Послания Президента народу Казахстана задают вектор развития нашего государства - доктор педагогических наук Айгерим Мынбаева
Ежегодные послания Президента народу Казахстана задают вектор развития нашего государства и общества, помогают сверять «часы» глобальных трендов развития и развития местного сообщества – считает Айгерим Мынбаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им.аль-Фараби, передает ИА El.kz.
Обновление страны, направленное на реализацию концепции Справедливого Казахстана, в прошлом году в озвученном тексте Послания было связано с новой экономической политикой, развитием сектора производства, инвестициями в человеческий капитал, обновлением менеджмента, усилением законности и порядка. В этом году Послание поступательно («step by step») продолжает стратегию реформ экономики страны, подробно рассмотрены вопросы и поставлены задачи поддержки отечественного производства, расширения платформ развития ресурсной базы, создания кластеров производства продукции высокого передела. Президент страны К.К.Токаев стратегически определил в новом послании экономический курс Справедливого Казахстана.
Экономические достижения возможны при мощном развитии профессиональных кадров. Президент подчеркнул, что для реализации всех направлений нужно развитие человеческого капитала страны: «В первую очередь, требуется изменение общественного сознания и устремлений граждан». Подготовка высококвалифицированных кадров – приоритетная задача вузов Казахстана, в том числе КазНУ им.аль-Фараби.
В этом учебном году наш университет отметит свой юбилей – 90-летие со дня основания. Почти столетие наш университет является кузницей профессиональных кадров страны, вносит большой вклад в экономическое, социальное, культурное развитие государства, созидает профессиональную элиту республики. Иными словами, университет продолжает на марше нового времени ХХI века совершенствовать человеческий, интеллектуальный и социальный капитал страны, продолжая лучшие отечественные традиции страны и успешно интегрировавшись в мировое научно-образовательное пространство.
Год назад университет приобрел статус исследовательского университета, хотя еще в годы войны, послевоенное время был единственным университетом в республике, входил в семерку лучших университетов советского времени. Сейчас КазНУ входит в международные рейтинги вузов мира.
В Послании от 1 сентября 2022 г. Президент отметил: «Ключевым звеном развития образовательной экосистемы должны стать эндаумент-фонды при вузах». В КазНУ эндаумент-фонд действует с 2014 года на базе Ассоциации выпускников. Планируется регулирование его правового статуса в рамках законопроекта, который готовится МНВО РК.
Сравнивая разные эпохи развития высшего образования, мы видим, как стратегические перспективы развития вуза, так и современные проблемы общества и обучения, совместно ищем пути решения текущих задач, отвечаем на вызовы современного времени.
Как писал психолог-гуманист Карл Роджерс: «Образованным является только тот человек, который научился учиться … и изменяться». Сократ же говорил: «В каждом человеке есть Солнце, только дайте ему светить», согласно Абу Насыру аль-Фараби «Каждый человек стремиться к Счастью». Поэтому непреходящая задача университета – не только дать профессиональные знания и компетенции, но и закалить нравственные устои будущего профессионала, привить общечеловеческие, гуманистические ценности, гармонично развивать целостную личность.
Ежегодно в университеты поступает новое поколение молодежи, которое сейчас называют поколением Next, цифровым поколением. Проведя исследование по гранту Министерства науки и высшего образования Казахстана, мы установили, что новое поколение школьников и студентов предпочитают, в первую очередь, использование при обучении электронных учебников, затем – видеоресурсов, и лишь затем бумажных книг. С другой стороны, высшее образование учит сочетать разные ресурсы обучения, быть критичным и креативным в мышлении, обучаться в течение жизни. Задача педагога «зажечь» или мотивировать каждого студента его профессией, помочь началу самореализации личности.
Новый вызов для современного общества – сохранение физического и психического, социального здоровья. В частности, в связи с длительным и неконтролируемом пребыванием в виртуальном пространстве, интернете, социальных сетях, возникают проблемы ментального здоровья у молодого поколения. Интересны результаты исследований: по изучению взаимосвязи тревожности у подростков цифрового поколения (12-15 лет) со склонностью к интернет-зависимости; выявлению академического выгорания школьников 11-18 лет в сравнении выборок учащихся Казахстана и Китая. Данные исследования соответствуют реализации Цели устойчивого развития ЮНЕСКО «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». В исследовании установлено, что склонность к интернет-зависимости положительно коррелирует с ситуативной тревожностью, обнаружена положительная корреляция интернет-зависимости с личностной тревожностью. Совместно со студентами, магистрантами и докторантами мы проводим исследования по данному направлению.
Читайте также: