Лента новостей

Школа, открывающая «окно» в Мир!

Назарбаев Интеллектуальная школа города Астаны в ноябре 2015 года получила статус Международного Бакалавриата 
Школа, открывающая «окно» в Мир!
31.08.2017 10:38 16721

Назарбаев Интеллектуальная школа города Астаны в ноябре 2015 года получила статус Международного Бакалавриата (IB) по программе Основной школы. Это единственная школа из сети Назарбаев Интеллектуальных школ, которая ведет обучение по программе МБ. 

По всему миру школы Международного Бакалавриата разделяют общую философию, где главной ценностью учебных программ является саморазвитие учеников. Назарабаев Интеллектуальная школа считает эту ценность самой важной в своей жизнедеятельности и стремится к внедрению лучших достижений международной науки. 

Школа предлагает программу Основной школы для учеников в возрасте с 12 до 16 лет с 7 – по 10 классы. Далее следует универсальный курс подготовки старшеклассников в возрасте 16-18 лет к поступлению в ведущие университеты мира. О том, чем занимается интеллектуальная школа IB, обо всем по порядку в интервью с директором школы Байтуковым Арсеном. 

- Арсен Кастаевич, расскажите подробно о программе Международного Бакалавриата?

- Тут на самом деле все очень просто. Абсолютно любая школа в мире, которая хочет реализовывать программу Международного бакалавриата и получить статус школы IB, сначала должна пройти процесс авторизации. В процессе авторизации к школам выдвигаются ряд требований в плане подготовки специалистов, административного устройства, учебной программы, оценивания учеников, что подразумевает надлежащую подготовку к успешному внедрению программы IB. 

Но самое главное внимание уделяется к миссии и ценностям, заложенным в работе школы. В данном случае школа рассматривается как сообщество. То есть учителя и руководство школ совместно с учениками и их родителями должны прийти к какой-то миссии в долгосрочной перспективе. Потом определяются ценности, которые не должны идти в разрез с ценностями Международного Бакалавриата. В принципе, они общечеловечны и общепонятны, здесь, я думаю, проблем ни у кого не возникает.  Но, легко написать красиво на бумаге миссию и ценности, но тяжело и принять их и использовать каждый день в работе. Например, одной из наших ценностей, в том числе и Международного Бакалавриата, является открытость. 

Тут возникает вопрос, насколько директор какой-нибудь другой школы может позволить себе быть открытым, насколько учителя с 30-летним стажем могут поменять свое мышление и открыться ученикам?  

Поэтому Международный бакалавриат в основном обращает внимание именно на это - насколько правдиво мы применяем на практике ценности и те вещи, о чем мы заявляем на бумагах в процессе авторизации.

- И в чем же основные отличия школы IB от других интеллектуальных школ? 

- В первую очередь мы отличаемся учебной программой. Если обратиться к истории системы школ IB, то можно понять, что объединяющим звеном этой системы является упор учебной программы на реализацию потенциала учеников. В конце 60-ых – в начале 70-ых годов в мире, на заре развития дипломатического корпуса между различными странами после пережитых последствий Второй мировой войны, детей многих дипломатов объединяла одна общая проблема.  Они часто переезжали из страны в страну и терялись в учебных программах, каждый раз приспосабливаясь к новым школам. Так зародилась идея создания единой системы школ по всему миру. Следовательно, мы отличаемся от других казахстанских школ программой обучения. У нас нет 5-ти бальной системы оценивания.

Успеваемость детей оценивается двумя методами – это формативное  и суммативное оценивания. Формативное оценивание – это когда мы даем обратную связь ученикам. То есть даем направления в процессе обучения на основе промежуточных результатов. Это как поход на диагностику к врачу - помимо диагноза, он говорит вам о мерах, которые вы должны предпринять, чтобы выздороветь. Каждый урок, каждый определенный период я даю детям обратную связь, что нужно сделать, чтобы к концу года или месяца получить определенную оценку. А суммативно оцениваются достижения, полученные учениками в конце единицы обучения, полугодия и года. 

Программа, помимо академической части, имеет большой пласт в виде философии и ценностей. Например, не столь важно научить ребенка всем формулам по физике, сколько показать ребенку суть любой науки, привить ему понимание, что наука не создавалась единым каким-то государством, дать понять, что весь мир в этом участвовал.  Нам важнее дать какие-то навыки, чтобы ученик в дальнейшем мог понимать и применять их не только в казахстанских высших учебных заведениях, но и за рубежом. 

