Причины роста инфляции объяснил министр нацэкономики
Сегодня на заседании Правительства под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова рассмотрен актуализированный комплекс мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2023-2024 годы. С докладом выступил министр национальной экономики Алибек Куантыров, передает ИА El.kz со ссылкой на пресс-службу Правительства РК.
Алибек Куантыров сообщил, что в течение 2022 года экономика Казахстана продолжила функционировать в условиях растущего инфляционного давления, достигнув пиковых значений к концу года до 20,3%.
По словам главы ведомства, причины роста инфляции – повышенный спрос на товары как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также их дефицит, в связи с потоком мигрантов. Основной вклад в ускорение инфляции продолжают вносить продовольственные товары, в том числе СЗПТ.
Он обозначил ключевые тренды 2023 года:
- снижение среднегодового уровня глобальной инфляции с 8,8% в 2022 г. до 6,6% в 2023 г.;
- «открытие» Китая – позволит обеспечить порядка половины глобального роста экономики;
- повышение базовых ставок центральными банками для борьбы с инфляцией;
ослабление узких мест в глобальных цепочках поставок;
- сохранение геополитического напряжения.
Утвержденный Комплексный план состоит из 67 мероприятий, из которых 20 исполнено, реализация 47 мероприятий продолжится в 2023 и 2024 годах.
В рамках актуализации Комплекса мер Министерством совместно с заинтересованными госорганами выработаны 46 новых мер, в основном, направленных на увеличение объемов производства продукции.
- Правительство ставит перед собой задачу удержания инфляции в границах целевого коридора и недопущения дефицита товаров. Актуализированный Комплекс мер будет реализовываться по 5 направлениям и состоит из 93 мероприятий оперативного и среднесрочного характера, предусматривающих увеличение объемов производства продукции, меры в области хранения, логистики товаров, розничной торговли товарами, контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование, а также системные меры, — проинформировал А. Куантыров.
Первым направлением Комплекса мер является «Увеличение объемов производства продукции», которое включает в себя меры по переформатированию работы стабилизационных фондов в части перехода от прямого закупа к заключению форвардных договоров между СПК и СХТП. Кроме того, начнется реализация проекта по повышению доходов сельского населения «Ауыл Аманаты» с выдачей 17 тыс. льготных микрокредитов и созданием 18 тыс. рабочих мест в текущем году.
Путем льготного финансирования 24 проектов по созданию новых и расширению действующих молочно-товарных ферм будет тиражирован опыт СКО.
В целях покрытия потребности внутреннего рынка продолжится реализация импортозамещающих проектов по производству строительных материалов, товаров легкой, химической и фармацевтической промышленности.
Также в текущем году начнется реализация 19 проектов по производству мяса птицы и 17 проектов по переработке мясной продукции, что позволит произвести 250 тыс. тонн мяса птицы и 32 тыс. тонн мясной продукции.
- Хранение, логистика и транспорт – это второе направление Комплекса мер, в рамках которого предусматривается реализация инвестиционных проектов по хранению картофеля и овощей, - сказал он.
Как отметил министр нацэкономики, для проведения эффективных товарных интервенций в период межсезонья предусматривается обеспечение загруженности стабфондов.
Продкорпорацией будет осуществлен закуп сырья для дальнейшей реализации перерабатывающим предприятиям.
В целях расширения географии транзитных потоков будут проработаны новые транспортные маршруты и увеличена доля отечественных перевозчиков грузов автомобильным транспортом с 30 до 50%.
Третье направление «Розничная торговля товарами». Контроль торговой надбавки будет осуществляться путем выявления непродуктивных посредников посредством использования данных электронных счетов фактур операторами фискальных данных и обеспечения эффективной деятельности региональных комиссий.
Продолжится работа по заключению соглашений между крупными производителями и торговыми сетями о снижении и поддержании цен на СЗПТ, проведению еженедельных сельскохозяйственных ярмарок.
Будет создан Ситуационный центр по анализу и прогнозированию цен на базе АО «KazTrade», что позволит выявлять факторы риска роста цен и, соответственно, принимать меры превентивного характера.
Контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование – это четвертое направление Комплекса мер.
Предусмотрены меры по стабилизации цен на СЗПТ, ГСМ, уголь и лекарства. При этом будет продолжена работа по обеспечению полноценной реализации законодательной функции по осуществлению контроля за соблюдением 15% торговой надбавки на СЗПТ, а также проводиться постоянный мониторинг цен на СЗПТ и при необходимости приниматься меры оперативного реагирования.
Будут приняты законодательные поправки, направленные на повышение прозрачности процедуры закупок субъектов естественных монополий и их ответственности.
В рамках пятого направления планируется мониторинг инфляции на основе альтернативных данных.
Будет осуществлен переход от традиционного бумажного обследования респондентов на компьютеризированную систему сбора данных с использованием цифровых решений.
Поддержка социально-уязвимых слоев населения будет обеспечена посредством реализации механизма дифференцированной компенсации затрат на коммунальные услуги для различных категорий населения.
- Продолжится работа по предоставлению через Фонд развития промышленности доступного финансирования для проектов в обрабатывающей промышленности, а также по созданию Единой информационной системы – «Национальная товаропроводящая система, — добавил А. Куантыров.
В целях производства продукции среднего и высокого переделов будет обеспечена поставка базовых материалов, добываемых и производимых на территории страны со скидкой для потребности внутреннего рынка.
Также будут пересмотрены меры поддержки экспортеров с акцентом на товары высоких переделов.
Правительство Республики Казахстан ставит перед собой цели:
- удержать инфляцию в целевом коридоре;
- не допустить дефицит товаров путем применения мер государственного регулирования, увеличения производства, внешнеторгового регулирования;
- стабилизации цен и улучшения бизнес-климата, в том числе инвестиционного.