Лента новостей

Сенатор перечислил проблемы в строительстве дорог в Казахстане

Уровень транспортной системы является одним из важнейших условий в развитии экономики и социального уровня жизни страны.
Сенатор перечислил проблемы в строительстве дорог в Казахстане
Фото: ©El.kz/Марина РУЗМАТОВА/ChatGPT 16.02.2024 10:36 1015

Доля транспортной отрасли в экономике по итогам 2022 года составила 6,4% или 10,9 трлн тенге, с ростом на 12% по сравнению с 2021 годом. Тем не менее данная отрасль намного отстает в сравнении с отраслями промышленности (68,1%), оптовой и розничной торговли (14,1%), сообщает El.kz.

Низкий уровень содержания дорог, недостаточные объемы ремонтных и особенно реконструктивных работ, а также возросшая за последние годы интенсивность движения – факторы, способствующие активному разрушению дорожных конструкций. Несущая способность конструкций из год в год снижается. Снижается качество покрытий и уровень надежности. Все это вызывают вопросы и приводит к тому, что обычные мероприятия по содержанию и ремонту дорог не могут соответствовать возросшим требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям дорог по поддержанию высокой скорости и безопасности движения. Об этом Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил в своем выступлении на расширенном заседании Правительства. «...казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается».

Следующая проблема – незавершенность модернизации и ремонта дорог. Как сказал Касым-Жомарт Токаев  «До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы Астана – Балхаш – Алматы, который был начат еще в 2017 году. Более пяти лет ремонтируются и другие республиканские дороги: Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Талдыкорган – Усть-Каменогорск».

В этой связи, Президент дал конкретные поручения государственным органам.

Хочу также выделить системные проблемы, актуальные для всех регионов:

- длительность и сложность согласования процедур при получении займов международных финансовых организаций (Всемирный Банк, АБР);

- удорожание строительно-монтажных работ и длительность процедур корректировки стоимости проектов;

- значительная часть автодорог не имеет твердого покрытия и находится в неудовлетворительном техническом состоянии;

низкий удельный вес экологически чистого автотранспорта;

и как следствие, высокие показатели аварийности и смертности на дорогах.

Эти и другие вопросы требуют скорейшего решения. При этом проблемы усугубляются большой территорией и соответственно значительной протяженностью дорог, низкой плотностью населения в Казахстане.

С учетом тенденции развития автомобильного транспорта, технический уровень существующих дорог необходимо привести в соответствие с перспективной интенсивностью и составом транспортных потоков. Решить данную задачу за счет капитальных ремонтов не представляется возможным. Необходима полная реконструкция существующих дорог, об этом также отметил Глава государства в своем выступлении.

За последние 6 лет наблюдается сокращение доли финансирования республиканских дорог в общем объеме финансирования и содержания дорог общего пользования, снизившись с 70,7 % в 2016 году до 47,3 % в 2021 году.

Одним из путей решения вышеуказанных проблем и в целом для развития автодорожной отрасли, полагаем целесообразным провести Министерству транспорта комплексный анализ развития автодорожной отрасли с расчетом, технической оценки имеющихся дорог, мониторингом, анализом потребностей экономики, включая крупные промышленные предприятия, а также экономический эффект от строительства, реконструкции и модернизации автодорог.

Следует провести многофакторное обследование состояния дорог, с составлением единой базы паспортизации дорог (расчеты,  примененные материалы, количество проживающего населения, данные проведенного ремонта и/или реконструкции, технологии). Это позволит осуществлять качественный и независимый выбор проектов для финансирования.

Также необходимо создать эффективную систему гос контроля качества строительно-дорожных работ и материалов, а также предусмотреть ответственность за некачественное выполнение работ.

Я всесторонне поддерживаю инициативы, озвученные Главой государства. Сенаторы законодательно готовы выработать комплексные предложения для решения актуальных вопросов и системных проблем в сфере строительства, модернизации и содержания автомобильных дорог.

Для реализации инициатив Парламент тесно взаимодействует с  Правительством, центральными и местными гос органами в решении  социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

Депутат Сената

Парламента Республики Казахстан

Серик Шайдаров

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!