Кандастар Ассамблея

Одиночество в семье: почему наши дети не общаются с нами и что с этим делать?


Современные дети знакомятся с гаджетами практически с пеленок. Нередко годовалый малыш может самостоятельно найти любимый мультик или игру в планшете. К пяти годам многие дети уже имеют собственный смартфон, с которым практически не расстаются. К чему это приводит, выяснял корреспондент El.kz.

Педагоги и психологи озадачены тем, что современные дети и подростки практически живут в своем виртуальном мире и зачастую совершенно не приспособлены к реальной жизни. Это проявляется в позднем развитии детей, отсутствии умения общаться, выражать и контролировать свои эмоции и чувства. О своих наблюдениях рассказала учитель начальных классов Людмила Волосатова.


- Людмила Геннадьевна, как сказывается частое и продолжительное пребывание в гаджетах на детях?

- Я, наверное, не открою Америку, когда скажу, что я больше вижу минусов, чем плюсов в том, что современных детей практически воспитывает Интернет. Самое печальное для меня, как для учителя начальных классов, неумение детей общаться между собой, разрешать небольшие конфликты мирным путем. Дети избегают общения, а некоторые даже бояться вербального контакта. У таких детей присутствует какая-то боязнь окружающего мира.

Современные дети склонны полагать, что для того, чтобы добиться успеха, стать популярным и зарабатывать на этом деньги, совсем не обязательно быть умным, учиться, читать книги, - достаточно просто покривляться. Ведь они видят, как другие блогеры именно таким путем завоевали успех у широкого круга пользователей Интернета. Если взрослый человек посмотрел, сделал выводы, что это несерьезно, то ребенок считает это нормой.

Что касается одиночества, оно становится все шире. Родители не разговаривают с детьми, не объясняют, что хорошо, а что плохо. Поэтому дети часто не видят границы. Ребенок не понимает, как себя вести, он смотрит на реакцию родителей. И если он видит, что мама (а неполные семьи встречаются сейчас очень часто) равнодушна к его проблемам, что ему остается делать? Либо телефон, либо улица. Но так как улица теперь редкое явление, остается гаджет.

- Это как-то проявляется в поведении и развитии детей?

- Безусловно. Сейчас очень часто в первый класс приходят дети с нарушениями речевого аппарата. Нередко им требуется помощь не только логопеда, но и дефектолога.

Самое интересное, когда разговариваешь с родителями этих детей, они искренне удивляются, что их дети не выговаривают несколько звуков, что у них нечеткая речь, что их не все могут понять. У меня стало складываться впечатление, что с детьми до школы никто не общался. На протяжении 33 лет работы я давно убедилась в том, что если ребенка дома любят, интересуются искренне его жизнью, у него всегда будет все получаться. Таких детей видно сразу, у них горят глаза, в которых видна любовь семьи и понимание. И даже не важно, есть у него дома гаджеты или нет. Все проблемы, на мой взгляд, из-за того, что люди не умеют общаться, то есть просто говорить.

Эту точку зрения с педагогами разделяют и психологи. Полимодальный психолог-терапевт Любовь Козаева отмечает, что за последние два года в условиях дистанционного обучения, работы и других ограничений эти проблемы особенно обострились.

- Любовь Леонидовна, какую картину Вы наблюдаете в свете последних событий?

- Я считаю, что идет в целом дезориентация общества, так как психика многих людей не успевает перестраиваться и адаптироваться к инновационным реалиям, которые мы были вынуждены принять в условиях пандемии.

На все происходящее у людей чаще всего возникает две реакции. Это сопротивление, либо ступор. Родители сами уходят в такое состояние, когда их психика замирает. А дети-то растут, процессы идут. И если мы взрослые не можем оказать им помощь, то куда им еще обращаться за ней? Самым доступным решением проблемы становится Интернет.

В семьях за последние два года произошли значительные трансформации. Некоторые семьи сплотились. Но как показывает статистика, пандемия увеличила процент разводов. И если взрослые ведут себя неэффективно - не умеют адаптироваться к происходящему, то и ребенок следует за реакцией взрослого. Дети уходят за поддержкой в Интернет.


За эти два года ко мне обращались подростки? У них произошло смещение восприятия реальности. Утром мы встаем, умываемся, одеваемся и выходим в социум. В социуме мы выполняем определенные функции, для детей это учеба в школе. После школы психика детей переключается на другой вид деятельности – кружки, прогулка, дом, отдых. Эти переключения психики очень символичны. Психика четко знает свою программу. Где-то идет перезагрузка, где-то перегруз. Таким образом мы можем регулировать баланс. Но когда это все происходит на одной и той же территории, мы не переключаемся, не происходит смена обстановки. Ребенок просыпается, в том же помещении учится онлайн, кружков на момент жестких карантинных мер не было, погулять тоже зачастую не удавалось. Дети проводили свободное время в основном за гаджетами опять же на той же территории. И так как никаких переключений не происходило, стрессогенность лишь нарастала. Психика детей в такой ситуации перестает контролировать все процессы и происходит полный дисбаланс.

