что все используют массфолловинг, просто молчат об этом.
- Ксения, а где вы с супругом этому всему научились?
- Мы проходили онлайн-курсы Александра Воловика, а также другие курсы. Собственно, сегодня это единственный способ освоить новую специальность в сфере SMM-маркетинга, -- пояснила SMM-менеджер. – Но на этом мы не останавливаемся. Стараемся каждый день развиваться, постоянно учимся чему-то новому. Я по натуре перфекционист, поэтому не могу себе позволить стоять на месте. Сейчас есть большое количество книг, онлайн-курсов, причем даже бесплатных. Было бы желание. Научиться онлайн можно всему. Разве что человека оперировать так не научишь. Большинство SMM-агентств в Москве сейчас развивают именно сферу education. Выгодно именно обучать. Даже в Павлодаре, где не настолько развит SMM-маркетинг, есть как минимум два крупных SMM-агентства, в которых люди командой работают и очень много SMM-щиков, которые работают сами по себе. У нас в Экибастузе, я думаю, мы первые, кто занялся этим всерьез.
- Сколько примерно стоит ведение аккаунта?
- Все зависит от запросов клиента. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому в нашем небольшом городе, где предприниматели имеют сравнительно небольшой доход, они не могут себе позволить тратить большие деньги на продвижение аккаунта. Поэтому у нас эти услуги стоят совсем недорого.
Есть такое понятие, как бюджет на продвижение. В больших городах он составляет порядка 100 тысяч тенге. Но среди наших предпринимателей такого понятия, можно сказать, не существует. У некоторых из них доходы ненамного превышают эту сумму. Поэтому бюджет на продвижение может быть совершенно разным.
Мы за свою цену предлагаем клиенту порядка 15 публикаций в месяц – это минимум. Так как согласны с мнением крупных российских SMM-агентств, о том, что слишком много постав только засоряют ленту и рассеивают внимание потребителя. Главное – это качество контента, правильный контент-план, прописанные цели и выполненные задачи. Но это опять же зависит от количества фотографий, от наличия информации, которой клиент хочет поделиться с аудиторией. Это может быть одна или несколько фотографий, может быть видео. Все очень индивидуально.
Сейчас вести красивый аккаунт в Instagram можно просто имея хороший сотовый телефон. У меня для примера есть аккаунт, в котором все снимки сделаны исключительно на мобильный телефон. Также мы сотрудничаем с профессиональными фотографами, проводим съемки, фотосессии.
- Какие качества и навыки нужны для работы в SMM?
- Стрессоустойчивость, - засмеялась Ксения и перевела глаза на супруга.
- Вообще работа с людьми практически всегда связана со стрессом, - подхватил Степан. – Есть такое понятие, как человеческие фактор. Все люди разные, но с каждым клиентом мы стараемся находить общий язык.
- Степан, где ты находишь клиентов?
- Везде. Каналов много – холодные звонки и предлагаем свои услуги, раздаем листовки. В общем работаем по той же схеме, что и другие SMM-агентства. Ничего нового мы не изобретали.
- А что тебе нравится в этой работе?
- В первую очередь, нравится быть востребованным и реализовать себя в новой интересной сфере. И, конечно, получать за свою работу доход, - рассмеялся глава семьи. – На самом деле самая приятная часть в нашей работе – это результат, которым довольны мы сами и клиенты. Не смотря на то, что люди встречаются разные и ситуации бывают самые неожиданные, мне нравится именно та часть работы, которой я занимаюсь. Наверное, это мое.
- В мои обязанности входит творческая часть процесса, - продолжила Ксения. - В основном это написание текстов, работаю по дизайну. Каждый аккаунт оформляется в едином стиле. Это тоже играет немаловажную роль в продвижении бизнес-аккаунта. Грамотное визуальное содержание аккаунта увеличивает посещаемость на 80%. А Instagram это визуальная социальная сеть - в ней главное картинка. Но при этом и текст играет важную роль.
- Тебе помогает в работе твое журналистское образование?
- Да на самом деле, когда просматриваешь чей-то бизнес-профиль, сразу видно, если человек, не имеющий понятия об орфографии и стилистике, ведет аккаунт сам. Зачастую посты пишутся с грубейшими орфографическими ошибками без знаков препинания. Даже если ты не хочешь, чтобы тебе вели аккаунт, из уважения к своей аудитории найди хотя бы того, кто будет тебе писать грамотно тексты, если, конечно, это твой бизнес-аккаунт. Грустно читать посты в самом популярном паблике Экибастуза – думаю, все знают, о каком идет речь – написанные как попало.
- Ксения, насколько для тебя это серьезно? Считаешь ли ты этот бизнес полноценной работой?
- Конечно. Сейчас мы уже адаптировались и научились выполнять работу намного быстрее, чем это получалось в начале. У меня работа вообще начинается с самого утра, когда ребенок уходит в садик. Я могу сесть за компьютер в 7 утра. В SMM я не работаю с телефоном. Все делается на компьютере. Есть такое инструмент, как планнер – мы не публикуем посты в режиме реального времени, за редким исключением.
- По ночам часто приходится работать?
- Вообще мы с мужем сторонники тайм-менеджмента. Мы стараемся работу выполнять в рабочее время и пока укладываемся. Я не люблю работать по выходным, по вечерам и по ночам. Это время я предпочитаю проводить со своей семьей.
Сейчас мы уже арендовали свой офис. Хотим начать еще один проект.
- А все-таки, SMM - это легкие деньги, как обещает реклама в интернете?
