Поддельные петроглифы в Алматинской области удивили любителей истории
В конце октября в Казахстане любители истории были потрясены удивительным открытием. В Алматинской области был найден уникальный камень с петроглифами. На редкость хорошо сохранившиеся рисунки изображают двух солнцеголовых божеств – одно из них идет за быком. Рядом – изображения копытных животных и сцена охоты. Также изображены антропоморфные фигуры с длинным когтями, напоминающими изображения жезтырнаков – демонических существ тюркской мифологии. Все рисунки высочайшей степени сохранности. Ранее таких четких изображений на камнях в Казахстане не находили, сообщает El.kz.
Как сообщалось в публикациях со ссылкой на автора находки Ахмада Байдаурена, изображения сделаны в технике пикетажа (выбивки).
Сообщение о находке вызвало большой резонанс в СМИ и соцсетях. В последние годы петроглифы становятся все популярнее, можно сказать, превращаются в один из символов страны. Народы, населявшие нашу территорию начиная с бронзового века, обладали развитой культурой. Уже 3-4 тыс. лет назад они были прекрасными металлургами, делали бронзу, умели строить колесницы. Около 3,2 тыс. лет назад, в эпоху Трои, в центре Казахстана возводились величественные пирамиды для усопших вождей, люди жили в больших протогородах. При этом долгое время культуры были бесписьменными – это способствовало развитию изобразительного искусства. Многочисленные скальные выходы в горах и предгорьях стали естественными мольбертами для древних художников. Они запечатлели бытовые сценки, охоту, войны, культовые изображения.
Сухой климат способствовал сохранению рисунков. По подсчетам историков, в Казахстане насчитывается более 300 только крупных скоплений петроглифов, и еще несколько сотен мелких. Общее количество рисунков приблизительно оценивается более чем в 300 тыс. Нельзя исключить, что Казахстан – мировой рекордсмен по количеству сохранившихся древних рисунков на скалах. Не случайно Глава государства Касым-Жомарт Токаев в марте этого года отметил в своем выступлении на Третьем Национальном курултае, что «Казахстан не зря называют «страной петроглифов».
Наскальные изображения все больше входят в тренды. На рынке появляются линейки мерча – например, в этом году линию с петроглифами выпустил бренд Almaty Soul. Всего же одежду и аксессуары с петроглифами в РК выпускает несколько десятков компаний. В Главном ботаническом саду Алматы готовится к открытию Парк петроглифов «Аркалан». Visit Almaty в конце октября провел мастер-класс для журналистов о петроглифистике. Словом, петроглифы в моде. Неудивительно, что сообщение об уникальной находке привлекло внимание широкой аудитории и переполошило любителей СМИ.
Правда, переполох был вызван не ценностью открытия, а тем, что впервые в Казахстане появилась подделка петроглифов. Причем подделка грубая – хотя сложно от первой же подделки ждать высокого мастерства.
Во-первых, манера изображений вообще не похожа ни на один стиль, который встречался среди Казахстанских петроглифов.
Во-вторых, никакой техники пикетажа на камне не наблюдается. При пикетаже получается много-много маленьких лунок. При этом удаляется верхний тёмный слой камня, обнажается более светлый нижний слой. Если рисункам больше 3000 лет, нижний слой выцветает и становится неотличим по цвету от поверхности камня. Изображение выдает только рельеф. В случае с алматинской находкой рисунки гораздо темнее камня.
Рисунки на камне закрашены. У древних людей такой краски не было. Была охра, но ей не закрашивали выбитые изображения и на открытом воздухе охра быстро исчезает. Сохраняется только в гротах и под навесами. И она желтоватая или красная.
Есть и другие признаки, выдающие подделку. Но перечислять их нет необходимости. Сообщение о находке сопровождалось номером телефона, по которому можно было узнать подробности о камне. Этот же номер телефона размещался на развешанных в Алматы афишах о том... как вести себя при встречах с Жезтырнаком. Все, кто не поленился позвонить, могли моментально убедиться, что уникальный камень, вызвавший сотни откликов в социальных сетях – это тизерная реклама нового фильма ужасов “Жезтырнак”. Правда, как выяснилось, большинство обсуждающих находку звонить не стали и несколько дней на полном серьезе дискутировали о ней.
Никто не будет спорить, что подделки – это нехорошо. Но когда исторические и культурные коды начинают использовать в маркетинге – это маркер высокого интереса к истории в обществе. Более того, использование исторических образов в рекламе – это еще и невольная популяризация исторической науки, привлечение внимания к нашему прошлому. Лишний раз напомнить о том, что у нас интереснейшее прошлое, никогда не повредит. Тем более, когда выяснить, что же означает удивительная находка на самом деле, совсем несложно – достаточно сделать один звонок.
Юрий Дорохов,
научный волонтер Общественного фонда «Охотники за петроглифами»