Кандастар Ассамблея

«А мне летать охота». Как обучают военных летчиков в Казахстане


 Наверное все мужчины в детстве мечтают стать летчиком или космонавтом. Но далеко не все       следуя за своими желаниями, могут воплотить фантазии в реальность. Актюбинский Военный           институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова       (ВИ СВО) – именно то место, куда приводят мечты будущих летчиков. Журналист EL.kz Салтанат     Сураганова побывала в Актобе, чтобы узнать, как обучают самых отважных мужчин Казахстана.


Кого берут в летчики

Институт готовит офицеров, которые проходят военную службу в рядах Вооруженных сил Казахстана, авиационных частях пограничных войск КНБ, специальных подразделениях МВД и МЧС.

«Для летных специальностей, в первую очередь, мы рассматриваем такие основные критерии, как состояние здоровья, первоначальный психофизиологический отбор, далее окончательный профессиональный психологический отбор, где селекция ведется именно по градациям: фронтовая авиация, армейская авиация, военно-транспортная авиация и так далее», - объясняет заместитель начальника Военного института по учебной и научной работе, подполковник Бауржан Куатов.


Результаты ЕНТ также имеют немаловажную роль. Средний бал зачисленных курсантов – 82,5. Физика, математика, химия, английский язык – основные дисциплины, которые выбирают абитуриенты для поступления в институт.

По словам Бауржана Куатова, 80-85% из числа поступающих желают стать летчиками, поэтому именно на летные специальности ведется очень жесткий отбор: в среднем на одно место претендует 9-10 ребят. Каждый абитуриент, проходя очередной этап, набирает свои бонусные баллы. В итоге, перед мандатной комиссией все эти баллы суммируются и составляется рейтинг.

«Мы выбираем ребят от максимального балла до минимального по порядку в соответствии с планом набора на текущий год поступления», - отмечает Бауржан Куатов.


Около 70% от общего числа абитуриентов отсеиваются. К слову, в этом году в институт поступило около 3 тыс личных дел, отбор прошли только порядка 100 курсантов. Одним словом, в институте учатся лучшие из лучших.

По каким специальностям готовят в ВИ СВО

ВИ СВО готовит офицеров по четырем инженерным специальностям и трем летным. За последние 5-6 лет также появились и новые специальности: «беспилотные летательные аппараты», «военная медицина» (военные хирурги, терапевты, врачи общей практики), «материально-техническое обеспечение полетов».


Так, в 2016 году был осуществлен первый набор по специальности «военная медицина». Обучение курсантов по освоению медицинских специальностей проходит на базе Западно-Казахстанского медицинского университета имени М.Оспанова, а основы военной науки курсанты познают в стенах Военного института. В прошлом году был первый выпуск военных медиков.

«Можно с уверенностью сказать, ВИ СВО уникален по сравнению с вузами постсоветских стран. Например, в Российской Федерации имеется отдельный институт для фронтовой авиации в Краснодаре, а вертолетчиков готовят в Сызрани, инженеров отдельно обучают в Воронеже. Здесь же обучение проходит по всем специальностям в одном институте», - рассказывает Бауржан Куатов.


Обучение в рамках Договора ОДКБ

ВИ СВО – единственное высшее военное учебное заведение в Центральной Азии, которое готовит авиационных специалистов для Вооруженных Сил государств-членов ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Так, на данный момент в Военном институте обучаются курсанты из Таджикистана и Кыргызстана. В прошлом году ВИ СВО завершил подготовку 12 специалистов из этих республик. Отметим, в рамках Договора ОДКБ, обучение для них абсолютно бесплатное.


Как на земле готовят к небу

В процессе обучения в ВИ СВО используются мультимедийные средства, процедурные тренажеры, цифровые образовательные ресурсы и другие современные технологии. Современные тренажеры полностью моделируют условия полета. Можно смоделировать любую местность, водную поверхность. Любое время суток и разные метеоусловия, направление и скорость ветра, нижнюю кромку облаков и горизонтальную видимость. И что ценно, так это даже при выполнении групповых полетов, можно остановить имитацию полета и показать курсантам их ошибки.




В институте установлены тренажеры: четыре учебно-боевых самолета L-39 и два учебно-боевых вертолета Ми-8МТ. Также тренажер группы руководства полетами, который позволяет курсантам получить и закрепить знания и действия в управлении полетами летательными аппаратами. Комплекс тренажеров полностью автоматизирован и позволяет отрабатывать учебные задачи как группе руководства полетами, так и пилотами во взаимодействии.




«Для курсантов 1-2 курсов фронтовой авиации мы организовываем летную практику в учебных авиационных центрах Республики Казахстан на легкомоторных самолетах, на 3-4 курсах наши курсанты летают на реактивной технике L-39 в городе Балхаш. А вертолетчики летают на аэродромах в городе Актобе и на нашем полевом аэродроме в Хлебодаровке», - объяснил Бауржан Куатов.