- На самом деле в рекламе лукавят. Не такие уж это легкие деньги. Работа очень интересная, не спорю. В первую очередь, здесь меня привлекает перспектива роста. Я очень люблю коллектив газеты, в которой работала 8 лет, и было очень грустно уходить. Просто наступает такой период, когда хочется развиваться и расти и в других направлениях. Рост в моем понимании, это не только творчество, самореализация, но и, естественно, достойная оплата твоего труда. Хочется, чтобы доход рос. По-моему, это нормальное желание любого взрослого человека. И эта работа дает мне такие возможности.
Я сейчас научилась работать в Photoshop, Corel Draw, учусь фотографировать и продолжаю учиться многому. Мне хочется расти в разных направлениях. Для всего этого сейчас даже не обязательно куда-то ходить. В интернете есть множество онлайн-курсов, как платных, так и бесплатных. С самодисциплиной и желанием сейчас можно бесплатно научиться почти всему.
Здесь у нас в городе мы вдохновили своей работой нескольких предпринимателей, объяснили им, как стоит работать и сейчас они сами успешно ведут свои аккаунты. Поэтому, если будут желающие, запустим свои курсы и мастер-классы в направлении SMM для бизнеса.
- Интернет открывает большие возможности. Почему вы работаете только здесь в городе? Вы ведь можете вести аккаунты и в других городах.
- Теоретически так. Но, во-первых, там есть свои SMM-агентства, а во-вторых, это не так просто, как кажется. Все равно приходится выезжать на место, например, чтобы сделать качественные фото. Как бы ты не обговаривал контент-план, все равно приходится ездить, что-то доснимать, переделывать, доделывать. Мы ведем аккаунты с Павлодара, выезжаем в областной центр.
- Что в SMM считается показателем уровня? Что такого должен уметь SMM-щик, каких результатов добиваться и за какой срок, чтобы его считали хорошим специалистом?
- Нужно отслеживать статистику аккаунта, ставить перед собой цели, которые нужны клиентам, и достигать их. Основная задача SMM-щика - повышать количество людей, которые стали клиентами именно через аккаунт.
Сегодня Instagram перенасыщен. Там слишком много аккаунтов, порядка 3 миллиардов. Сейчас, чтобы на тебя обратили внимание в Instagram, надо вон из кожи вылезти. Просто картинки уже никого не устраивают – нужно постоянно выпускать полезный контент, генерировать идеи, взаимодействовать с аудиторией. Публикации должны содержать полезную информацию. К примеру, если это магазин, то там должна быть полная информация о товаре, из чего он сделан, откуда привезен, какова его цена. Люди хотят читать полезные посты, узнавать что-то новое, смотреть видео – именно этот формат пользуется наибольшей популярностью.
Но существует такой парадокс. Бывает, что аккаунт сделан очень качественно, не к чему придраться, классная идея, супер дизайн, 30 000 подписчиков и всего 40 лайков за пост. Это не то что бы лотерея, но нередко срабатывает человеческий фактор. Бывает ведет человек интуитивно какой-нибудь аккаунт без особых знаний, но там значительно выше статистика и люди идут туда. Просто в аккаунте есть своя атмосфера, которая притягивает людей.
- Если Instagram так перенасыщен, за какой социальной сетью будущее?
- Ходят слухи, что со следующего года вообще запретят массфолловинг. Это значительно усложнит жизнь всем. То есть сейчас кто успел набрать себе аудиторию, с ней и будет работать. А дальше придется работать только официальными «белыми» методами, только таргетированная реклама. Но Instagram все равно будет развиваться. Даже если что-то случится с этой социальной сетью, появится другая подобная сеть.
- Так почему же именно Instagram так полюбился казахстанцам, да и не только судя по количеству аккаунтов?
- Я считаю, что Instagram это та интуитивная социальная сеть, в которой все построено на эмоциях и импульсах, она создана именно для смартфонов. Сейчас уже почти не берут планшеты - в основном, в социальных сетях все сидят с телефонов. Изначально эта сеть была создана именно для сотовых телефонов, чтобы обмениваться фотографиями. А когда появился инструмент бизнес-аккаунта в Instagram, продвижение в социальной сети стало развиваться очень динамично.
Сейчас все обновления Инстраграм касаются сториз. Например, я ленту Instagram практически не смотрю. Мне она вообще не интересна. Сториз - это та интересная, интерактивная часть, которая привлекает большую аудиторию. Человек может идти, держать перед собой телефон и разговаривать. Создается эффект присутствия, это именно то, за что нам так нравятся социальные сети. Мы можем загружать туда фото, видео, проводить опросы – напрямую взаимодействовать с аудиторией. Появляются все больше инструментов, чего стоит IG TV! Благодаря ему Инстаграм пытается конкурировать с ютубом, формат видео больше не ограничен одной минутой.
В крупных SMM-агентствах есть специалисты, которые занимаются маркетинговой стратегией именно для сториз, потому что информация в сториз воспринимается совершенно иначе. Здесь и охват больше, чем у постов.
Интересные перспективы у мессенджеров. Накануне прочитала новость, что сейчас тестируют рекламу в WhatsApp. В следующем году, скорее всего, между сообщениями будет всплывать контекстная реклама. Ее тоже кому-то надо настраивать и запускать. Поэтому сфера SMM сейчас только развивается. Нам никуда от нее не деться, и перспективы развития лично у нас я вижу огромные. Надо только учиться, развиваться и работать.
Газеты и телевидение в традиционном понимании остались в прошлом, только консерваторы и люди после 50 могут воспринимать информацию раз в неделю или в вечерних новостях. Современным людям нужна информация круглосуточно. Мы перестроились на клиповое мышление – воспринимаем короткие посты и видео. Сейчас SMM и SEO-специалисты - самые востребованные, также, как и программисты, которые пишут приложения и сайты. Поэтому у нас в планах - учиться дальше и двигаться в сторону таргетинга, контекстной рекламы и прочих методов продвижения.