Профессия швеи подразумевает многочасовые посиделки за швейной машинкой и кропотливую работу. Но что делать, когда сердце просит путешествий, музыки, душевной компании у костра? Раиса Канавец сумела совместить это и воплотить в жизнь свои мечты без ущерба семье и работе. Маленькая, хрупкая, она вооружается туристическими принадлежностями, берет с собой гитару и отправляется в дальние путешествия вместе со своей подругой. И домочадцы прощают ей нередкие отсутствия, потому что музыка - это у них семейное.
- Мы все – я, супруг, дочь и сын - играем на гитаре, рассказывает Раиса. – Дочка и сын имеют музыкальное образование, окончили музыкальную школу. Хоть они и не продолжили музыкальную карьеру, им нравится музыка. Миша еще два года после того, как отучился, играл в оркестре народных инструментов на баяне, потому что ему это нравилось. Музыка сопровождает нас всегда, хоть наши профессии с ней и не связаны.
Сейчас Раиса часто выступает на сцене в своем городе. Исполняет под гитару песни известных и не очень известных авторов. В ее репертуаре недавно даже появились композиции собственного сочинения. Она предпочитает юмористические и патриотические песни. Сама организует встречи местных авторов и исполнителей. На каждый такой вечер организатор созывает как исполнителей, так и слушателей, задает определенную тему, чтобы это было не просто сумбурное выступление, а, своего рода, музыкальная гостиная. Один из участников подготавливает устный рассказ по теме, остальные стараются выучить песни. К примеру, тематикой таких вечеров были военные песни, композиции из кинофильмов и мультфильмов, творчество Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других авторов замечательных песен.
- На одну из таких встреч, - вспоминает женщина-бард, - пришел мальчик со своим папой. Он очень хотел научиться играть на гитаре. Это было зимой. А недавно я узнала, что этот мальчик сейчас уже достаточно неплохо играет, ведь большому желанию непременно сопутствует успех. И мне приятно, что толчком для его развития в этом направлении послужила наша встреча. Значит то, что мы делаем, было не зря.
Раиса постоянно участвует во всевозможных фестивалях. Старается хотя бы раз в три месяца куда-нибудь выезжать.
- Во-первых, это важно для творческого развития и роста, - рассказывает музыкант, - во-вторых, интересно знать, как оценивают мое творчество другие, не знакомые мне люди, в-третьих, это всегда очень интересные и полезные поездки, в которых я обретаю друзей, очень близких мне по духу, с которыми я общаюсь, несмотря на расстояния, с которыми мы обмениваемся интересной информацией и идеями.
- Раиса, как реагирует на такое частое отсутствие супруг?
- Многие думают, что у меня его нет, - смеется она, поправляя волосы. Сделав серьезный вид продолжает, - если у родного, дорогого и любимого Вам человека есть заветная мечта, Вы будете препятствовать ее исполнению? Вряд ли… Конечно, не все так просто. Я стараюсь донести до супруга, что для меня это важно. Сам он не любит большое скопление людей и подобного рода мероприятия. А мне это просто необходимо. И он относится к этому с пониманием. Иногда складывается напряженная обстановка дома, но спустя некоторое время здравый рассудок и тщательный анализ действий приводят к положительному решению возникающих споров. И я очень благодарна своему мужу за понимание, а главное – за доверие.
Выезжать на фестивали я стала не так давно. Когда дети повзрослели, интернет стал общедоступным, я начала искать близких мне по духу людей. Помню в Павлодаре проводился концерт отчетный. Я собралась, села в автобус и поехала. Там я познакомилась с клубом авторской песни. А осенью они проводили масштабный фестиваль, на который пригласили бардов из многих городов Казахстана. Там были представители Темиртау, Алматы, Кокшетау, Петропавловска, Омска. Мы там со многими познакомились, обменялись номерами телефонов и уже на следующий год скооперировались и поехали на слет в Боровое. Мы там целую неделю жили на полуострове в палатках. Там круг знакомых стал еще больше.
С 2012 года у меня появилось очень много новых друзей. Я ездила в Шымкент, Ташкент, Алматы, Бишкек, Новосибирск. Приезжаю на фестивали обычно на день раньше, чтобы было время познакомиться с городом, с людьми, посмотреть достопримечательности, сфотографироваться. При этом денег на такие поездки уходит по минимуму. Главное – купить билеты. Езжу я, как правило, в плацкарте. А остановиться всегда найдется где. Барды очень дружный и гостеприимный народ. Хозяева, в чьем городе проводятся фестивали, всегда приглашают к себе приезжих участников. И если не приезжаешь заранее, то они даже обижаются. В прошлом году ездила на фестиваль «Чимганское эхо» в Ташкент, познакомились там с очень хорошими людьми, которые тоже участвовали в фестивале. Они нас там водили везде, все показывали, так здорово время провели. А в этом году на тот же фестиваль я решила поехать день в день. Так наши друзья с Ташкента даже обиделись, что мы не приехали пораньше, они уже ждали нас, то есть это уже даже не обсуждается, это своего рода традиция.
- Какие самые значимые для вас достижения на подобных фестивалях?