- Сколько иностранных учителей задействованы в работе школы? 

- Учитывая специфику Международного Бакалавриата, у нас работают больше иностранных учителей по сравнению с другими интеллектуальными школами.  Их более 15 человек. Они нам действительно необходимы, потому что не все казахстанские учителя владеют программой Международного бакалавриата. То есть нужен определенный период, чтобы у нас появились такие специалисты. В среднем обучение учителей программе Международного бакалавриата занимает 3 года. Первые 2 года учитель работает в паре с иностранцем, а на третий год он уже самостоятельно подтверждает свою квалификацию. 

На данный момент иностранные коллеги отмечают, что в нашей школе уже сформировался костяк учителей, которые готовы самостоятельно преподавать на иностранных языках по программе Международного Бакалавриата. Самое значительное, что хотелось бы отметить, они показывают очень хорошие результаты, даже лучше, чем наши иностранные коллеги. Касательно наших учеников, без разницы нашей школы или других Назарбаев интеллектуальных школ иностранные учителя отмечают большую мотивацию. Это понятно, потому что, учеников мы отбираем по конкурсу. Здесь учатся дети с большой мотивацией, которые захотели и поступили благодаря своему отношению к учебе и занятиям. 

- Допустим, вы отправляете стажироваться учителей за границу, чтобы их подготовить к работе в Назарбаев интеллектуальных школах. Расскажите о конкретных достижениях этих учителей. 

- Мы не всегда отправляем своих учителей за рубеж, это ошибочное мнение. Например, в нашей школе из запланированных мероприятий на этот год по повышению квалификации только около 5% будут проходить за рубежом. Опять-таки, здесь нельзя забывать о том, что у нас в школе работают наши иностранные коллеги, некоторые из них являются тренерами. Этот пункт в резюме, на который мы обращаем внимание, когда принимаем их на работу. 
Помимо этого, Международный Бакалавриат предлагает учителям он-лайн курсы обучения программе. То есть абсолютно любой учитель может пройти такой курс, не выезжая за границу. В принципе, в бюджет школы мы эти курсы закладываем, но, если учитель захочет пройти их самостоятельно – это его право. 

Достижение школы – это наши выпускники, которые в прошлом учебном году по результатам выпускных экзаменов показали средний балл выше, чем средний показатель по всему миру.  На сегодняшний день Международный Бакалавриат объединяет порядка 2 628 школ в 135 странах мира. В 2016 году средний показатель в мире составил 80% от максимального балла, а наши ученики в 2015 году показали результат в 88%, а в 2017 году 89%. В 2016 году у нас выпуска не было.  

Из порядка 90 учеников в среднем 50 наших выпускников входят в порог выше 30%, то есть это тот балл, когда они автоматом поступают Назарбаев университет без дополнительных экзаменов. Я считаю, что эти цифры подтверждают повышение квалификации наших учителей.

За 6 лет существования школы, помимо достижений, есть успехи наших учеников в различных международных олимпиадах и научных проектах. Например, в этом году наш выпускник Нурпейс Баймухан поступил в 4 вуза мира, которые предложили ему полные стипендии. На выпускных экзаменах он набрал 42 балла из возможных 45, войдя таким образом в 1% учеников по всему миру, которые имеют такой балл. 

- Как осуществляется прием в школу учеников? Давайте наглядно объясним весь алгоритм, который будет понятен родителям. 

- Алгоритм поступления у нас такой же, как и во все другие Назарбаев интеллектуальные школы. Осенью начинается формирование так называемых каникулярных он-лайн школ, то есть ученик любой школы республики Казахстан может подать заявку на сайте http://nis.edu.kz/ на участие в онлайн школе. После в течение определенного периода онлайн-система дает ему задания, которые он должен выполнять.

После завершения обучения в он-лайн школе на зимних каникулах мы приглашаем всех учеников на дополнительные занятия, которые проводятся абсолютно бесплатно. Это является эффективным методом подготовки в Назарбаев интеллектуальную школу, потому что мы сами ее проводим. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали дети с высокими знаниями. Помимо бесплатных дополнительных занятий на зимних каникулах, дальше ученик может проходить платные онлайн тестирования в нашей школе. Для этого тоже нужно подать заявку на нашем сайте. 

