Помощь без границ
Санитарная авиация – отдельное направление служб скорой медицинской помощи, которое на протяжении нескольких лет активно развивается в Казахстане. Санавиация не заменима в тех случаях, когда тяжело больной или пострадавший находится в труднодоступном месте или за пределами страны, и когда необходима доставка донорских органов для срочной операции.
В Казахстане "Республиканский центр санитарной авиации" был создан в декабре 2012 года. За шесть лет своего существования воздушная скорая помощь доставила более пятнадцати тысяч пациентов. А с 2015 года санавиация осуществила транспортировку 54 донорских органов. На сегодняшний день служба санитарной авиации располагает 35-ю единицами летательных аппаратов, это вертолеты и самолеты, оснащенные специальным медицинским оборудованием.
Борис Сартаев, - врач-инструктор «Республиканского центра санитарной авиации», в этой службе он со дня основания. Нашему порталу Борис рассказал об особенностях работы воздушной скорой помощи.
О себе и работе.
До этого я работал на обычной скорой помощи врачом. Вообще всегда стараюсь пробовать что-то новое, что появляется у нас в стране. Например, с прошлого года помимо нашей профильной работы – санитарной авиации, мы начали заниматься новым видом деятельности – обучением, для этого открылся специальный учебный центр. Мы проходим обучение в других странах в Израиле, Германии и России, и сами обучаем казахстанских врачей, которые работают на скорой помощи, также сотрудников городских и районных больниц.
Чему мы обучаем? Это продвинутая реанимация, реанимация детей, взрослых, и оказание помощи при множественных повреждениях.
У нас обязательно два пилота на борту, если мы летим на самолете, то у нас целая бригада помимо пилотов там есть инженер-техник, в общем большая команда.
Есть специфика в этой работе, всему нужно учиться. Когда в стране открывалась санавиация нас обучали турецкие специалисты, это были и мастера пилоты и сами врачи. Они нам в течение 15 дней четко все рассказывали, конечно были полеты на вертолетах. Здесь очень много нюансов, начиная даже с того как элементарно подойти к работающему вертолету, чтобы быстрее загрузить пострадавшего. Отдельная специфика, это работа в воздухе с пациентом, есть такой большой раздел в медицине «Аэрофизиология полетов» это воздушная медицина, там все рассказано об этом.
О вылетах.
Санитарная авиация по Казахстану летает каждый день, по республике бывает до 15 вылетов в сутки. А так обычно одна бригада делает один вылет в сутки, но бывают такие ситуации, когда ты прилетаешь из какого-то города, транспортируешь пациента в клинику и тут тебе сообщают, что в другом городе требуется авиация, а бригады свободной нет и ты должен лететь туда.
Мы летаем не только в любой город Казахстана, но и в любую часть света, где находятся пациенты наши граждане. Порядка десяти вылетов в год это могут быть вылеты за рубеж. Это может быть Таиланд, Китай или Россия.
Если говорить о казахстанских пациентах, которых мы доставляли из зарубежа, то в основном это были люди, получившие политравмы, либо граждане с тяжелыми заболеваниями.
Суть санитарной авиации заключается в том, что мы не возим каждого пациента, мы доставляем только в том случае, если человек не может быть доставлен другим пассажирским авиатранспортом, и он нуждается в постоянной медицинской помощи во время перелета. Также нас вызывают, когда нет возможности оказать помощь на месте, либо, когда нет оборудования и специалистов, которые могут оказать эту помощь.
В бригаду обычно входит два человека я - врач и мой помощник – фельдшер. Если же пациентов двое или трое, то мы стараемся посылать сразу две бригады, чтобы помощь была оказана всем. Следует понимать, что в санитарной авиации легких пациентов не бывает, у нас все тяжелые, поэтому уделять внимание во время полёта врач должен каждому.
При воздушной транспортировке есть свои сложности. Врачи обычной скорой помощи в любой момент могут обратиться за помощью на земле. У нас же нет такой возможности, так как мы находимся в воздухе и, если происходят нестандартные ситуации, нам приходится обходиться только своими силами.
О кадрах.
У нас молодежь тоже работает, но нужно понимать, что в санитарной авиации нужно иметь опыт, то есть врачей со стажем работы в два года у нас нет. В основном у нас все специалисты либо с высшей категорией, либо с первой, у меня – высшая категория. Для понимания, чтобы получить высшую категорию, в медицине нужно проработать десять лет.
О технике.
Несколько лет назад мы летали на вертолетах Ми-8 или Ка-32, которые сейчас и морально, и материально устарели, поэтому их заменили новые Еврокоптеры, возможно в будущем будут вертолеты еще лучше.
По Казахстану сейчас работает 16 вертолетов санитарной авиации, которые имеют готовый медицинский модуль на борту.
Эти вертолеты собирает компания «Еврокоптер Инжиниринг» они уже с завода идут с медицинскими модулями, которые можно использовать в полете. Опять же если сравнивать с машиной скорой помощи, то в автомобиле можно какую-то деталь заменить при поломке или если нужно можно заехать в бокс. В вертолете так не получится, здесь очень большие перепады температуры и оборудование должно ее выдерживать.
Также оборудование должно быть компактным и многофункциональным. Например, сейчас у нас установлены одни носилки, но, когда там два пациента и соответственно носилок тоже две, остается очень мало места для нормальной работы. К тому же вертолет, когда поворачивает в воздухе он делает это не как машина, он становится на бок, поэтому у нас вся аппаратура на борту очень хорошо закреплена.
Нужно понимать, что аппаратура используется в воздухе, и у вертолета есть своя энергосистема. Если мы возьмём обыкновенный старый дефибриллятор и применим его к пациенту, который лежит на носилках и касается металлических частей вертолета, мы просто "закоротим" все энергосистему и вертолет упадет. Поэтому вся аппаратура, которая здесь устанавливается она проходит специальную сертификацию на допуск ее применения в воздухе.