Вселенная аль-Фараби. Часть 1

23.01.2020 1883

В чем заключалась суть мироздания по мнению «второго учителя»?


К 1150-летию аль-Фараби, портал «El.kz» запускает специальный проект - цикл статей под общим названием «Вселенная аль-Фараби», посвященных жизни и трудам великого ученого Востока, предлагаем вашему вниманию первую статью.  

Его называли «вторым учителем Востока», последователь традиционной древнегреческой философии Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби впитал и адаптировал учения Аристотеля, Платона и других легендарных ученых-мыслителей. Да, он не был современником античных натурфилософов, но тяга к науке, желание разгадать тайны мироздания и человеческой души, позволила ему стать величайшим ученым древности и культовой фигурой арабского Востока. Спустя более чем тысячу лет, учения и идеи философа остаются актуальными и более того по-прежнему способны вызвать бурную полемику.

Феномен ученого и мыслителя

Говоря о феномене аль-Фараби нельзя не упомянуть сферы деятельности, которыми он занимался. Причем занимался не поверхностно, а изучал на протяжении всей жизни, выдвигая гипотезы, экспериментируя, анализируя, систематизируя, интерпретируя, комментируя труды мыслителей прошлых веков. На основе этих данных и своих исследований аль-Фараби создал новый способ понимания мира и восприятия всего сущего, который и стал основой философии Востока в период средневековья. Наверное, не было учений, которыми бы не интересовался философ, это и точные науки: математика, логика, медицина, его интересовало искусство в частности музыка, он увлеченно изучал небесные светила, отлично знал космологию, а также религию, педагогику, политику, филологию. Несмотря на то что данных о его жизни до наших дней дошло мало, информации о его трудах вполне достаточно, чтобы убедиться в том насколько разносторонним и глубоким умом обладал аль-Фараби.  

На фото: аль-Фараби (приб 870-951 г. н.э.)

Вселенная аль-Фараби

Философия ученого – это «карта» мироздания, которая являлась ориентиром для людей того времени. Но несмотря на то что трактаты аль-Фараби хорошо изучены, современные философы продолжают разгадывать смыслы, которые он заложил в своих многочисленных трудах. Философия эта – многогранна, и чтобы ее понять необходимо внимательно вчитываться в каждое предложение. В чем же заключается суть мироздания учителя Востока? Какими понятиями он оперирует, раскрывая главные иди своих трактатов? На сколько сильно античные мыслители повлияли на его картину мира?

Утопия или реальность?

Аль-Фараби является последователем первооткрывателя античной философии для арабского мира - философа аль-Кинди, жившего приблизительно в середине IX века. Именно аль-Кинди стал начинателем восточного перипатетизма. Аль-Кинди также, как и древнегреческий философ Аристотель полагал, что наш разум является главным источником познания окружающего мира. А познание по его определению состоит из таких ступеней как логика и математика, естественные науки и метафизика. При этом человек, который хочет познать суть бытия, должен изучать знания и опыт прошлых цивилизаций, других народов живших на других землях.

                                     

На фото: аль-Кинди (около 801—873 г н.э)

Однако в философии Аристотеля и аль-Кинди были существенные расхождения. Одно из главных отличий – отношение к познанию. Если Аристотель считал, что разум человека есть инструмент познания истины, то аль-Кинди выдвигал понятие божественного знания, которым Всевышний наделят избранных. Противоположными были и идеи в отношении понятия «конечность мира». Греческий философ, признавая конечность мира, допускал его вечность во времени, при этом аль-Кинди утверждал: «мир существует пока на это есть воля Всевышнего». Что говорит о более важной роли Творца в создании всего сущего.   

Аль-Фараби был ярким представителем «восточного перипатетизма» (помимо аль-Фараби приверженцами этой философии были Ибн-Сина, Ибн Рушд и другие), это учения, которые брали за основу труды Аристотеля и Платона.   

В своих трудах аль-Фараби размышлял о таких понятиях как: сущность, сущее, субстанция, душа, вселенная, разум, то есть о базовых философских единицах. Это и подчеркивает его приверженность к античной философии. Однако «восточный аристотелизм» был явлением уникальным, несмотря на единство с древнегреческими идеями, он обладал своей особенностью. Аль-Фараби рассуждает об идеальном государстве, идеальном правителе и идеальном обществе. Одни из самых популярных его работ «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга изучения общества и других». Особенность философии аль-Фараби заключается в том, что он, опираясь на взгляды античности и мусульманства Востока создал свою теорию образцового общества. Идеи аль-Фараби – это идеи наивысшего гуманизма, ведь не зря он пишет об обществе, в котором все люди счастливы и готовы всегда прийти на помощь друг другу. По мнению философа человек, пришел в этот мир чтобы быть счастливым.  Философ задавался такими вечными вопросами, как смыслы жизни, проблемы бытия, как соответствовать принципам добра, любви и красоты.

