Рождение легенды
Поселок Косшы, известен не только своим соседством с Астаной, но и молодыми мастерами, которые изготавливают музыкальные инструменты. Братья Айбат и Кокей Меллатулы, созданием домбр занимаются на протяжении 20 лет. Корреспондент El.kz побывал в их мастерской и увидел, как рождается инструмент-легенда.
Айбат показывает свои недавние работы, это несколько домбр, ожидающих своих первых хозяев. У каждой домбры свое назначение: одна звучит громче, другая тише, все зависит от толщины дерева и формы домбры.
- Вот эта предназначена для кюев, а эта больше подходит для пения, - показывает Айбат.
Мастерская, где рождаются инструменты разместилась в небольшой пристройке рядом с домом, в котором живут братья. Айбат имеет диплом учителя информатики, но по профессии не работал, полностью посвятил себя любимому ремеслу.
Каждые десять минут над мастерской пролетают гражданские самолеты, - недалеко от поселка находится аэропорт. Однако звуки двигателей совсем не мешают создавать звуки музыки, говорят братья.
Айбат свою первую домбру сделал, когда ему было всего 12 и с того времени он не расстается с этим ремеслом. Любовь к непростому делу братьям привил отец, - талантливый кюйши и мастер по изготовлению музыкальных инструментов и мебели.
- С детства наблюдали как отец работал в мастерской. Сперва он нам давал простые поручения, что-то построгать, отпилить. Потом, как мы навыками овладели, начали сами пробовать. И я помню, как первую свою домбру сделал за летние каникулы. – вспоминает Айбат.
Айбат признается, что за 20 лет, смастерил около двух тысяч инструментов. На создание одной самой простой домбры у братьев уходит от трех до пяти дней. Если же инструмент делается из дорогого дерева, то иногда требуется больше месяца.
- Мы делаем из разных пород дерева, есть красное дерево – сапеле называется. Из него часто делают музыкальные инструменты, его из Индонезии привезли. Есть материал из Турции. Также делаем из наших пород - это в первую очередь берёза. Она бывает нескольких видов. Главное, чтобы дерево было сухим. Нельзя сказать, что порода дерева сильно влияет на звук будущего инструмента, главное - руки мастера, того, кто сделал домбру и того, кто на ней играет. У наших великих акынов и композиторов как Акан-сері, Біржан-сал ведь инструменты были не из дорогого дерева, в основном была береза, ель или сосна.
Как известно, домбра бывает двух видов: сборная состоящая из разных частей, и цельная вырезанная из большого куска дерева. В этой мастерской специализируются на сборной. Рождение инструмента начинается с неприглядного бруска. После того как дерево выбрано начинается его обработка.
- Создание акустической части домбры, требует от материала очень хорошей гибкости. Поэтому мы его увлажняем, и через 15-20 минут элемент готов к следующему этапу. Далее мастер должен очень осторожно гнуть эти рейки, - поясняет Айбат.
Интересно, о чем размышляет мастер, когда делает домбру? Как рассказал Айбат в этот момент он представляет, как люди играют на его инструменте, и какой звук издает домбра. Именно поэтому самый любимый этап у мастера – финальный, проверка на звучание.
- В первую очередь все это делается для наслаждения людей, наслаждаться должен и тот, кто играет и тот, кто слушает. Это очень важно. Вот об этом я думаю. А еще я не приступаю к работе если у меня плохое настроение, ведь тогда инструмент может не получиться. Если человек раздражен это отражается на его руках, они могут быть напряжены, а дерево нужно очень тонко чувствовать. Поэтому перед работой нужно освободиться от негативных мыслей, - отмечает мастер.
Далее вытачивается гриф будущей домбры. На этом этапе от мастера требуется предельная аккуратность. Сборка корпуса также очень ответственный момент ведь все элементы должны идеально подходить друг к другу. После следует череда кропотливых замеров с использованием специальных трафаретов, итоговая обработка, покраска и подборка струн.
Новые инструменты обязательно проходят тестирование, на звучание, и удобство, причем тестируют их сами мастера. Айбат виртуозно играет на домбре, хотя и не имеет музыкального образования, с шести лет он не выпускает из рук инструмент. Для нас он исполнил один из своих любимых кюев – «Адай».
Как Айбат исполняет кюй на новой домбре, вы можете послушать в этом аудиофайле:
Раньше инструменты создавались для души и заказы были редкостью, говорит Айбат. Идея же создать семейный бизнес пришла не так давно – три года назад. Сегодня у каждого инструмента есть свой ценник.
- Цены на инструмент разные от 35 до 330 тысяч тенге. Цена конечно зависит от материала, если используется местная береза или ель, то домбра будет дешевле. Если дерево привезено, например, из Украины, или Индонезии, то в несколько раз дороже.
Как говорит мастер, их основные клиенты, профессиональные кюйши и студенты музыкальных школ. Айбат признается, что заказов много и от большинства из них приходится отказываться, - не позволяют производственные мощности. Например, совсем недавно не приняли заказ на несколько миллионов тенге. В планах у братьев будущем году построить цех, и поставить там профессиональное оборудование.
- Когда будет цех в месяц можно делать не по 20 инструментов как сейчас, а по сто и больше. И не только домбру, но и кобыз, шертер, жетыген будем успевать мастерить. Землю под цех власти обещали дать. Конечно помощников нужно будет набрать,- делится мастер.
Как у всех мастеров у Айбата и Кокея есть мечта, но не о создании шедевра, самой звонкой или красивой домбры, они хотят, чтобы их инструменты пробуждали у людей любовь к казахским традициям и культуре.