- Три года подряд я ездила на «Свой остров». Этот фестиваль посвящен Высоцкому. Его организатор Анатолий Олейников является председателем Сибирского фонда по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого. Каждый год он проводит этот фестиваль. Лучшими номинациями его являются исполнение песен самого Высоцкого, либо песен, посвященных его памяти. И самая сложная номинация – авторская песня. Прошлые два года я занимала вторые места в номинациях, а в этом году заняла первое место в номинации. Я считаю это хорошей оценкой своей работы, своих способностей.
В Алматы в этом году на фестиваль «Звездное небо» меня уже пригласили в качестве гостя, а не участника, и я сидела в жюри.
- Какая Ваша самая любимая песня?
- Я люблю песню Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни». И люблю петь песни Ольги Чикиной. У нее столько юмора, столько иронии. Нравятся песни Елены Казанцевой, Елены Гудковой – они такие женственные, пишут о женской судьбе, и эти песни, как сейчас говорят, не грузят, легкие. Поэтому, когда поешь их, людям хочется их слушать. И люблю творчество Игоря Калинина.
- А с чего все началось, Раиса?
- Я хочу Вам рассказать одну историю. Недавно я ездила на сабантуй в Павлодар. Гостем этого праздника был народный артист Башкирии и Татарстана. Этот мужчина пел одну песню без фонограммы, без музыки акапельно. Я специально для мамы записала эту песню и привезла ей послушать. Это была партия из знаменитой татарской оперы «Галиябану».
Услышав ее моя мама рассказала, что когда она была молодая, ей было тогда лет девятнадцать, они жили в деревне. Молодежь всегда собиралась по клубам. Там они ставили как раз эту оперу и все партии из нее моя мама знала наизусть. После премьеры спектакля все плакали в зрительном зале, настолько хорошо они играли его. Так вот песня, которую я привезла маме с сабантуя, была как раз из того самого спектакля. Мама даже пыталась поступить в Новосибирский театр оперы и балета.
В последнее время я стала все больше интересоваться у мамы о том, как проводили досуг во времена ее молодости, куда ходили, как одевались. Она рассказывает очень много интересного. А тяга к музыке мне передалась по наследству. Как я уже говорила, мама хорошо пела в молодости, а отец играл на баяне. Но при этом никто из семейного дуэта не имел музыкального образования, они были самоучки – сами подбирали мелодии, не зная нотной грамоты.
У супруга тоже родители любили музыку. Папа у него играл на гармошке, на баяне и даже на гитаре пробовал, а свекровь Елена Юрьевна все время подпевала и частушки, и народные песни - хорошо пела. Супруг с удовольствием поет под гитару в кругу друзей. Насколько мне известно, он даже поступал в музыкальную школу, но проучился только один год. Вот и у нас в семье всегда звучит музыка.
Решение о том, чтобы отдать детей в музыкальную школу мы принимали сами. Родители чаще всего реализуют свои детские мечты в своих детях. У Гали был очень хороший слух, она участвовала в сценках, хорошо пела. Свёкр купил пианино, когда она была еще совсем маленькой. Потом, когда у нас появилась своя квартира, он перевез это пианино к нам и уже в пять лет мы посадили Галю за инструмент, а с шести отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Сын тоже окончил музыкальную школу, но его мы отдавали учиться немного позже.
В молодости, когда мы собирались компанией с друзьями, у нас не обходилось без гитары. Муж у меня работал в милиции тогда еще и у них проходил конкурс художественной самодеятельности на областном уровне. И мы в этом мероприятии участвовали с ним вместе. С дочерью на школьных мероприятиях пели дуэтом, выезжали со школой на турслеты, там тоже пели. Получается, что с Мишей, что с Галей мы все туристические песни знаем и поем. Я всегда старалась их подтолкнуть к тому, чтобы быть активными во всех мероприятиях. Ну и в итоге они у нас действительно стали активными. Галя выступает временами, Миша тоже, даже в институте был в активе.
- Какую роль сыграла музыка в воспитании детей и вообще в вашей семье?
- С музыкой ведь легче жить. Плохо – песни поешь, весело – тоже поешь. Ремонтом занимаемся, работаем – все с песнями. Сейчас же мы вдвоем с мужем живем, дети разъехались, у каждого своя семья. Бывает сядем вечером, я беру гитару, он слушает, на телефон записывает меня, на работе коллегам показывает, что жена у него поет, все удивляются, - улыбается Раиса. – Я и детей часто просила сыграть что-нибудь. Галя красиво мазурку играла на пианино. Я говорю «сыграй доча», а сама пританцовываю. А Миша пассакалью хорошо исполнял.
Раньше я в ателье швейном работала. А теперь в одной из комнат у себя в квартире сделала рабочий кабинет и прям дома работаю. Кстати, с работы ушла потому, что не хватало времени на творчество. Когда шью, тоже пою потихонечку. Это и работать помогает.
Сейчас Раиса уехала на очередной фестиваль под названием «Под занавес лета», который проходит в Барнауле. Она не устает повторять «если есть возможность куда-то поехать, поучаствовать в конкурсе, нельзя откладывать. Потом такого шанса может и не выпасть, и ты будешь жалеть о том, чего не сделал».