                                

На фото: бюст Аристотеля (384-322 г до н.э.). 

По мнению казахстанских ученых-философов, фарабиведов академика НАН РК А.Н Нысанбаева, Г.К Курмангалиева и других (монография «Аль-Фараби и развитие восточной философии», 2005 г), восточный перипатетизм, не сливается с религиозным мировоззрением ислама, оставаясь обособленным от него, однако находясь с ним в тесной связи.  Путь к постижению Бога, аль-Фараби представлял через философию. Более того из тезисов философа стало ясно, что ислам способствовал развитию философии, вот такое вот взаимовлияние. Ученый считал, что философия и религия имеют одинаковые права существования в обществе.  При этом у них лишь разные адресаты, но в общем же, по его мнению, и философия и религия имеют одну цель – постичь истину человеческого бытия и Бога. Философ отмечал, что мир целостен благодаря Творцу, т.к он есть его творение и вне Бога мир существовать не может, без него он попросту потеряет целостность.

Аль-Фараби полагал, что в идеальном государстве должен присутствовать божественный порядок, обеспечить этот самый порядок должен правитель, - говорил философ. В одном из своих трактатов он писал, что умение руководить государством – одно из самых сильных искусств, также очень большую роль играют добродетель, знания и мышление такого правителя. Более того аль-Фараби ставил знак равенстве между такими понятиями как «философ», «правитель», «законодатель», «имам».

Изучая этические вопросы, аль-Фараби разработал идеи знания, рационализма, гармонии в человеке, его совершенства, гуманизма. И что очень важно, спустя многие века его последователями в своих философских взглядах стали исследователи и общественные деятели Казахстана, такие как М. Чокай, М. Жумабаев и другие.

Основываясь на опыте Аристотеля аль-Фараби предлагает, новый и расширенный вариант классификации наук, которые были актуальны как в Древней Греции, так и в средневековом Востоке.  Он включил 5 разделов, которые способны охватить весь спектр научных знаний: наука о языке, то есть грамматика; наука о том, как мы мыслим – логика (она универсальна вне зависимости от языка); математика и ее составные алгебра, геометрия и арифметика; наука о телах – физика и противоположная ей наука о бытие, вере в Бога – метафизика; и широкий спектр наук об обществе (аналоги современной экономики, политики, юриспруденции)

Однако в трудах об идеальном государстве и обществе в своей книге «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», аль-Фараби ближе не к Аристотелю, а к еще более раннему древнегреческому мыслителю, ученику Сократа -  Платону (Афины V-IV век до н.э.). Как известно именно Платон является автором утопического диалога «Государство», в котором он рассуждает об идеальным политическом строе, стержень которого – справедливость. При этом идеальное государство по Платону состоит из аристократии, где правителями будут философы.

На фото: бюст Платона (427 - 347 г до н.э.)

В свою очередь античный мыслитель разделяет государственный уклад на три сословия: высшее – мудрецы-философы, стражи или воины, и остальные граждане, то есть народ – «демос».  Здесь мы находим достаточно много общего у аль-Фараби с Платоном. Ведь у аль-Фараби правитель – это мудрейший монарх-философ, который осуществляет помимо светской (то есть само правление) и религиозную функцию. Такой правитель не тщеславен, так как является просвещённым, он обладает наивысшими качествами добродетели, умом, смелостью и самое главное он не стремится к власти как таковой – его миссия сделать государство (город) гармоничным, а каждого его жителя счастливым. Да, добродетельный город у аль-Фараби подобно государству Платона разделяется на сословия, при этом это разделение не приводит к конфликту, к борьбе за «место под солнцем», никто никого не принуждает, не доминирует. Граждан такого государства объединяет одна благая цель – счастливая жизнь сообща, аналогии он проводит с организмом человека, где все органы важны так как работают ради одной цели – здоровое функционирование человека. Таким образом учения аль-Фараби уникальны и тем что он был первым философом того времени на Востоке, кто анализировал общественную и политическую жизнь человека.

Стоит отметить, что, изучая труды таких философов как аль-Фараби, Платон, Аристотель замечаешь аналогии с идеями более поздних философов Европы. Тот же труд «Город Солнца» («La città del Sole») известного итальянского гуманиста Томмазо Кампанеллы (1568-1639 годы) имеет подобные утопические взгляды, о создании идеального добродетельного государства, что явно указывает на связь с философами античного мира.

Как я упомянул выше идеи аль-Фараби, спектр его интересов очень широк, поэтому в следующих материалах мы подробнее остановимся на других его фундаментальных исследованиях.