На базе института также есть военно-транспортный самолет Ан-26. Легкомоторных вертолетов в институте пока нет, поэтому курсантов армейской авиации с первого курса обучают на Ми-8. Эта же винтокрылая машина является выпускной.



Будущие пилоты военно-транспортной авиации на первом и втором курсах обучаются пилотированию на Zlin-242L, затем садятся за штурвал двухмоторных самолетов Ан-26 и Tecnam P2006T. Выпускной – Ан-26.




Курсанты и личный состав института постоянно проходят обучение стрельбе из стрелкового оружия.




«Следуй за мечтой»

Улан Аселбеков, курсант 3 курса летного батальона, уже 40 раз поднимался в небо. За два года налетал 60 часов. Сейчас Улан готовится к полету на боевых истребителях в городе Балхаш, где скорость боевых самолетов очень высокая – 700-800 км/час.


- Отбор в наш институт действительно жесткий. Подготовка состояла из 4 этапов. Словами трудно передать эмоции, что я испытал, когда узнал о зачислении. Из 300-400 абитуриентов смогли поступить только 100. Учиться конечно сложно, так как тут и высшая математика, и физика. Учимся с утра до вечера, делаем домашние задания. Вдобавок к этому еще заступаем в наряд.

После первого полета в Караганде я осознал, что скоро стану настоящим летчиком, будущим офицером. Почувствовал, какого это – быть среди облаков. Это непередаваемые ощущения. Мой первый полет состоялся 2 сентября 2020 года. Мы поднимались на высоту в 500-600 метров. Конечно, первые 10-15 секунд чувствовал страх, взволнованность. Но глядя на облака, забываешь обо всем. После окончания учебы хотелось бы попасть на службу в Талдыкоргане, потому что именно там базируются истребители последнего поколения – СУ-30, СУ-27.

Профессорско-преподавательский состав

Профессорско-преподавательский состав института – это почти 300 человек - укомплектован действующими офицерами ВС РК, а также офицерами запаса, состоявшие на должностях летно-инструкторского и инженерно-технического составов в строевых частях ВВС Сил воздушной обороны ВС РК, имеющими многолетний опыт эксплуатации авиационной техники. Среди преподавателей два доктора PhD, пятеро кандидатов наук и более сорока магистров. В летно-инструкторском составе около трех десятков специалистов (две авиаэскадрильи).

«Профессорско-преподавательский состав укомплектован на 98%. 50% - из числа военнослужащих по профилирующим дисциплинам, спецдисциплинам, 50% - из числа гражданских по общеобразовательным, гуманитарным, общественно-научным дисциплинам. Порядка 50% преподавателей до сих пор работают с 1975 года, с момента открытия Актюбинского высшего училища гражданской авиации. Есть преемственность поколений. Я сам являюсь выпускником данного училища», - говорит Бауржан Куатов.


Ежегодно профессорско-преподавательский состав направляется на курсы повышения квалификации в Национальный университет обороны РК и в гражданские высшие учебные заведения, а также в ведущие военные вузы Российской Федерации.

Обучение во время пандемии Covid-19

Обучение курсантов проводилось в форме самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя. Каждая учебная группа находилась в закрепленных аудиториях, в которых установлены технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска) и занимались самостоятельным изучением материала согласно расписанию занятий.


Курсанты проходили летную практику с соблюдением карантинных мер. Все аудитории для теоретического обучения постоянно дезинфицировались и обрабатываются по сей день. В институте говорят, что с начала пандемии не заболел ни один курсант. Заболевших не было и среди преподавателей.

Питание

Питание в институте трехразовое: завтрак, обед и ужин. В среднем, на одного курсанта выделяется около 2500 тенге в сутки. Завтрак включает в себя кашу, хлеб, сливочное масло, молочный продукт, чай, кофе. Обед состоит из первого и второго блюда, овощного салата, фруктов, компота, хлеба. На ужин подают в основном блюда из рыбы, колбасу, сыр и хлеб. 20 грамм меда – обязательная порция для каждого курсанта. Летным курсантам также в меню добавляют шоколад.


Перспективы

После выпуска специалисты обеспечены трудоустройством на 100 процентов и пользуются льготами, как и все военные. По окончании Военного института проводится отбор и распределение по вакантным должностям в воинские части СВО, ВВС, также отрабатываются заявки по необходимости укомплектования авиации КНБ. Зарплата военного летчика тоже мотивирует на успех. Молодой специалист получает в среднем 400 тыс тенге в месяц.


На днях в институте прошла церемония принятия присяги – самое важное и трогательное событие, где молодые курсанты получают наставления опытных военных и благословение близких, гордых за их выбор служить Родине.


________________________________________________________________

Небольшой экскурс в историю

22 августа 1998 года Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев вручил лейтенантские погоны первым выпускникам вуза.

За годы Независимости РК Военный институт обучил более 2600 курсантов для Сил воздушной обороны, Пограничной службы КНБ, Национальной гвардии МВД РК и МЧС.