Лента новостей

Рост киберпреступности: какие угрозы подстерегают казахстанцев в сети

Казахстан сталкивается с ростом киберпреступности, особенно интернет-мошенничества, что требует усиления мер безопасности и повышения финансовой грамотности граждан. Для защиты от мошенников необходимо улучшить координацию между ведомствами, внедрить новые технологии безопасности и провести широкую разъяснительную работу среди населения.
Рост киберпреступности: какие угрозы подстерегают казахстанцев в сети
Фото: ©El.kz/Ербол БЕКБОЛАТ/Midjourney 22.05.2024 13:10 500

В последние годы Казахстан столкнулся с серьезной проблемой роста киберпреступности, особенно интернет-мошенничества. Этот вопрос вызывает все большую обеспокоенность среди населения и становится предметом пристального внимания со стороны государственных органов. Депутат Сената Евгений Больгерт направил депутатский запрос по вопросам киберпреступности в Казахстане премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову, передает El.kz.

С развитием цифровых сервисов в банковской сфере, онлайн-торговле и переводом государственных услуг в цифровой формат, жизнь граждан стала намного удобнее. Однако это удобство имеет и обратную сторону. Многие жители оказались не готовы к такому стремительному внедрению информационных технологий, что привело к росту случаев интернет-мошенничества. Методы, используемые злоумышленниками, становятся все сложнее и изощреннее.

Интернет-мошенничество на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов преступлений в стране, составляя почти половину (47,3%) всех случаев мошенничества и около 15% от общей преступности. За первые шесть месяцев текущего года было зарегистрировано 9462 случая таких преступлений. За последние семь лет количество киберпреступлений в Казахстане выросло более чем в десять раз: с 2046 в 2017 году до 21637 в 2023 году.

В прошлом году доля интернет-мошенничеств в общем числе мошенничеств составила 50% (21637 из 43895 преступлений), что также представляет собой 18,7% от всех общеуголовных преступлений. Ущерб, причиненный гражданам, составил 21 миллиард тенге. За этими цифрами скрываются реальные человеческие трагедии: потерянные сбережения, накопления на обучение детей, первоначальные взносы на покупку жилья и другие важные финансовые цели.

Особую тревогу вызывает связь между материальными потерями и уровнем самоубийств в стране. По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан занимает 18-е место в мире по уровню самоубийств. Основной причиной суицидов является тяжелое материальное положение, вызванное банкротством, долгами и кредитами.

Одной из ключевых причин роста интернет-мошенничества является низкая финансовая грамотность населения. В условиях стремительного развития интернет-технологий это создает благоприятную почву для мошенников. Около половины казахстанцев (48,2%) получают информацию о финансах из социальных сетей, а 12,8% вообще не интересуются этой темой. В развитых странах курс «Финансовая грамотность» включен в школьную программу, что помогает гражданам лучше ориентироваться в финансовых вопросах.

Недостаточная финансовая грамотность ведет к расточительству, неумению экономить и нерациональному использованию ресурсов (вода, электро- и теплоэнергия и т.д.). Президент страны назвал расточительство социальным пороком, с которым необходимо активно бороться.

Для борьбы с киберпреступностью и повышения финансовой грамотности населения необходимы комплексные меры. Важно не только реагировать на последствия преступлений, но и активно работать над устранением их причин, включая образовательные инициативы и усиление мер безопасности в цифровой сфере.

Статистика показывает, что наиболее распространенные способы интернет-мошенничества включают:

  • Размещение ложных онлайн-объявлений о товарах и услугах: В январе текущего года было совершено 741 из 1871 интернет-мошенничества подобного рода, а в 2023 году – 8191 из 21637.
  • Предложение выгодных инвестиций в несуществующие проекты.
  • Хищение денежных средств со счетов граждан путем обзвона под видом сотрудников банков и правоохранительных органов.

Операторы сотовой связи блокируют сотни тысяч зарубежных звонков с подменных номеров, но мошенники обходят эти фильтры с помощью SIP-телефонии или SIМ-боксов, которые переводят телефонный трафик в интернет.

Особенно распространено мошенничество через популярные мессенджеры, такие как WhatsApp и Telegram. Используя различные технологии, злоумышленники получают удаленный доступ к смартфонам граждан, откуда организуют фейковые рассылки, запросы на переводы денежных средств и сборы на благотворительность. Современные технологии, такие как deepfake, позволяют без труда подделать голос и внешний вид любого человека.

Большинство мошеннических действий, связанных с оформлением онлайн-кредитов и займов на доверчивых граждан, а также с хищением их банковских накоплений, совершаются из-за рубежа. Похищенные денежные средства часто обналичиваются в других странах, при этом действуют сообщники на территории Казахстана, которые приобретают абонентские номера и предоставляют банковские карты третьим лицам. Законодательство Казахстана пока не предусматривает ответственности за передачу держателем своих банковских аккаунтов, счетов и карт третьему лицу по собственному желанию.

Мошенники также активно используют личные кабинеты индивидуальных предпринимателей, которые «сдают в аренду» свои недействующие аккаунты и предоставляют доступ к управлению банковскими счетами.

Прогресс невозможно остановить, но защитить граждан от мошенников необходимо. Ответственность за защиту персональных данных лежит на каждом, но нельзя оставлять людей наедине с этой проблемой. В Казахстане насчитывается более полутора миллионов операторов персональных данных, и регулярные утечки указывают на необходимость ужесточения регулирования этой сферы и повышения ответственности за сохранность данных.

В целях защиты граждан от мошеннических действий предлагается:

  • Усилить межведомственную координацию по борьбе с киберпреступностью.
  • Рассмотреть возможность кадрового и материально-технического усиления служб по борьбе с киберпреступностью.
  • Законодательно закрепить ответственность за создание неправомерного трафика путем изменения установленного порядка маршрутизации, включая неправомерное изменение вызывающего номера.
  • Проработать с банками и маркетплейсами применение дополнительных мер цифровой безопасности, таких как биометрическая идентификация и двухфакторная аутентификация при совершении операций.
  • Усилить контроль за соблюдением требований по сбору, обработке, хранению и защите персональных данных и при необходимости повысить ответственность операторов за сохранность информации.
  • Разработать комплексный программный документ по повышению финансовой и цифровой грамотности населения, включающий разработку и внедрение в школьную программу предмета «Финансовая грамотность» по аналогии с лучшими зарубежными практиками.
  • Организовать широкую разъяснительную работу с населением о существующих угрозах и способах защиты от мошеннических действий.

В соответствии с Конституционным Законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», депутаты просят предоставить ответ на данный запрос в установленные законом сроки.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!