На следующем этапе, уже в конце декабря или в начале января на 40 дней объявляется прием документов на конкурс. То есть родителям и ученикам предоставляется больше месяца времени, чтобы прийти в школу и подать свои документы. После приема документов, приблизительно в 20-ых числах марта, абитуриенты сдают вступительные экзамены. Они длятся 2 дня. В первый день дети сдают предметные тесты, во второй день уже тесты по способностям, например, по пространственному мышлению. Что нам дает второй день вступительных экзаменов? Второй день дает шанс не упустить детей, которые могут быть на данный момент академически неподготовленными, но имеют от природы хорошую логику и другие выдающиеся умственные способности. Оба теста разработаны совместно с ведущими международными тестовыми центрами как CTY и институт Джона Хопкинса. 

Результаты экзаменов сразу в тот же день перенаправляются за границу на проверку к нашим иностранным партнерам. В середине июня выходят результаты тестов в виде ранжированного и алфавитного списков. Ранжированный список составляется по баллам, от максимального до конечного. Приблизительно у нас каждый учебный год открываются от 2 до 4 классов как с казахским языком обучения, так и с русским в каждой. Следовательно у первых 40 претендентов в ранжированном списке бывает больше шансов поступить, а остальном учащиеся уже отбираются в зависимости от количества вакантных мест на тот или иной период. И вот в принципе вот весь алгоритм.  

Подготовка в он-лайн школе, далее «каникулярка», если нужно дополнительно сдаете пробные тесты , в течение января объявляется прием документов, в марте сдаете сам экзамен, летом выходят результаты. 

- Расскажите о перспективах выпускников школы Международного бакалавриата?

- Перспективы на данный момент уникальны. Потому что, наш сертификат признан многими ведущими университетами по всему миру. Обладатель диплома IB может рассчитывать на поступление без дополнительных экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. А их очень много: сертификат IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах мира. 

Это не значит, что, если выпускник хочет поступать в казахстанский вуз, Международный бакалавриат для него бесполезен. IB ценен не только дипломом: это богатый опыт индивидуальных работ, то есть вся наша программа с 7 по 12 класс требует от ребенка индивидуальных ежегодных работ, также программа учит к самостоятельности и ответственности, развивает исследовательские навыки и укрепляет учебную мотивацию и саморазвитие. Школьники учатся к критическому мышлению, принимают активное участие в процессе обучения, развивают навыки самостоятельной работы. 

То есть программа IB не ориентирована на ЕНТ. Вот с этим у нас сейчас основная загвоздка в выпускных классах, мы не готовим детей к ЕНТ. Конечно, мы проводим дополнительные курсы, но это не основное время. Основное время мы уделяем к сдаче международного экзамена. 

Почему уникальные перспективы, потому что, наша школа - единственная школа IB, поддерживаемая государством, в которой можно бесплатно обучиться и получить международный сертификат. В среднем в Европе такое обучение стоит 30 тыс. евро.

- Какими дополнительными навыками должен обладать учитель, чтобы устроиться работать в школу IB? Например, каковы шансы учителя с районной школы успешно пройти собеседование и преподавать в вашей школе?

- Учитель с районной школы прямо сейчас сидит перед вами. Я пришел в эту школу, будучи учителем средней школы. Основные ценности в работе учителей, я думаю, это коллаборативность и не пассивность. То есть, если учитель активный, ставит перед собой какие-то цели и не хочет отсиживаться и плыть по течению, то в нашей школе достаточно большой спектр направлений развития. 

Лично я участвовал с первых дней основания этой школы по авторизации в программе Международного Бакалавриата, в то время я работал здесь учителем физики, то есть директором школы я стал буквально в январе, когда предыдущий директор школы был принят на работу в Департамент образования города Астаны. Изначально я не ставил перед собой цель быть директором, но так получилось, что проекты, которые мне поручали, каждый год становились интереснее, я их исполнял с большим энтузиазмом.  В итоге в 2013 году мне поручили строительство школы и открытие новой школы в городе Тараз. Спустя 4 года реализации проекта в Таразе, я приехал обратно. С 2017 года мне поручили ответственную должность директора школы. 

То есть не будьте пассивными, понимайте для чего вам нужно развиваться, как нужно развиваться и успех не заставит долго ждать. 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!