Будни детей превратились в «день сурка». В результате ребенок теряет ориентацию в пространстве, путает день с ночью, впоследствии у многих детей возникают мигрени, развивается миопия из-за частого пребывания в гаджетах и другие проблемы со здоровьем. Родители тем временем заняты своими делами, как правило это тоже работа и общение онлайн, пребывание в различных чатах, где оживленно обсуждаются актуальные проблемы общества.

И пока каждый занят своим делом, у детей формируется отсутствие эмоционального интеллекта. Они перестают или не умеют правильно реагировать на определенные эмоции, становятся более циничными, холодными, многие не умеют любить. Эмоциональная связь у детей формируется до 5 лет, и если в этот период родители много общаются с ребенком, показывают ему свою любовь, его важность, то это на всю жизнь.

- Как вести себя родителям, чтобы ребенок не замыкался в себе и не предпочел виртуальный мир реальному?

- Когда мама приходит в поликлинику с ребенком, он бегает по коридору, у него развивается функция любопытства. Мама тем временем пытается усадить его и дает в руки телефон, вместо того, чтобы пройти по коридору и объяснить, что в этом кабинете деткам лечат зубки, а здесь такой врач принимает, а здесь горло, ушки и носик лечат. Родители сами блокируют в детях функцию любопытства и отправляют детей в мир искусственного интеллекта, который лишен эмоций. Из-за этого постепенно формируется одиночество. Ребенок не чувствует себя в безопасности. Родительская семья – мама, папа – это уровень безопасности. Но если родители обесточены, сами не в ресурсе, то и ребенку они ничего дать не могут. Ребенок остается один на один со всеми своими вопросами и проблемами. Где брать опыт? На кого опереться? Куда ведет психика? Самым доступным в данном случае становится Интернет.

Для детей сейчас жизнь происходит в виртуальном мире, а здесь в реальности они чувствуют себя гостями. И когда дети приходят к ней за помощью и жалуются на одиночество. Интернет – это искусственный интеллект, которому безразличны чьи-либо эмоции и чувства. Дети ужасаются, когда узнают, что они рабы всего этого. И когда взрослые подают им руку, чтобы выйти из всего этого, они с радостью принимают помощь.

- Какое решение Вы предлагаете? Нужно забрать у ребенка телефоны и планшеты?

- Ни в коем случае нельзя лишать ребенка гаджетов, так как это практически его жизнь. Но родителям необходимо постараться свести к минимуму пребывание детей за онлайн играми и просмотром видеороликов. В качестве профилактики каждые полчаса необходимо делать перерыв.

Если ребенок уже полчаса сидит за компьютером, планшетом, телефоном, надо встать, походить, сделать гимнастику для глаз. Кроме этого ребенок постоянно должен быть занят чем-то, чтобы на гаджеты оставалось от силы часа полтора. Это могут быть различные секции, кружки как для умственного, так и для физического развития.

Кроме того, родителям необходимо наладить общение со своими детьми. Для этого в семье должны быть ориентированные ценности – это совместные ужины, походы на праздники, в выходные дни обязательно должен быть совместный досуг.

Отцы мальчиков должны заниматься вопросами полового воспитания своих сыновей, вводить их в мужской мир. К примеру, вместе ездить на рыбалку, заниматься ремонтом машины в гараже, ходить в баню, в спортзал и прочее. Тем временем матери должны заниматься воспитанием дочерей: обучать девочек домашним делам - уборка, приготовление пищи, шитье, вместе ходить на фитнес, йогу, танцы. Но все это только профилактика.

- А если проблема уже есть. Как быть в таком случае?

- Если есть глобальные проблемы, рекомендую обращаться к специалистам и специальной литературе, которая есть в свободном доступе, в случае если люди стесняются идти к психологу. Стоит отметить, что само собой это не разрешится и проблемы с психикой детей могут с возрастом только усугубиться.

Очень важно, каких детей мы оставим после себя. Если дети будут эмоционально нищими, то мы в старости будем им не нужны.

К слову, именно для решения всех этих проблем я разработала свой собственный авторский проект «Ветер перемен», к реализации которого планирую приступить в ближайшее время. Я очень надеюсь, что это поможет многим семьям сохранить и наладить связь между собой и детьми, и выйти из кризисного состояния.

Фото автора.